Мои размышления о развитии речи
Дети делятся на два типа: удобные и неудобные. Удобные - это те которые легко и с удовольствием повторяют за мамами, а неудобные нет. Удобные дети не имеют проблем с речью, если у них нет физических нарушений.
Алиса еще в младенчестве вводила меня в ступор при отказе от перекличек, если она гулила, а я пыталась с ней пообщаться, она делала большие глаза и замолкала. Я сначала волновалась, а потом приняла эту черту характера. Иногда и у нее бывают вспышки повторюшек и тогда я совершенно счастлива и использую их на полную катушку. Но не об этом речь. Мне кажется что эта её особенность сыграла со мной злую шутку, и я строила общение с дочкой крайне не правильно..Вот что значит перечитать умных книжек. Я говорила с раннего младенчества" Смотри, Алиса, это собака породы пудель. Смотри какая она маленькая и кудрявая" и т.п. Бедный ребенок...То что при такой бестолковой маме она умудряется говорить предложениями признак чуть ли не гениальности:) Когда приходила Алисина прабабушка и начинала : "Смотри, собака, собака бежит топ-топ-топ, собака лает гав-гав-гав. Скажи собака. СО-БА-КА". Меня это очень раздражало...
А потом я начала беспокоится о речи и углубилась в книги, даже в тренинге участвовала платном. Догадайтесь, что же там рекомендовали делать в первую очередь? Правильно! Артикуляция, мелкая моторика и дыхание!
ЭЭЭх...это все конечно здорово, замечательно и полезно, но если проблема не в том что ребенок не может говорить, а в том что у него не хватает мотивации и желания, то такие игры помогают очень слабо. А если вдруг помогли, значит проводились очень правильно и эмоционально.
Недавно у меня случился инсайт и Алисик в один день вдруг начала использовать слова. а не дай и нытье... Да что Алиса, вчера встретили на площадке маму с сыном. Ребенку 2 года и он не говорит вообще не слова, а только эээ...Про поведении мамы я помолчу,суть в том что ребенок прилип к нам, я стала показывать как из снежных глыб строить дома. Алиса давала "кирпичи" мальчику, а мальчик восторжено все бурил (ломал). Я включилась в игру с громким гудением изображая подъемный кран, а мальчику отдала роль великана-крушителя. Дети довольны, ребенок несмело начал произносить БАХ! Мама его стоит рядом и говорит: "Ну что же ты делаешь? Нельзя ломать! Нужно строить".Потом хватает сына и уносит домой... Ребенок в слезы, руки к нам тянет.. Ну да ладно.. Почему же ребенок, молчавший 2 года, за 5 минут общения с чужой тетей сказал первое слово? (интересно, а заметила ли это слово мама?). Все очень просто! Я использовала сильное эмоциональное переживание! Т.е. первый важнейший пункт развития речи для детей с первых дней жизни -ЭМОЦИИ!
1. Учимся искренне бесится! Обычно такие игры восхитительно выходят у пап, учимся! Самой очень тяжело давалось искреннее сумасшествие! Громкие повторяющиеся возгласы, эффект неожиданности. " Это чей же тут непослушный пупок! Сейчас я этот пупок как зацелую! " , " Я злой и страшный серый ВОЛК! УУУУУУ! УКУШУ! ДОГОНЮ! ТОП-ТОП-ТОП". Последнее время Алиска полюбила игру в злую собаку, я прячусь в домике палатке, она на цыпочках подходит, заглядывает, а я громко лаю. Восторга море! Смысл этих игр один, если их было достаточно, то ребенок захочет за вами повторять. У нас занятия по альбомам развития речи, проходят только после полноценного бесилова.
2.Говорим медленно и часто повторяем одно и тоже слово.
3. Читаем не много разных книг , а одну две много-много-много раз, потом начинаем забывать последние слова... (поняв эту истину я очень расстроила, библиотека подобралась шикарная и читать хочется все одновременно)
4. Развиваем память! Вечером обсуждаем с ребенком прошедшие за день события, зарисовываем или обыгрываем их.
5. Обсуждаем просмотренные мультики и прочитанные книги. Куда пошел мальчик? Кого первого встретил пес? Кто съел колобка? и т.п.
6.Обсуждаем картинки. Покажи кто бежит? Кто сидит на дереве? Что нам нужно чтобы чай попить? и т.п.
7. При работе по альбомам еще больше упрощаем речи. "Это лошадь. Ло-ша-дь. Скажи ло-ша-дь" И все, без подробностей, когда они понадобятся вы сами поймете.
8. При составлении тематических недель обращайте внимание не на количество знаний, а на введение слов в активный словарь.
9. Пойте! Простые песенки и слоги! Пойти азбуку!
10. Не плохо помогает подписывание картинок
11. Прохлопывайте и прошагивайте сложные слова. А можно качаться на качелях и кричать МА-ШИ-НА!
И напоследок игры от одной замечательной мамы:
"1.3 -2 года
Смешные звуки
Во время любой совместной деятельности используйте побольше всяких «Оп!», «Ух!», «Плюх!», «Бац!», «Вжик!» к конкретному действию. Малыш непременно начнёт их вскоре повторять, и помимо развития речи это поможет превратить
в весёлую игру даже ранее нелюбимое действие.
Да-нет
Почаще стимулируйте малыша отвечать хотя бы это. «Ты гулял сегодня в зоопарке?» «Это твоя машина?»
Дети любят правильно отвечать на каверзные вопросы: «Это у тебя нос? ( показывая на пуп)».
По-сло-гам
Почаще повторяйте самые интересные для малыша слова по слогам, отбивая ритм хлопками или шагами или движениями на качелях : «Машина», «Бабочка». Затем не договаривайте последний слог, два слога… ( Мы так освоили даже "холодильник" и "Тутанхамон" )
Рассказываем стихи
А в любимых стихах и потешках не произносите последнее слово в строчке или просто самые интересные слова. Даже если малыш говорит только слог, это уже считается, хвалите побольше и, мимоходом, называйте правильный вариант.(мы так ещё в год и три рассказывали "Мухуцокотуху" целиком, почти одними слогами , но все были правильные )
Что мы видим? Что мы слышим?
Во время прогулки в коляске или катания на качелях почаще задавайте этот вопрос. В начале, возможно, большую часть придётся говорить самой: «Что мы видим? - Ка! - Да, тут качели, красные! А что ещё? - Ка! - Коляска, точно!» А сидя дома, обращайте внимания на звуки за окном: «Что это проехало, грузовик? Давай посмотрим! А кто это залаял во дворе?»
Игры в предложения
Берём какой-нибудь глагол и танцуем от него со всеми игрушками и предметами под рукой: « Мишка бежит, зайка бежит, карандаш бежит («топ-топ топ»)…Смотри, и мама бежит! А Миша(имя ребёнка) тоже бежит, побежали!»
«Я кушаю и ты кушаешь, и мишка тоже кушает - мы кушаем вместе» (акцент на спряжении)
В некоторой сомнительной логопедической литературе встречала совет до двух лет не вводить спряжений и склонений,составлять предложения типа «Миша топтоп», « Дай ляля». Считаю, что это только сильно тормозит развитие речи, да и вообще это неуважение к ребёнку.
Загадки
Начинаем с самого простого: показывая на картинку в книге, не просто спрашивайте «Где шапка?», а «Что мы надеваем на голову?», « Чем мы моем руки?»
После полутора можно ввести и настоящие загадки с картинками-подсказками, а отгадка должна подходить по рифме:
«Кукареку!»
Кричит он звонко,
Хлопает крыльями громко-громко,
Курочек верный пастух,
Как зовут его? (петух).
Разговор по телефону
Давайте малышу почаще говорить с любимыми людьми по телефону, заранее договорившись, какие вопросы они могут ему
задать, сами звоните ему. Пусть пытается ответить и рассказать чтото без помощи жестов. Мы так разговариваем по
кубикам лего из одной комнаты в другую. Спрашиваю, что Дамик видит, слышит, во что одет, что делал сегодня…
Магазин
Прежде чем идти в магазин, проговариваем с чадом список покупок, несколько раз в течение дороги. Потом в магазине покупаем, проговаривая и обсуждая, а потом дома вспоминаем, что купили ( Типа диван, чемодан, саквояж..) Больше на развитие памяти, но речь тоже не пострадает.
Игра с "Не"
"Это машина красная, а эта не красная, а какая? Он сидит, а она не сидит, а что делает?"
Эта игра ещё и на логику, но, возможно, её стоит попозже ввести. Дамик сам начал так говорить и рассуждать, вот мы часто так и играем"
http://danilova.ru/phpbb/viewtopic.php?f=107&t=7642567&start=60&view=print