Прочь, убогие игрушки, книжки прочь!
Общее развитиеКогда нас спрашивают, что подарить ребенку, я всегда говорю: животных фирмы Schleich.
Их прелесть в том, что они созданы совместно с Берлинским зоопарком, сохранены все пропорции настоящих животных, благодаря чему у ребенка будет складываться правильное представление о мире. Для тех, кто захочет сказать, что веселые зеленые ежики и розовые пони намного интереснее - спешу вас огорчить. Ребенок еще не знаком с реальным положением дел в мире. Он не знает, как выглядит настоящие еж и лошадь, какого они размера и где живут, чем питаются. Поэтому детям интересен и коричневый медведь, и коричневый олень, и коричневая лошадь. Захламлять их светлые головки заведомо неверной информацией - в корне неверный шаг. Поэтому, выбирая игрушки, надо прежде всего учитывать не цвет игрушки и аннотацию к ней, а развивающий потенциал и педагогическую пользу. Когда мы покупаем игрушки, мы стараемся выбирать те, которые будут побуждать ребенка к действию, то есть к игре - ведь именно это их основная задача. Яркие разноцветные суперстимулирующие пластиковые игрушки не способны занять ребенка более, чем на три минуты. Коробка, в которую они упакованы - на пять. А вот неяркие, неброские взрослые вещи - пульты, кухонная утварь, баночки, коробочки, одежда и статуэтки намного эффективнее привлекают внимание. Как ни странно, но игрушкам Шляйх Алисой была присвоена та же категория интересности, как и дуршлаку, ложкам, кокотницам и телефону.
Я уже рассказывала, что у нас их около пятидесяти: дикие животные саванны и пустыни, джунглей, лесные звери, животные фермы и животные севера. Существует множество производителей, выпускающих реалистичных животных. Нам же приглянулись именно эти.
Когда мы только начали собирать наш зверинец, я очень удивилась, что Алиса уже знала тех, кого мы ей купили. Она безошибочно приносила любое названное мной животное.
Всех последующих животных Алиса тоже узнала почти сразу, а все благодаря картинкам, которые развешаны по нашей квартире повсеместно и карточкам Шичиды, по которым мы ежедневно занимаемся. Но, честно говоря, я не ожидала, что Алиса сможет так быстро соотнести фотографии с фигурками, и уж тем более, что она сможет отыскать нужную фигурку, когда перед ней стоят почти пятьдесят животных. Оказалось, что ей очень нравится отыскивать среди фигурок ту, что я попросила ее принести. Это развивает внимательность, память, чему я несказанно рада.
Вот так, например, проходит наша игра в угадайку. Я спрашиваю, где на картинке Олень. Алиса показывает сначала рукой, потом идет, роется в ворохе игрушек и приносит мне Оленя. Или наоборот: я даю ей зверя и прошу найти, где в квартире у нас висит картинка с его изображением.
Поскольку названия животных Алиса уже знает, мы изучаем их особенности: рога, копыта, хвосты, гривы и прочее. Чем питаются, где живут.
Иногда я делаю небольшие инсталляции, чтобы более наглядно рассказать о животных. Например, недавно мы соорудили ферму для домашних животных.
Теперь Алиса знает, какие животные живут на ферме...
И едят сено...
И кто их охраняет...
А вот, например, барсук, который живет в норе:
Неделю назад мы выкопали в сугробе норку и сказали Алисе, что там живет барсук. Алиса заглядывала в норку, пожимала плечами, мол, где? нету же никого! Норка в сугробе заледенела, и теперь каждый раз Алиса находит ее, заглядывает и пожимает плечами - не пришел. Приходится объяснять, что он ушел, но ночью обязательно вернется.
Бегемот с открытой пастью помогает нам кормить Алису. Если она упрямится, то мы сначала кормим бегемота, после него Алиса прекрасно открывает рот. С крокодилом мы ползаем по всей квартире и "кусаем" различные предметы. Все мамы-звери целуются со своими детишками. А еще Алиса любит прыгать как кенгуру - это когда родители держат за руки, а Алиса скачет, преодолевая по метру за раз.
Какие бы книжки мы не читали - от Айболита до Деток в клетке, любимое дело - увидеть знакомое существо, притащить и показать:
Эти игрушки у нас самые востребованные уже не один месяц наряду с книжками и планшетом для рисования. Больше Алисе ничего не нужно.
Я думаю, можно себе представить, какой размах могут приобрести игры с подобными животными в будущем. Тематические недели, восприятие форм, тактильные ощущения, моторика. Я уже напридумывала игр на полгода вперед.