Дети такие разные
Рассмотрим две классификации.
В основе первой классификации лежит скорость обучения (или стиль развития):
1. "Бегуны".
Такие дети быстро овладевают навыками, стоит им объяснить лишь основные принципы. Например, такой ребенок быстро учится кататься на велосипеде: сел и поехал. Вроде бы с такими детьми нет проблем, т.к. они все делают быстро и сами. Но часто за это они наказаны тем, что им не уделяют внимания. А также тем, что, достигнув чего-то, они очень быстро это бросают, потому что теряют интерес. Единственный способ поддержать эту способность к обучению в позитивном ключе - это давать все новые и новые сферы. То есть надо быть самому активным родителем, быть в чем-то "бегуном".
2. "Пешеходы".
Эти дети самые несчастные, т.к. их в принципе игнорируют. Потому что они все далеют сами. И шаг зашагом достигают хороших результатов. А родители расслабляются.
3. "Прыгуны".
Это самая мучительная категория. Это когда тебе уже 3 раза объяснили, 4 раза ты попробовал, вроде бы что-то начало получаться, и потом опять все забыл или все опять сделал не так, и опять с велосипеда упал, и опять поплыл – не получилось. И у воспитателей, родителей, учителей просто опускаются руки и они говорят: «Сколько можно? Я же тебе столько раз говорил!».
Такие дети очень долго копят информацию, и через какое-то время выдают результат, когда родители уже устали ждать.
Эти стили присущи не определенному типу человека, а определенным сферам обучения (то есть в каждой сфере ребенок может вести себя по-разному: быстро освоит точные науки, но сложно будет научиться плавать).
В основе второй классификации лежит влияние тонких элементов (огонь, вода, земля и воздух) на психику ребенка:
1. Сенситивный тип (вода), который очень эмоционально восприимчив, воспринимает мир через чувства.
Все важное для них происходит в сфере отношений и сфере эмоций. Не важно, куда мы с мамой ходили, важно, что ходили за руку, 3 раза меня поцеловали, 2 раза похвалили, 2 раза обняли. Мир познается через эмоции, через заботу, через сострадание. Для таких детей склонность жаловаться - их вторая природа. Для них жизнь - это сопереживание. Если кто-то сопереживает со мной, - я живу. Если кому-то важно, что я сопереживаю, - я живу. Родители часто говорят: "Да что это она такая капризная? Чуть что, сразу плачет! А что с ней будет, когда она выратет?" - А будет очень сострадательный и добрый человек, любящая мать и прекрасная жена. Люди этого типа имеют склонноть заниматься духовной практикой.
2. Активный тип (огонь), который реализует себя через действия.
Действие таких детей должно быть четко организовано, контролируемо.
3. Коммуникативный тип (воздух), который сосредоточен на информации.
Такие дети любят разнообразие. Если им не давать разнообразие, если их каждый день не возить в музей, в парк, куда-нибудь на спортивные занятия, не читать книги, не гулять с ними вместе, они станут теле- или компьютерозависимыми. Потому что это огромный аппетит к разнообразию.
4. Рецептивный тип (земля), для которого стабильность (режим и повтор) являются самым главным в жизни.
Таких детей разнообразие выбивает из равновесия. Систематичность и традиционность создает для них ощущение стабильности и надежности.
По