Понятийное и нет
Центральной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм. Вследствие эгоцентризма ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны, не может правильно понять ситуации, требующие некоторого отрешения от собственной точки зрения и принятия чужой позиции.
Эгоцентризм обусловливает такие особенности детской логики, как
- нечувствительность к противоречиям,
- синкретизм (тенденция связывать все со всем),
- трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее),
- отсутствие представления о сохранении количества.
При нормальном развитии наблюдается закономерная замена мышления допонятийного, где компонентами служат конкретные образы, мышлением понятийным, где компонентами служат понятия и применяются формальные операции.
Эгоцентризм - это восприятие себя, как нуля. Точки отсчета. Когда на вопрос, сколько в твоей семье сестер, ребенок (а то и взрослый) отвечает цифрой "все - 1", забыв подсчитать себя. Это, как известно тот самый допонятийный интеллект.
Но выходит так, что элементы допонятийного мышления и то самое восприятие себя, как точки отсчета, неспособность к децентрации сохраняется и у взрослых. И мышление, в котором собственное мнение становится "нулем" в системе координат не вполне адаптивно. Также если мужчину часто раздражают жена и дети, то это значит, что он не может решить свои проблемы, так как у него слабое понятийное мышление)).