Режимные процессы в игре у детей 2-3 лет
Дети
Да здравствует мыло душистое, и полотенце пушистое
Мытье рук
Учите ребенка правильно мыть руки: смоченным мылом намыливать кисти рук круговым движением, смывать пену, тщательно вытирать руки полотенцем. Необходимо напоминать ребенку: «Сейчас будем кушать, а перед едой мы всегда моем руки».
Умывание

Если есть возможность, повесьте зеркало над раковиной так, чтобы, встав на скамеечку, ребенок видел свое отражение. Ведь мы, взрослые, умывшись, обычно смотрим на себя в зеркало, и малыш должен иметь возможность проверить результат умывания.
Купание
Во время купания нанесите на губку пышную пену и покажите малышу, как нужно себя ею тереть. Ему, наверняка, понравится потереть такой замечательной губкой свой животик, ножки и ручки.
Чистим зубы
Чистить зубы вначале лучше просто влажной щеткой. Можно обыграть это занятие как «мытьё заборчика».
Причесыванье волос
Для того чтобы ребенок учился самостоятельно причесываться, приобретите для него щетку из щетины или упругими зубчиками. Приучите его причесываться перед зеркалом.
Неумытый медведь
Возьмите игрушечного медвежонка и пару других игрушечных зверей, выразительно рассказывайте стихотворение и инсценируйте соответствующие сценки:
Утром звери просыпались,
Чисто звери умывались. (игрушечные звери «умываются» лапами)
Лишь Медведь не умывался,
Неумытым он остался. (медведь «качает» головой)
Стали мы его купать,
С головою окунать. (поиграйте, будто моете медведя в игрушечной ванной или тазике)
Плачет Мишенька:
- Простите! (медведь «плачет» и «говорит» басом)
И меня вы отпустите!
Я большой,
Я буду сам -
Умываться по утрам!

Не ботинки я шнурую, а шнурки я дрессирую
Кнопки, молнии, крючочки…
Как правило, к двум годам у детей хорошо развита крупная моторика, а вот развитие мелкой моторики отстает.
Поэтому для того чтобы ребенок мог самостоятельно справляться с застежками на вещах, необходимо развивать мелкую моторику пальцев.
Для этого можно использовать книжки-игрушки, предназначенные научить кроху справляться с различными застежками. В подобных книжках-игрушках присутствуют настоящие пуговицы, молнии, кнопки, липучки, которые могут быть обыграны, например, как застежки у рюкзачков, сумок или застежки на одежде персонажей. Кроха сможет их расстегивать и застегивать сколько душе угодно.
Одеваем – раздеваем мишку.jpg)
Оденьте на игрушечного мишку одежду (можно использовать одежду, из которой ваш малыш давно вырос). Скажите ребенку, что мишка хочет спать. Предложите раздеть мишку и уложить в кровать. А когда мишка "проснётся", помогите малышу его снова одеть.
Голова – шапка
Разложите перед ребенком несколько предметов одежды, обуви и головных уборов (или их изображения). Спросите ребенка: «Что ты наденешь на голову, когда пойдёшь гулять?» (малыш должен показать на шапку). «А что наденешь на туловище?» (малыш показывает на кофту или куртку). В дальнейшем можно усложнить задание: предлагать выбрать обувь для лета (босоножки), для зимы (сапоги) и т.д.
(Н. Мажирина)
Вот такой рассеянный
Прочитайте ребенку отрывок из стихотворения С.Маршака:
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки -
Оказалось, это брюки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Надевать он стал пальто -
Говорят ему: не то.
Стал натягивать гамаши -
Говорят ему: не ваши.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Рассмотрите иллюстрации в книжке, обсудите вместе с ребенком, правильно ли оделся главный герой. Можно ли так одеваться? Попробуйте с ребенком одеться так, как написано в книге: оденьте сковородку на голову, на ноги – перчатки.
Как быстро все кончается, что вкусно начинается!
Учите ребенка вести себя за столом культурно: правильно пользоваться ложкой, вилкой, не крошить и не проливать пищу на стол, есть с закрытым ртом, вытираться салфеткой.
А у нас есть ложка
Перед едой можно рассказать ребенку стихотворения: .jpg)
А у нас есть ложка
Волшебная немножко.
На тарелочке – еда.
Не оставит и следа!
Кликнем ложку нашу –
Подберет всю кашу!
(В.Берестов)
Приятного аппетита
Прискакала к Маше,
Попросила каши.
- Ты не жмурься,
А ложку возьми,
Да себя и меня покорми:
Маше ложечка,
И мне немножечко!
Маше ложечка,
И мне немножечко!
Приятного аппетита!
Приятного аппетита!
Приятного аппетита!
(Ю.Кушак)
Ежели вы вежливы…
Вежливость, аккуратность и опрятность воспитывается в ребенке с детства. И в первую очередь, ребенок берёт пример с родителей: в какой одежде они ходят, как причесываются, умываются, едят; говорят ли вежливые слова и т.д. Поэтому старайтесь показывать своему ребенку на деле, что такое вежливость и аккуратость. Следите, чтобы в квартире был порядок, побуждайте ребенка убирать игрушки на места, по вечерам вместе проверяйте одежду – чистая она или пора её отпралять в стирку.
В 2-3 года дети очень категорично относятся к грубым и невежливым поступкам людей, осуждают их. Продолжайте учить детей понимать слова «хорошо», «плохо», «нельзя», «можно», «нужно» и действовать в соответствии с их значением.
«Воспитанные» книжки
Сейчас в продаже появилось много книг на тему «Вежливость». Покупайте их детям, читайте, обсуждайте прочитанное, рассматривайте нарисованное.
«Вежливые» стихи
Можно читать или рассказывать ребенку стихи, которые обучают вежливой манере общения. Например, такие:
***
Если наступил на ножку
Хоть случайно, хоть немножко,
Сразу говори: «Простите»
Или лучше – «Извините».
***
Каждый скажет на прощанье,
Уходя, всем: «До свиданья».
Другу уходить пора –
Скажем мы ему: «Пока».
*****
Чтобы что-то попросить,
Нужно вежливыми быть.
Мы «пожалуйста» добавим –
Будут все довольны нами.
*****
«Добрый вечер», «Добрый день»,-
Говорить нам всем не лень!
«Утро доброе», - мы скажем,
Поутру проснувшись, маме.
*****
Просишь маму поиграть?
Вежливым ты должен стать.
Ей «пожалуйста» скажи,
Будете играть с ней вы.
*****
Если испечем печенье,
Всем друзьям на угощенье,
Скажем мы им: «Не стесняйтесь,
На здоровье угощайтесь!».
(Н. Мажирина)
Автор: Дарья Колдина
Развитие гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей третьего года жизни
На третьем году жизни продолжается период интенсивного развития самостоятельности во всех сферах жизни и деятельности ребенка. «Я сам», - говорит кроха и выдергивает свои ручки из ваших, чтобы помыть их, или хватает тряпку, чтобы вытереть лужу со стола.
.jpg)
Очень важно не упустить этот период, когда ребенок так стремится к самостоятельности. Именно сейчас он очень хочет учиться застегивать пуговицы, умываться и одевать варежки, а также пылесосить, подметать и мыть посуду, и как раз сейчас - наиболее благоприятное время для формирования навыков самообслуживания и бытовых умений.
Конечно, маме проще сделать все самой, так и быстрей, и бесхлопотней. Но если в этот период ребенок не приобретет основных умений и навыков, если родители будут делать за него то, что он может сделать сам или чему он сейчас готов и способен научиться, то в дальнейшем его стремление, такое естественное для этого возраста, сильно снизится или вовсе угаснет. Позднее ребенок уже не будет получать такого удовольствия, как сейчас, от того, что он самостоятельно одевается, причесывается, ест, и научить его этому будет гораздо сложнее.
В дальнейшем малыш будет ждать помощи от окружающих и, более того, он будет требовать её.
После 5 лет недостаточная сформированность культурно-гигиенических навыков и бытовая беспомощность могут отразиться на самооценке, активности и целеустремленности ребенка, сделают его более зависимым от родителей.
***
Как правило, к двум годам у детей хорошо развита общая моторика, а мелкая моторика требует дополнительной тренировки, но, тем не менее, двухлетние дети уже способны овладеть большинством навыков по самообслуживанию и выполнению бытовых действий.
Привить малышу навыки и умения по самообслуживанию, не так уж сложно. Вам только придется на какое-то время запастись терпением и смириться с тем, что на самые простые вещи теперь потребуется в три раза больше времени, чем обычно, да еще придется делать дополнительную уборку после проявленной самостоятельности вашего чада. Но здесь уж никуда не денешься, потому что наступил соответствующий
Бытовая арифметика: разделим действие на «поддействия»
Почти любое действие можно разделить на ряд более мелких действий, которые нужно выполнить в определённой последовательности. Поэтому, при обучении малыша определенному действию, обращайте его внимание на более мелкие действия, из которых оно состоит: «Потянем за этот конец шнурка. Теперь за другой конец. Видишь, бантик развязался. Теперь ослабим узел и развяжем его. Ну вот - ботинок можно снимать!» Или: «Берем губку, мочим ее в воде, отжимаем лишнюю воду. Теперь протри свои сапожки. Вот какие чистые, красивые стали!»
Дела по силам
Родителям необходимо оказывать ребенку небольшую помощь, выполняя за него самую трудную часть работы. Например, для того чтобы ребенку было проще снять с себя носки, немного стяните каждый носок с ножки, или наполовину вставьте пуговицу в петлю, чтобы малышу осталось лишь слегка потянуть, и она расстегнулась.
Сначала пусть малыш научится самостоятельно раздеваться, а уж затем - одеваться, так как это ему будет легче.
Конечно, многие действия по самообслуживанию ребенку пока не по плечу, и вы еще долгое время будете что-то делать вместо него. Но при этом для удовлетворения его тяги к самостоятельности даже в сложном деле можно оставлять малышу сделать то, что он может. Например, вы одеваете на него колготки, а он их подтягивает до конца.
Навык рождается из повторения
Любое действие осваивается детьми, прежде всего, при постоянном повторении. По мере овладения ребенком необходимыми навыками родителям останется только напоминать ребенку о последовательности действий, ненавязчиво контролировать и подсказывать.

***
Советы по развитию у детей гигиенических навыков и навыков самообслуживания
· Для ознакомления ребенка с действиями по самообслуживанию можно использовать: наблюдения за действиями взрослых и других детей, рассматривание иллюстраций в книгах, дидактические игры, чтение художественных произведений, рассказывание соответствующих потешек и стихов.
· Воспитывайте у ребенка любовь к порядку. Предлагайте ребенку помочь вам, когда вы убираете квартиру, развешиваете одежду, расставляете в коридоре обувь...
· Воспитывайте у ребенка привычку к опрятности: помогайте пользоваться носовым платком, салфеткой, обращайте внимание малыша на его одежду (если она мокрая или запачкана, предложите её сменить), учите беречь вещи.
· Прививайте крохе навыки культурного поведения: спокойно сидеть за столом, пользоваться салфеткой, тихо разговаривать при укладывании спать, благодарить за оказанную помощь.
· Будьте постоянны, систематичны и последовательны, соблюдайте ежедневно повторяющиеся ритуалы приема пищи, отхода ко сну, собирания на прогулку и т.д. Ритуалы помогают ребёнку настроиться на определенные действия.
· Пусть малыш лучше плохо, но сам умоется или причешется, чем вы раз за разом будете делать это за него, отбивая желание пробовать свои силы.
И обязательно хвалите малыша за любые усилия.
· Старайтесь сделать процесс привития культурно-гигиенических навыков интересным. Если ребенок напрочь отказывается что-то делать, не стоит идти напролом, лучше применить маленькие хитрости (например, не чистим зубки, а «красим» их «белой краской»).
· Помогайте крохе усваивать культурно-гигиенические навыки и с помощью игровых ситуаций: напоминайте, например, что игрушечному медвежонку тоже надо мыть руки перед едой.
· Для формирования культурно-гигиенических навыков у малыша создайте определенные условия: повесьте крючок для полотенца так, чтобы ребенок легко мог до него дотянуться, подставьте к раковине скамеечку (с нескользящими ножками), чтобы ему было удобно доставать до крана. Ребенок должен иметь возможность посмотреть на себя в зеркало, чтобы проверить свой внешний вид; расческа, щетка для одежды, чистящий ролик тоже должны быть ему доступны.
· Учитывайте, что скорость формирования навыков самообслуживания индивидуальна для каждого малыша и зависит от его особенностей, типа нервной системы (холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик) и многих других факторов.
Освоенные культурно-гигиенические навыки только к 5-6 годам превратятся в привычные действия, выполнение которых станет личной потребностью ребенка. Поэтому у двух-трехлетнего ребенка необходимо постоянно повторять и закреплять навыки самообслуживания. Иначе, малыш может перестать использовать недавно полученный навык.

Показатели воспитания культурно-гигиенических навыков
2 года – 2года 6 месяцев
· Уверенно держит в руках чашку, пьет из неё.
· Ест самостоятельно.
· Одевается и раздевается с помощью взрослого.
· Может расстегнуть несколько пуговиц, застегнуть одну-две и развязать шнурки.
· По напоминанию пользуется носовым платком и расчёской.
· Может сам чистить зубы.
· С небольшой помощью взрослого моет руки и лицо.
· Сообщает о физиологических потребностях.
· С помощью взрослого кладет вещи на место, убирает игрушки, поддерживает порядок.
· Пытается исправить погрешность в одежде – отряхнуть курточку, поправить шапку и т.п.
· Здоровается, прощается, благодарит.
2 года 6 мес. - 3 года
· Одевается с небольшой помощью взрослого, может застегивать пуговицы.
· Самостоятельно раздевается, развешивает одежду.
· Может сам обуться, правильно одевает левый и правый ботинок.
· Придя домой, переобувается в домашнюю обувь.
· Замечает непорядок в своей одежде и одежде других и стремится исправить его.
· Выполняет посильные поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси).
· Знает свои бытовые принадлежности: своя чашка, тарелка, зубная щетка, полотенце и т.д.
· Сам моет руки с мылом, вытирается, умывается, вешает полотенце на место.
· Пользуется носовым платком и салфеткой.
· Самостоятельно пользуется горшком.
· Культурно ведет себя за столом, аккуратно ест.
· Уважительно относиться к другим людям и с удовольствием оказывает им помощь: подаёт упавшую вещь, помогает бабушке найти очки или приносит дедушке газету, кормит рыбок, угощает и т.п.
· Соблюдает правила поведения в обществе: не мусорит на улицах, не обижает животных, не ходит по газонам и т.д.
(Показатели развития ребенка второго года жизни составлены с опорой на материалы Л.Н. Павловой и Е.Б. Волосовой).
Гигиенические навыки и навыки самообслуживания у детей второго года жизни
На втором году жизни малыши, благодаря своему желанию быть похожими на взрослых и делать всё самостоятельно, готовы к овладению навыками самообслуживания.
Но до этого момента важно создать у ребенка положительного отношения к одеванию, умыванию и приему пищи.
В ходе формирования соответствующих навыков развивается координация руки и глаза, совершенствуются действия с предметами (пользование ложкой, расческой, носовым платком и др.), развивается умение оценивать пространственное расположение предметов. Но необходимо помнить, что закладка и совершенствование гигиенических навыков и навыков самообслуживания у ребенка может произойти только в результате совместной деятельности с взрослым.
Советы по развитию у детей гигиенических навыков и навыков самообслуживания
• Воспитывайте у ребенка любовь к порядку. Вместе с малышом убирайте игрушки на место, развешивайте одежду, расставляйте в коридоре обувь, убирайтесь в квартире.
• Поощряйте малыша к аккуратности и опрятности. Приучайте его носить только чистую одежду (если она мокрая, запачкана, предложите её сменить), помогайте пользоваться носовым платком, учите беречь вещи.
• Воспитывайте желание следить за своим внешним видом. Повесьте одно из зеркал так, чтобы ребенок мог видеть в нем своё отражение. Если внешний вид крохи неудовлетворителен, подведите его к зеркалу, чтобы он сам увидел, что нужно исправить (умыться, причесаться, застегнуть пуговки, заправить кофточку).
• Для проведения гигиенических процедур нужно создать определенные условия: повесить крючок для полотенца так, чтобы ребенок мог до него дотянуться и подставить к раковине скамеечку, чтобы ребенку было удобно доставать до крана.
• Прививайте ребенку навыки культуры поведения: спокойно сидеть за столом, пользоваться салфеткой, тихо разговаривать в общественных местах, благодарить за оказанную помощь.
• Будьте систематичны и последовательны, создавайте ежедневно повторяющиеся ритуалы приема пищи, отхода ко сну, собирания на прогулку и т.д. Соблюдение таких ритуалов настраивает ребёнка на определенные действия.
• Взрослому нужно неоднократно показывать, как выполнять новое действие, сопровождая показ пояснениями.
• Подсказывайте, поощряйте и помогайте ребенку в случае необходимости.
• Ближе к полутора годам необходимо начинать приучить ребенка проситься на горшок и пользоваться им. Делать это надо спокойно и дружелюбно.
• Высаживайте ребенка на горшок несколько раз в день: перед сном и после него
, перед прогулкой и после нее, после еды. Будьте внимательны, некоторые дети, перед тем как пописать, кряхтят, сопят, дотрагиваются до половых органов и т.п., это должно послужить для вас сигналом, что малышу нужно предложить сесть на горшок.
• Старайтесь сделать процесс привития культурно-гигиенических навыков интересным. Если ребенок напрочь отказывается одеваться, садиться на горшок или умываться, не идите напролом, попробуйте применять маленькие хитрости (например, не чистим зубки – а красим их белой краской).
• Не упустите этот «подражательный» период - предоставляйте ребенку самостоятельность в том, что он может сделать сам. Пусть малыш лучше плохо и очень медленно, но сам вымоет руки или будет медленно надевать варежки. Безусловно, вы все это проделываете гораздо быстрее и качественнее, но наберитесь терпения и не отбивайте у крохи желание к самостоятельным действиям
Показатели нормы овладения культурно-гигиеническими навыками:
1 год – 1 год 3 месяца
• Уверенно держит в руках чашку, пьет из неё (немного).
• Держит ложку в кулачке, опускает в густую пищу, набирает немного, доносит до рта, ест (взрослый при этом докармливает другой ложкой).
• "Вытирает" руки, лицо после умывания.
• Подаёт маме одежду во время одевания.
• Начинает проситься на горшок.
1 год 3 месяца – 1 год 6 месяцев
• Держит в кулачке ложку, придерживая её четырьмя пальцами, может есть ложкой полужидкую и жидкую пишу.
• Берет со стола чашку, пьет из неё, почти не проливая, и ставит на стол.
• Замечает и просит снять загрязнившийся нагрудник или переодеть мокрые штанишки.
• Сообщает о физиологических потребностях.
• Долго и тщательно моет руки.
• Спокойно относится к умыванию.
• На игрушках отражает усвоенные бытовые навыки.
1 год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев
• Самостоятельно ест ложкой любую пищу.
• Имеет навыки поведения за столом: берет хлеб, пользуется салфеткой, старается есть аккуратно.
• Проявляет интерес к своей одежде, радуется новым нарядам.
• Самостоятельно снимает (стягивает) и надевает шапку, носки и обувь.
• Обращает внимание на грязное лицо, руки.
• Контролирует физиологические потребности (заранее сообщает взрослому характерным словом).
• Проявляет желание многое делать самостоятельно.
• Знает место хранения одежды, игрушек, книг и других вещей. Вместе со взрослым может частично убирать игрушки на место.
1 год 9 мес. - 2 года
• Проявляет самостоятельность во многих бытовых ситуациях.
• Знает, что перед едой надо мыть руки и моет их, вытирает полотенцем с помощью взрослого.
• Ест аккуратно, не обливаясь. Пользуется салфеткой.
• Для приема пищи садится за стол.
• Самостоятельно одевается (натягивает носочки, шапку, юбку, шорты, обувь (с небольшой помощью взрослого). Частично раздевается.
• При напоминании пользуется носовым платком.
• Знает место одежды, обуви, посуды, игрушек.
• Вместе с взрослым может убрать игрушки.
• Контролирует физиологические потребности.
• Радуется новой одежде, любит наряжаться и «быть красивым».
(Показатели развития ребенка второго года жизни составлены с опорой на материалы Л.Н. Павловой и Е.Б. Волосовой).
Гигиенические процедуры с детьми
Приучайте малыша мыть руки с мылом до еды (и после еды, если руки жирные), сразу после прихода с улицы, загрязнения, туалета. Также приучайте его умывать лицо после сна и после еды, пользоваться полотенцем, насухо вытирая лицо и руки.
Малыш стремится к самостоятельности только в тех делах, которые ему нравятся. Поэтому еще до того, как вы станете прививать крохе первые навыки самообслуживания, старайтесь сформировать у него положительное отношение к гигиеническим процедурам, и, уж, конечно, постарайтесь избежать того, чтобы они вызывали у него отрицательные эмоции.
Прививать малышу первые навыки самообслуживания нужно поэтапно, постепенно обучая его отдельным элементам различных гигиенических процедур. Делать это лучше всего в форме веселых игр.
«Водичка, водичка…»
Умывая ребенка, приговаривайте:
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Умываемся с зайкой
Поставьте на край раковины игрушечного зайчика и предложите умыться вместе с ним:
Зайка начал умываться,
Видно в гости он собрался.
Вымыл ротик,
Вымыл носик,
Вымыл ухо,
Вот и сухо!
Умываемся
Умывая ребенка, расскажите ему стихотворение про разные части лица:
Щечки?
Мыли.
Носик?
Мыли.
А глазки?
Забыли!
(Г. Лагздынь)
Моем руки кукле
Перед тем как помыть ребенку руки под струёй воды, помойте их сначала кукле. Так ребенку будет веселее и интереснее.
Ладошки–лодочки
Покажите малышу, как сложить ладошки лодочкой и подставить их под струю воды.
Две ладошки сложу,
И по морю поплыву.
Затем помойте «лодочку» с мылом, смойте пену под струёй воды, вытрите полотенцем. В следующий раз покажите ребенку, как в «лодочку» можно набрать воды и умыть лицо.
"Белые перчатки"
Предложите ребенку одеть «белые перчатки». Намыльте его руки мылом, чтобы они стали белыми. Затем попросите его самостоятельно смыть пену под струёй воды.
Лейка
Ребенку будет интересно умыться под "дождичком" из лейки. Поливайте малышу на руки из лейки, приговаривая:
Выходи, водица, мы пришли умыться!
Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку...
Нет, не понемножку - посмелей,
Будем умываться веселей!
"Непослушная" зубная щетка
Если ребенок не очень любит чистить зубы, можно разыграть ситуацию с «непослушной» зубной щеткой: то зубная щетка будет «бояться» рта ребенка, то будет чистить вместо зубов щеку или язык, то её кто-то "укусит" и т.д.
Зубная щетка
Во время чистки зубов рассказывайте ребенку соответствующие стихи:
У меня зубная щетка.
Она чистит зубы четко:
Раз за разом веселей,
Мои зубы все белей.
(С. Чудин)
Коля чистит зубки пастой,
Говорит нам: « Я зубастый!»
Зубки Коли – белый ряд,
И нисколько не болят.
(В. Рычихина)
"Микробики"
Попросите ребенка открыть рот. Внимательно проверьте, нет ли на зубах "микробиков". "Найдите" много "микробиков", расскажите, что они портят зубики. Скажите, что они больше всего на свете бояться зубную щётку и зубную пасту. Предложите ребенку прогнать "микробов" с зубок.
Делаем фонтанчики
Научите малыша делать «фонтанчик» (полоскать рот). Надо набрать в рот воды и выплюнуть её.
Красивая прическа
Если у вас дочка, обыграйте ситуацию, будто она собирается в гости. Усадите её перед зеркалом и сделайте красивую прическу. При этом можно рассказать стихотворение Л.Самониной:
Мама сделала укладку -
Причесала кудри гладко,
Ну и я возьму расческу,
Тоже сделаю прическу.
Чихаем
У вас и ребенка в руках по носовому платку. Специально театрально чихайте, прикрываясь ладошкой, и вытираете нос платком.
Сами одеваемся и раздеваемся
Вначале ребенок учится снимать вещи, а потом и надевать их. Делает он это медленно и неловко. Но чтобы ребенок приучался одеваться сам, а не надеялся на помощь взрослого, не стоит его торопить и делать работу за него.
Учите ребенка самостоятельно одеваться и раздеваться, соблюдая определенную последовательность.
На прогулку
Одеваясь с ребенком на прогулку, рассказывайте ему, как вы это делаете, побуждайте помочь вам: что-то подать, попридержать, вытянуть руку, поднять ногу и т.д. Можно рассказать ребенку стихотворение Г. Лагздынь:
Одеваем ревушку:
Шапку - на головушку,
Валенки - на ножки,
А на них - калошки!
Ты постой, не реви,
А шубейку натяни.
Рукавички
Многие дети не любят одевать варежки. Чтобы заинтересовать ребенка, поднимите варежки вверх (как будто это две птички), помашите ими, сопровождая свои действия словами стихотворения:
Рукавички-невелички
Прилетели, словно птички.
На левую ручку - скок!
На правую ручку - скок!
Мы гулять пойдем,
Мы собачку найдем!
(Г. Лагздынь)
Мама «запуталась»
Одевая ребенка, делайте вид, что забыли, что куда одевать. Вы можете начать одевать колготки малышу на руки, а носки на уши и т.д. Ребенок должен будет вас поправить.
Кто быстрей оденется
Собираясь на прогулку в выходной день, можно устроить мини-соревнование. Папа и ребенок соревнуются, кто быстрее оденется. Ваша задача - помогать ребенку одеваться, но не очень торопитесь и не одевайте всё до конца, чтобы у малыша был стимул самому что-то поправить. Ну и конечно, в этой игре должен выиграть сын! (пусть папа не обижается).
Тянем - потянем
Снимая ребенку носки или колготки, тяните их за кончик носка, приговаривая: «Тянем-потянем, вытащить не можем…». Притворитесь, что носки или колготки никак не поддаются вам, побуждая тем самым ребенка помочь вам.
Одежда «на вырост»
Чтобы ребенку легче было учиться снимать и надевать одежду, предлагайте ему для первых опытов
носки, шортики, юбочки, варежки и прочее немного «на вырост». То же самое и с обувью.
Ботинки - топ-топ
Если ребенок не хочет одеваться, разыграйте сценку с ботинками, будто они одни топают к выходу гулять (возьмите в руки ботинки ребенка и «идите» ими к двери).
Игры с куклой
Побуждайте малыша с вашей помощью одевать и снимать одежду с куклы или мягкой игрушки. Обращайте внимание на то, как нарядно и аккуратно одета кукла.
Подбери пару
Предложите малышу подобрать парные предметы друг к другу: красный носок к красному носку, желтый – к желтому; синюю варежку - к синей и т.д.
Одень семью медведей
В продаже имеются деревянные пазлы, в которых надо подбирать и прикладывать к плоским фигуркам медведей одежду. Подобные игрушки также помогут вашему сынишке или дочке научиться правильно обращаться с одеждой.
стих-
Мы на пухлые ручонки,
Одеваем рубашонку,
Повторяй за мной слова:
Ручка – раз, ручка – два!
Застегнем застежки
На твоей одежке:
Пуговки и кнопочки,
Разные заклепочки.
На мою малышку
Оденем мы штанишки:
Повторяй за мной слова:
Ножка – раз, ножка – два!
А теперь на ножки -
носочки и сапожки!
(Если дело происходит летом, то вариант такой:
Обуваем ножки,
Бегать по дорожке!)
Повторяй за мной слова:
Ножка – раз, ножка – два!
Хоть устали одеваться,
Но не будем возмущаться!
Что осталось – голова?
Вот и шапочка – раз, два!
Надо маму одевать
И скорей идти гулять!
Режим дня для ребенка от года до двух лет
Режим очень важен для здоровья малыша. Правильно подобранный режим способствует благополучному развитию нервной системы малыша, а также закладывает и формирует у него нужные привычки. Выбор дневного режима для ребенка этого возраста тесно связан с режимом его сна.
Дети, перешагнувшие свой «годовалый юбилей», обычно по-прежнему предпочитают спать 2 раза в день. Продолжительность дневного сна в общей сложности составляет около 3-х часов, а ночного – 10-11 часов.
Исходя из потребности в двухразовом дневном сне, можно рекомендовать такой режим дня для малыша в возрасте от года до полутора лет:
8:00 Доброе утро! Пробуждение, умывание
8:10 – 8:30 Завтрак
8:30 – 9:00 Игра или развивающие занятия
9: 00 - 11:00 Прогулка
11:15 - 11:25 2-ой завтрак (легко усваивающиеся продукты, такие как: фрукты, сок, печенье, творожный сырок, кукурузные хлопья, тертая морковь, сухофрукты)
11:30 – 13:00 1-ый дневной сон
13:00 – 14:00 Гимнастика. Игра. Развивающие занятия
14:00 – 14:25 Обед
14:30 – 16:00 Прогулка
16:10 – 17:40 2-ой дневной сон
17:50 – 18:00 Полдник
18.00 – 19:15 Игра или прогулка
19:20 – 19:40 Ужин
19:50 – 20:40 Игра
20:40 – 21:00 Подготовка ко сну
21:00 – Спокойной ночи!
После полутора лет малыш переходит на одноразовый дневной сон.
Можно порекомендовать следующий приблизительный режим дня для детей, которые готовы перейти или уже перешли на одноразовый дневной сон:
8:00 Доброе утро! Пробуждение
8:10 – 8:30 Завтрак
8:30 – 8:45 Развивающее занятие
8:45 – 9:15 Игра
9:15 – 9:30 Гимнастика
9:30 – 9:50 Игра
10:00 – 10:10 2-ой завтрак (легко усваивающиеся продукты, такие как: фрукты, сок, печенье, творожный сырок, кукурузные хлопья, тертая морковь, сухофрукты)
10:20 – 12:20 Прогулка
12:30 – 12:55 Обед
13:00 – 15:30/16:00 Дневной сон
16:30 – 16:45 Полдник
17:00 – 19:00 Прогулка
19:00 – 19:20 Ужин
19:20 – 20:40 Игра
20:40 – 21:00 Подготовка ко сну
21:00 Спокойной ночи!
При выборе режима для малыша желательно учитывать его индивидуальные особенности и привычки. (Например, кроха любит подольше поспать в первый дневной сон, а второй сон у него получается короче).
Соблюдение режима создает жизненный ритм, облегчает ребенку засыпание, переход от одного занятия к другому, помогает маме наилучшим образом распределить свое время между уходом за малышом и выполнением других дел, да и на личный отдых маме тоже нужно выкроить время.
Но не стоит подходить к режиму как к непреложному закону, нарушение которого грозит вам штрафом.
Режим дня должен быть гибким и может варьироваться в зависимости от самочувствия, вашего и ребенка, от погоды и других обстоятельств.
Дайте, что ли, ложку в руки
Во многих семьях заведена хорошая традиции - дарить малышу на первый зуб серебряную ложечку.
Примерно с этого момента и начинается знакомство ребенка с ложкой. Обычно этот процесс происходит достаточно естественно: мама кормит малыша из ложки, а малыш, подражая ей, тоже пытается пользоваться новым «инструментом». Самое главное не упустить «ложечный» момент, препятствуя ребенку в этом занятии, а предоставлять как можно больше свободы.
Бывает, что в момент приучения к самостоятельному приему пищи дети сталкиваются с двумя трудностями:
Первая трудность - чисто техническая: у ребенка не получается: он проносит ложку мимо рта, пачкается, разливает еду и т.п.
Вторая - психологическая: ребенку не нравится есть ложкой, «лень», он привык, что его всегда кормят.
В принципе, и та, и другая проблема решаются путем поэтапных тренировок:
• Купите ребенку подходящую посуду: небольшую тарелочку из пластика или специальной пищевой пластмассы веселой расцветки, с картинками. Возможно, стоит прикупить тарелку с подогревом, где пища не так быстро остывает за счет того, что под днище заливается горячая вода. Если у вас растает «шустрик» - не обойтись без тарелки на присоске, которая «намертво» приклеивается к столу.
• Детская ложечка должна быть легкой, небольшого размера с удобной для держания нескользящей ручкой. Но в тоже время достаточно углубленной, чтобы пища не «терялась». Ложка может быть пластмассовой, металлической или той самой серебряной, которую подарили на первый зуб.
• Проследите, чтобы у ребенка было удобное «обеденное» место - стульчик для кормления или детский столик и стул.
• Когда
• Далее идет
• С самого начала вкладывайте ложку малышу в правую руку (или левую, если он левша) правильным способом – иначе привычка держать ложку всем кулаком может закрепиться надолго. Но и не настаивайте, если правильный способ ребенку не нравится, пусть пока держит ложку, как может.
• Не требуйте от ребенка чистоты на себе, на столе и вокруг. Чтобы одежда не пачкалась - повязывайте ему фартучек.
• Чтобы ребенку научиться есть самому, предлагайте ему для начала есть ложкой «удобную»
• Обещайте ребенку помочь: «Ты начинай есть сам, а я тебе помогу».
• Возможно наоборот – ребенок слишком голоден, чтобы кормить себя. Тогда маме лучше удовлетворить первый голод и покормить ребенка самой, а потом ребенок сам доест оставшуюся еду.
• Можно соревноваться, кто быстрее съест: папа или малыш (конечно же, малыш!). А мама
помогает. Но нельзя слишком часто злоупотреблять соревнованиями за столом, ребенок может слишком торопиться и не прожевывать пищу как следует.
• Если ребенок съел хотя бы три ложки, похвалите его и спокойно докормите. В следующий раз скажите: «Помнишь, вчера ты сам съел три ложки, давай сегодня съешь сам пять ложек!»
• Обыграйте еду ложкой. Возможно, ложка – это самолет, а рот - автодром, или ложка – это лопата, которой надо перекидать «песок» из тарелки в «ворота» (рот).
• Поставьте перед ребенком на столе разные игрушки и предложите ему «кормить» то животных, то себя.
• Возможно, ребенку понравится есть макароны ложкой с дырками, а бульон из супа высасывать через трубочку.
• Если ребенок начинает баловаться за столом, не хочет есть, даже если вы его кормите – значит, пора его «отпускать».
• Обязательно нахваливайте малыша во время его самостоятельной еды – ведь умение доносить ложку до рта в таком возрасте – сложная работа.
Что делать с детским аппетитом? http://shkola7gnomov.ru/parrents/eto_interesno/zdorove_i_uhod/id/949
Что на завтрак мы едим?http://shkola7gnomov.ru/parrents/eto_interesno/zdorove_i_uhod/id/891
Семь принципов правильного питания детей
http://shkola7gnomov.ru/parrents/eto_interesno/zdorove_i_uhod/id/880