Зимние прогулки натуралиста
Наши занятияКогда все горки укатаны вусмерть, санки, ледянки и коньки надоели, можно обратить внимание ребенка на окружающую природу. Я всегда стараюсь Василисе что-нибудь интересное рассказать. Так, мимоходом. Длинные лекции слушать она не собирается, когда кругом снег и можно просто в нем поваляться. Но что-то коротенькое, невзначай я всегда ей вверну.
Вот список того, что можно увидеть зимой:
1. Лишайники
Их много, просто надо подойти к любому дереву и внимательно его рассмотреть. Знать их название ни к чему, а вот для чего они нужны пусть ребенок запомнит (звери в лесу его едят, зима длинная, а кушать что-то надо)
Отлично это описано в книге Заячье зеркало.
Ветер вместе со снегом обрывает лишайник с деревьев и кабарга ест его вместе со снегом.
2. Деревья
С деревьями проще, если знаете где какой вид растет, но если нет, не страшно главное знать характерные признаки дерева.
Береза
Любой ребенок найдет березу и зимой по белому стволу дерева. Это самое простое. В округе мы все березы пересчитали. Можно спросить старое или молодое дерево, пусть ребенок подумает.
Схема
Осина или правильней наверное Тополь дрожащий
Осину легко узнать по корявым узловатым ветвям. Сейчас (24.02) уже начали пушиться почки, на это тоже можно обратить внимание.
Мы уже второй год приносим домой и ставим в воду веточку с почками, но наблюдать не получается, почки опадают. Причём никогда ничего не обрываем! Подбираем сломанные, а если видим оборванные, грозим хулиганам "Уууу нельзя же обрывать".
Это у нас мужчина, почки удлиняются и краснеют (наблюдаем в природе)
Листок осины характерный, он имеет уплощенный черешок и именно поэтому дрожит на ветру и это красиво летом и осенью. "Осина, она как-будто чего то боится"
(у нас остался листок с осени, плоский черешок видно плохо)
А это все подробности: сережки мужские крупнее, женские меньше, ну а семена тополя все знают)
Рябина
Её трудно не заметить. Красные ягоды, которые едят птицы, отлично, если к вам прилетают снегири. Можно рассказать чем питаются птицы зимой. А так же вводим (повторяем) понятие оседлые и перелетные птицы
Ствол молодой рябины гладкий, блестящий, тоже можно обратить на это внимание ребенка, чтобы потом без труда (и без ягод)) можно было определять рябину.
Схема
Ольха
Легко распознается зимой по одревесневшими шишечка (точнее орешкам)
Мы насобирали (не обрываем!) сломанные веточки и поставили вместе с нашей Золотой новогодней композицией.
Ольха схема
Ясень
Можно узнать по удлиненным семенам
Клён
Клен можно определить по семенам-крылатке.
Это дерево мы определили как клён посмотрим весной))
Липа
Здесь всё просто, нужно найти такие орешки на дереве или около на земле, которые отходят от середины прицветного листа (прицветника)
Липа отличный объект для наблюдений: цветки очень вкусно пахнут, мимо летом не пройдешь, когда появляются орешки можно их разломить и дать ребенку потрогать, они липкие, поэтому легко запоминаем липнет-липа.
Схема
Хвойные! (как же я про них забыла!)
Ель, сосна, лиственница, туя
Это самый характерный объект наблюдения! А почему? Потому что листики-хвоинки не сбрасывают и зеленые зимой и летом. Кроме кого? Правильно лиственницы!
Вот такую тую мы нашли у нас в парке.
3. Птицы
Мы встретили вот такую синичку.
Опять же повторяем понятия оседлые и перелетные птицы.
А это, кстати, шиповник. Можно дать понятия деревья и кустарники (не обязательно умными словами, а просто у дерева есть ствол, оно большое; кустарник - маленький, ствола нет).
4. Следы на снегу
Следы можно наблюдать каждый раз когда вы их обнаружите, свежевыпавший, неглубокий снег идеально.
Легко отличить следы голубя, вороны, воробья. Когда мы кормим птиц, обращаю внимание Василисы на то, какие следы оставляют птицы.
Можно найти в городе следы кошки и собаки.
Голубь
Для более серьезного научного изучения, можно посмотреть карточки и другие материалы на этом сайте
Нескучных вам прогулок!