ЗвукИ (как помочь появлению новых)
развитие речиОбещала ответить на вопрос в сообществе «Развитие речи». Получилось слишком длинно в один комментарий не поместится, поэтому отдельным постом ).
Дочке 1.3 почти. Не говорит звук и. Говорит много слов, большинство конечно лепетные. Например папа это масса всего: папа, лопата, памперс и тд. А вот звука И у нее нет. Например мышка пи-пи она опять же заменяет на па-па. В связи с этим вопросы. 1. Это нормально? 2. Когда появится и можно ли как то помочь?
Если коротко, то:
-
Да нормально
-
Появится после звуков А, О, У
Все, что ниже, это длинный ответ на «Как помочь?»
Для начала перечислим некоторые правила "КАК говорить?", несоблюдение которых взрослыми, ведет к тому, что новые звуки не появляются, или появляются очень медленно:
-
ЛИЦОМ К ЛИЦУ
Ребенок должен хорошо видеть как вы произносите звук
Мы говорим о естественном пути появления звуков. Обратить внимание малыша 6мес-2 лет на лицо взрослого легко. Тем легче, чем он младше- это изначально заложенное природой условие. Ребенок, привыкший наблюдать за лицом взрослого, будет продолжать это делать, до тех пор, пока не овладеет всеми звуками родного языка.
2. ВРЕМЯ НА ПОНИМАНИЕ
ДО появления нужного гласного в репертуаре ребенка желательно сознательно растягивать его произношение
3. ПО ОТДЕЛЬНОСТИ И ВМЕСТЕ
Находить возможности показывать новый звук отдельно от других
+ найти несколько простых коротких слов, слов-звукоподражаний в которых новый звук хорошо проявляется
Дальше рассмотрим это подробнее
4. 1000 ПОВТОРОВ
Для первых звуков (слов) ребенку нужно увидеть как произносится звук (слово) около 1000 раз. Мы не говорим здесь о математической точности, а только о том, что речь не живет где-то внутри ребенка. У малыша есть только врожденная способность принять речь, которую ему подарят «личные взрослые» (родители, бабушки-дедушки, няня - кто проводит бОльшую часть времени с ним).
Теперь, когда мы разобрались «КАК» , можно подумать о том, ЧТО говорить ?
В двух словах об этом уже говорилось в правиле №3 «ПО ОТДЕЛЬНОСТИ И ВМЕСТЕ».
Совсем «ПО ОТДЕЛЬНОСТИ» [И] можно показать соединительным союзом
- рассказывая ребенку «Курочку Рябу» можно остановиться после слов «Жили-были дед И-и-и-и….». После короткой паузы, можно продолжать про бабу и все остальное
Почти «ПО ОТДЕЛЬНОСТИ»- это моменты, где [И] соседствует другими гласными
- как говорит ослик? И…..А, И…..А
Чтобы отделить гласные друг от друга, здесь кроме паузы можно добавить движение. Чуть присесть с ребенком на руках на [И], и подняться на [А].
Это также поможет выделить «И-А» среди звукоподражаний другим животным и поможет упорядочить процесс запоминания.
- «как на ферме у Ивана И-Я И-Я О-О-О»
Есть перевод на русский язык известной английской песни "Old Mc'Donald had a farm»
можно петь по одному куплету, если получится вызвать интерес ребенка. Здесь хорошо проявляется [О], которая развивает артикуляцию и совсем скоро поможет произносить [И] .
И конечно делаем паузу после каждой И в припеве: ребенку важно видеть, как мы ее произносим
ВМЕСТЕ С СОГЛАСНЫМИ
1. подражание мышке. Если возвращаться к той же «Курочке Рябе», то плачем тоненько за мышку «пи-пи-пи». Изменение высоты голоса вызывает эмоции, которые позволяют записаться этому звукоподражанию в долговременную память
2. очень часто среди первых детских слов встречается «МИ»- мишка, медведь. Если у вас нет медведя среди любимых игрушек, найдите его в книгах
3. ваш малыш обращает на улице внимание на сигналы машины. Подтвердите , что вы тоже это слышите: «Да, это машина. Она сигналит би-бИ-иии-п».
Так же замечаем и даем услышать ребенку, что спецмашины сигналят по другому «И-У И-У И-У»
4. ПИК- что по-вашему может значить это слово))? Какие другие слова приходят на ум со звуком [И ]? Свои примеры я пока не буду приводить, наверняка в комментариях появятся интересные варианты