Синдром Аспергера/Аутизм
Решила рассказать сегодня про жизнь с ребенком, у которого диагноз аутизм. Расскажу всякое, пожалуюсь заодно и буду рада общению с другими родителями(даже если вы прочтете мой пост через несколько лет!). Может удастся вдохновить некоторых тем, что все не так страшно. Ну и всем, кому интересно просто почитать велкам.
Итак вводные данные: Как уже писала ранее я являюсь мачехой для двоих детей, которые достались мне вместе с мужем. У младшего окончательный диагноз аутизм поставлен в пятилетнем возрасте, на основе специфических признаков и паттернов поведения.
В Германии есть четыре степени инвалидности, где 4 самая тяжелая(лежачий и полностью не способный к самообслуживанию, если грубо). У ребенка официально поставлена 3 степень.
Естественно ходит в специальную школу для детей инвалидов.
КРАТКАЯ ПРЕДЫСТОРИЯ(где буду жаловаться)
Когда вы являетесь родителем своего ребенка, то естественно искренне заинтересованы в том, чтобы скорректировать особенности ребенка. В данном случае у биомамы данного интереса не было и развитием ребенка она не занималась(растет и растет). Почему это оказалось плохо в перспективе: Мама русскоговорящая и по-немецки разговаривать не умеет, с ребенком разговаривала только по-русски соответственно. В садике из-за заболевания и незнания немецкого воспитатели так же ничего особо дать ребенку не смогли. Получилась двойная жопа так сказать.
Итог: По-русски разговаривает плохо, часть букв произнести не может, а это: ж,з,р,ф,ч,ш,щ. Как научился «сисись меня?»(слышишь меня?), «электрисиська»(электричество) и т.д. говорить, так вот и говорит.
Он, она и оно для него вещи недосягаемые, он не понимает рода.
Исковерканные слова и фразы, по типу «едеть»(ехать), «кроме я»(кроме меня), «три лет» и «пять года» и т.д.
Все ошибки, которые совершают чаще всего дети, когда учатся говорить остались с ним к его 9 годам. Сейчас это все поддается коррекции очень и очень туго, он привык разговаривать как придется и многое произносится на автомате(тут дело даже не в аутизме). По несколько месяцев уходит на коррекцию одного слова. Прим: «едеть», на коррекцию ушло все лето. С конца мая и по конец августа.
Что с немецким?
На данный момент более грамотная речь(!), но более скудный словарный запас. В спец школе изначально не нашла подход классная и он год не разговаривал в школе(поэтому его учили как совсем уж дебила, пальчиком показывать что надо и застегивать пуговицы). Через год им по каким-то внутренним ротациям поменяли учительницу и новая его за пол-года разговорила. В целом оказалась неравнодушная, несколько раз была у нас в гостях и смотрела чем интересуется ребенок(книги, увлечения, игры и т.д.)
СЛОЖНОСТИ
При всех проблемах с речью ребенок очень любить говорить, много и все подряд, задавать одни и те же вопросы, задавать тот же вопрос когда только что другому ребенку объясняли ответ и он при этом был рядом. Иногда речь нон-стопом весь день становится утомительной.
При этом чужих людей стесняется и не разговаривает с ними, что в свою очередь крайне затрудняет ситуацию когда речь идет о логопедах и психологах.
Психическое развитие на уровне 5-6 лет. Тут даже не сам он, а когнитивный диссонанс очень мешает жить. Ребенок большой, а рассуждает или ведет себя как маленький. Привыкнуть к этому оказалось не так-то и просто, до сих пор он может вешаться на папу и другим детям говорить «мой папа», совсем не знает сказок(ни русских, ни немецких) не его вина. Все еще не может кушать аккуратно, грязный всегда. Сейчас уже год как учимся читать на немецком, чуть начало получаться, но идет ооочень медленно.
И больше всего напрягает то, что от него особо никто ничего не требует и нет никаких стимулов в виде поощрения. Ему все дается просто так. То, что папа ему там объяснял, что кушать вкусно - дорого и отпуска - это дорого, и нужно учиться. А потом работать если он хочет жить так же хорошо привели к тому, что он начал говорить «хочу всю жизнь жить с папой». :)
ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ
Однако все не так безнадежно, хоть и мелкими шажками, но мы уверенно двигаемся вперед. И с каждым годом он так или иначе развивается.
На данный момент не является «бытовым инвалидом», может приготовить самостоятельно некоторую простую пищу(прим: поджарить яичницу, сварить лапшу), если я готовлю что-то, ему так же интересно поучаствовать.
Я могу попросить его разобрать постиранные вещи и уложить в его шкаф, если не успеваю сама.
Да и в целом, если его о чем-то попросить он постарается сделать.
Практически нет истерик, проблемы с контролем эмоций бывают. Старший брат его доводит иногда(я думаю специально выкручивает ему нервы).
На данный момент не замечала за ним агрессии, но может специально делать какие-то пакости(исподтишка). Обычно старшему брату, поскольку не может напрямую дать ему отпор.
В заключение хотелось бы сказать, что исправлять всегда сложнее чем учить с самого начала. Скорее всего потенциал ребенка гораздо больше и в иной ситуации он был бы более эрудированный к своим девяти годам.