Лиза
10 лет
Обучение чтению и фоточтению
Метод ШичидыИтак, после того, как полгода назад я опубликовала пост о том, что я не учу ребенка читать и считать, я решила, что пришло время написать об этом поподробнее.
То, что пора начинать какие-то действия в направлении чтения, я решила потому, что Алиса начала проявлять интерес к чтению. Она спрашивает, что за слово написано, как называется буква, что на нее начинается, имитирует чтение, в общем, всячески показывает, что пора уже. И мне кажется, это сигнал. Сейчас ей 2,2.
По методу правополушарного обучения, которым мы активно занимаемся, нет точной информации, как привести ребенка к чтению. По крайней мере, я не нашла ее в книгах Шичиды. Есть только отдельные методы, обрывки информации и описание занятий в школе Шичиды очевидцами. Из всех этих кусочков мне предстояло собрать единый комплекс упражнений. Поэтому то, что вы прочитаете ниже - это во многом моя интерпретация метода.
Я решила, что мы для себя выберем путь комбинированного обучения чтению. То есть мы будем учить буквы, спокойно и без фанатизма, в форме игры. Параллельно с этим в самое ближайшее время мы запустим кампанию по обучению фоточтению, то есть чтению целых слов с помощью карточек.
В итоге, по моим сегодняшним представлениям, мы должны прийти к тому, что ребенок в итоге сначала научится глобальному чтению (когда слово не разделяется на составляющие, а распознается как целая единица), а затем научится читать и классическим способом. А теперь объясню, почему именно так, а не иначе.
Есть мнение, и вполне себе резонное, что если ребенка обучать только глобальному чтению, то такой ребенок будет читать лучше "фонетических" детей (изучающих буквы и слоги) лишь первые годы. Но когда тексты становятся сложнее, появляется все больше и больше новых слов, то справляются с ними лучше те, кто умеет читать по слогам. А те дети, которых обучали глобальному чтению часто оказываются неспособны таким образом самостоятельно расширить свой словарный запас без посторонней помощи, более того, они не понимают словообразования, и за счет этого могут заменять похожие по смыслу слова. Например, "ребята" на "дети" или "кидай" на "бросай". Поэтому метод глобального чтения хорош, но только тогда, когда это не единственны метод обучения чтению, и от него ребенок может плавно прийти к пониманию словообразования.
Однако, у меня есть несколько резких "против" раннего обучения чтению классическим методом.
Первое "против" раннего чтения - это слишком ранний переход от образного мышления к логико-знаковому, то есть, от правого полушария к левому, потому что привязка зрительного образа к символу и его анализ - это чистой воды левополушарная деятельность. А как следствие, возможное обеднение фантазии и некоторые другие проблемы, то есть разрушение всего того, к чему мы так стремимся.
В классической системе обучения есть мнение, что сначала ребенок должен освоить звуковую сторону языка: тембр, силу и высоту звука, его тональность, и это поможет при знакомстве с буквами быстро перейти от звукового восприятия к звуко-буквенному. По этой же логике начинать обучать детей классическому чтению надо в возрасте 4-5 лет. И мое внутреннее "я" с этим согласно.
Однако, тут вклинивается другой фактор. Как я уже говорила, я планирую ввести не только классическую систему обучения буквам, но и фоточтение, которое задействует именно правое полушарие мозга. Упор на фоточтение на первых порах простимулирует память - и это замечательно. Впоследствии ребенок плавно научится различать и буквы, и слоги, и прочитывать любые незнакомые слова, а не только те, которые целыми образами закорючек осели в голове.
Большим "за" раннего фоточтения я для себя отметила такой феномен, как "природная грамотность". На самом деле, природная грамотность имеет мало отношения к генетике или природе, это что ни на есть хорошая визуальная память. Считается, что основная часть грамотно пишущих детей - это дети с хорошо развитой зрительной памятью. Читая книги, они запоминают образы слов, и при письме бессознательно опираются на эти образы. Такие дети могут очень рано начать читать целыми словами – они видят образ слова. В дальнейшем, когда мы придем к квантовому (скоростному) чтению, вы увидите, что в арсенале Шичиды есть много средств, направленных на развитие и поддержание природной грамотности.
Но если у вас нет далеко идущих планов по овладению квантовым чтением, то карточки и все прочие Шичидовские атрибуты вам не нужны, так как научиться читать можно имея под рукой только карандаш, ну и книжку с красивыми картинками для стимуляции интереса, да и то можно обойтись) В этом случае лучше все же начинать позже, хотя бы после трех лет.
Итак, что касается изучения букв, сейчас я ненавязчиво предлагаю Алисе целый ряд игр. Конечно же, их можно включать в наши занятия по Шичиде или просто заниматься отдельно.
Мы рисуем и пытаемся узнать буквы на песке, манке или муке:
Вырезаем или лепим их из пластилина, а потом придумываем, что начинается на эту букву. Кстати, буква лучше запоминается тогда, когда ее можно смачно сломать)
Конечно же, рисуем мелом, красками, карандашами и всем, что попадется под руки. Точнее, это все делаю я, и невзначай показываю Алисе, не требуя от нее никакой отдачи. Она при этом может радостно рисовать рядом свою каляку-маляку и никакой особый интерес к моей деятельности не проявлять.
Когда мы идем гулять, по пути на площадку мы часто разговариваем, на какую букву начинается то или иное слово. Иногда я понемножку озвучиваю ей, как складываются слоги: "Б", "О" - "БО", "Л", "У" - "ЛУ" и т.д. То есть, как я и писала выше, мы осваиваем звуковую сторону языка.
Недавно я приобрела Алисе мангитный алфавит вроде такого:
Но через какое-то время поняла, что нужно что-то еще. Что-то, что заинтересует еще сильнее. И тогда мы пошли красить камни)
Мама отдала мне целый ворох остатков акриловых красок от картин, которые раскрашиваются по номерам. И буквально за час у нас родилось вот такое:
Алиса тем временем густо мазала гуашью оставшиеся камни) Кстати, гальку я купила в обычном зоомагазине в отделе для аквариумов.
И мне удалось заинтересовать ее. Разноцветные камушки оказались так похожи на игрушки, и тяга к коллекционированию оказалась сильна - захотелось завладеть ими всеми))) Когда Алиса узнала, что на "А" начинается ее имя, она крепко прижала к себе камень и таскала его с собой повсюду как амулет)) Пока алфавит еще не готов полностью, но постепенно я его доделаю, мы ведь никуда не торопимся.
Еще одним хорошим помощником в изучении букв станут для нас, конечно, книги. Я не стала скупать все подряд, хотя за многое взгляд и зацепился, про буквы у нас всего две книги, и, думаю, этого вполне достаточно.
Про одну из них я уже писала - это "Рабочая азбука" Иосифа Бродского (в Озоне, в Лабиринте, в Риде).
Подробно о книге я писала вот тут третьим пунктом.
А вторая книга появилась у нас только что, и она хороша! (Алена, спасибо!)
Это книга Дарьи Герасимовой "Азбука превращений" (в Лабиринте, в Риде)
Каждая страница посвящена отдельной букве, которая на кого-нибудь похожа.
Это не просто книга. Это книга-игра. Каждую букву можно пытаться изобразить всей семьей, отгадывать, кто какую букву изобразил. В общем, ассоциации работают на все сто, а коротенькие увлекательные стихи гармонично вписываются в идею книги.
Книга оформлена бережно и со вкусом. В иллюстрации включены элементы аппликации, передающие фактуры ткани. Буквы на каждой странице крупные, так, что можно обводить их пальчиками.
Таким вот образом, мы не учим буквы и слоги целенаправленно, а просто окружаем себя "буквенной" средой, к которой постепенно будем адаптироваться.
Кстати, еще одна из идей - это сделать азбуку для малыша самостоятельно. Взять тетрадь, на каждой странице крупно написать одну букву алфавита и наклеить то, что ассоциируется у малыша именно с этой буквой, что именно ему близко и понятно. Как пример: "М" - мама (ее фото), медведь (любимый плюшевый), мячик и т.д.
А теперь самое главное. Все это не просто знаковое чтение. Пока что мы только учим буквы, но в ближайшее время, как я уже говорила, параллельно с этим появится и чтение по карточкам на сайте www.Supermom.ru, которое будет доступно наравне с математическими точками при просмотре презентации.
Выглядеть чтение будет так: картинка с изображением (которую надо озвучить), следом картинка с текстом (который надо также озвучить). То есть одно и то же слово будет прочитываться два раза подряд. Пока я думаю, какое число изображений достаточно для активации навыков чтения.
Ну и, конечно, зачем же мы все это делаем, и как это связано с методикой Шичиды, правополушарным обучением и развитием в целом?
В книге Шичиды сказано, что в момент, когда ребенок будет способен запомнить около 40-50 карточек с помощью игры "Цепочка памяти" (Linking Memory), но без подсказок, будет означать, что он достиг определенной отметки, когда уже можно говорить об открытии фотопамяти. Именно в этот момент, при условии, что ребенок уже умеет самостоятельно читать, можно начинать занятия квантовым (скоростным) чтением. То есть чтением, при котором ребенку будут требоваться считанные секунды для прочитывания листа с текстом и полного усвоения материала. Техника очень интересная, в нее входит много разных коротких упражнений. Но обо всем этом я обязательно напишу позже, так как время на подготовку еще есть. Тем более, между квантовым чтением, обучением чтению и цепочкой памяти есть еще одно звено - "Визуализация", о котором я еще ни разу подробно не писала, и которое требует подробного разбора для повышения эффективности занятий.
А какие у вас размышления на этот счет?
UPD: Очень рекомендую после моего несколько спутанного изложения ознакомиться с комментариями к этому посту автора Дети Индиго. Ее мнение расставляет многие точки над "i", дает богатую пищу для размышления и стимул к действиям.
Нота
Лиза, буквально неделю назад я писала восторженный комментарий к одному из Ваших постов со словами благодарности за бесконечно интересные идеи для игр-занятий с ребёнком. Там же я написала, что занятия по Шичиде я осилю едва ли. Сейчас, чем дальше я читаю, тем глубже становится мой интерес к этой методике, и, пожалуй, скоро я начну перечитывать Ваш дневник сначала, и уже с поставленной целью. Ещё раз спасибо огромное за то вдохновение, которое приходит после прочтения Ваших постов, Вы просто чудо. Жить становится веселее и радостней, когда видишь, что вот они, они есть - такие чудесные светлые люди, да ещё и умные и красивые! Вашим деткам очень повезло с родителями!:)
07.04.2016
Ответить
Лиза
Знает буквы, но читать не учу. Попозже. У меня эта тема все время претерпевает изменения)
23.01.2015
Ответить
Лидия
А Вы по какой методике планируете учить читать? Мой неожиданно пару месяцев назад начал буквы в слоги складывать, хотя я вообще не учила, он сам настаивает, вот думаю раз уш ему так охото может начать учить, на трех еще нет.
02.02.2015
Ответить
Милита Тишинина
математику подключили чуть больше месяц назад,пока идет не особо.Но в количествах до 25 ориентируется,больше не проверяла))
24.11.2014
Ответить
Милита Тишинина
Когда я начала заниматься с Ангелиной чтением по Доману(в 10 месяцев),если честно даже не подумала о том,что ребенок будет читать лучше "фонетических" детей только по началу,а потом могут возникнуть проблемы.Сейчас малышке 1.5 и мы вышли в чтение незнакомых слов,показала 100%.Но я очень рада,что прочитала ваш пост,как результат наш закрепится,перейду к буквам и кубикам Чаплыгина..наверное..надо все обдумать теперь)))
24.11.2014
Ответить
Tanushka
Лиза, а что за красотки у вас, соединенные между собой, подскажите производителя, пожалуйста! :)
16.05.2014
Ответить
Светлана
Лиза, подскажите, пожалуйста, про презентации сначала с изображением, а потом словами , это Ваша задумка или это Шидиче?
10.05.2014
Ответить
Lilia
Лиза, у меня есть вопрос, и если у вас есть пара минут, может у вас есть некоторые соображения... Мой мальчик очень любил книжки — мы рассматривали всех героев раз по 200 до 1 и 3. Затем он резко потерял интерес и теперь почти не подходит к книжкам, а от ящика с ними совсем убегает... парой книжек я его заинтересовала, хотя это были скорее картинки, и я описывала, что происходит... а вот как дальше? как перейти к чтению? как занитересовать?
22.04.2014
Ответить
Лиза
Это просто этап, пройдет немного времени, и ребенок обязательно вернется к книгам, если периодически предлагать ему их, и если он будет видеть вас за чтением.
11.05.2014
Ответить
Елена
Лиза, что касается изучения букв, то рекомендую купить говорящую азбуку. Изучая буквы, 3-4 буквы были освоены за пару недель, не шли у нас они особо. Долго смотрела на говорящие азбуки, но не решалась купить, но после покупки обнаружила для себя, что через 3 дня ребенок знал практически все буквы. Сложности в основном были с буквой ш,щ, ъ, ь. Книга лежала в доступе ребенка и он в течение дня раз 10 к ней подходил и в хаотичном порядке их изучал. Сегодня купила английский алфавит, но пока особого интереса к нему не увидела. Возможно потому что сегодня был день вне графика :-) Кстати, нам 2,3.
12.04.2014
Ответить
Дети Индиго
Поделюсь опытом, ибо была в схожей ситуации. С Ульяной мы
"стартовали в чтение", когда она была в возрасте немного старше
Алисы. Интерес к словам, буквам, да вообще к любым знакам, был огромный. Изучив
тему и руководствуясь близкими аргументами, я также приняла решение о
комбинированном методе обучения, остановив выбор на карточках Домана а, для
понимания структуры слов, параллельно ввела в игры кубики Чаплыгина. С тех пор горячо
рекомендую первый способ и искренне не советую начинать с букв. Буква - простейшая единица строения слова. Детям, как
правило, не требуется много времени для изучения алфавита (не в
последовательной, а в произвольной форме). Большую часть букв Ульяна выучила за
пару дней вообще почти без моего участия. А вот дальнейшее соединение букв в
слоги - это процесс для ребенка совсем не простой. Особенно, если учить буквам,
а не звуку, то есть говорить «бэ», вместо «б», «тэ», вместо «т». В тех случаях, когда мой ребенок знакомился
сразу со слогом, он запоминал его как единый элемент (на этом построен метод
Зайцева). Там же, где первоначально было знание составных букв, дочь начинала вычленять
именно отдельные звуки, не желая соединять их в слог. Что касается чтения целыми словами, то тут существует мнение,
что дети запоминают ряд слов, однако, не могут прочесть эти слова написанные
другим шрифтом или в иной последовательности, что они не читают новые слова.
Эти утверждения не совсем корректны. Они касаются «детей-недоучек», первого
года обучения или тех, которые работали с малым количеством слов. Русский язык,
хоть и имеет различные формы, большое количество суффиксов, окончаний, падежных
принадлежностей, все-таки имеет определенные правила. Накопив существенную
массу слов, ребенок сам начинает определенные правила понимать. Его мозг автоматически
выполняет эту функцию без необходимости долгих раздумий. И никаких проблем ни с
новыми словами, ни с другим шрифтом, ребенок не испытывает. Не верите? Зря. Через довольно короткий срок после начала занятий, Ульяна вышла в пассивное чтение. То есть, я показывала ей незнакомые слова и просила показать определенное слово. Ребенок справлялся с этим за секунды и без труда, ошибаясь очень редко. При этом порой были сложные примеры, например выбрать слово "дорожка" среди слов "дорожка", "дорога", "дорожный". Естественно, никаких правил я ребенку не объясняла. Кстати, Доман
рекомендует со временем сокращать количество показов слова, но увеличивать
количество показанных слов. Но этот процесс требует время и важно не
останавливаться на первых успехах, а постоянно наращивать словарный запас до
полного выхода в уверенное беглое чтение. Суммируя сказанное. Слово – это более сложная структура в
сравнении с буквой. Переход от целого слова к слогу и букве существенно проще,
чем наоборот. Кроме того, в отличии от «фонетического» чтения, ребенок
привыкает, что слово может иметь разное произношение и написание. У него не
возникает проблем с «кАровами», у него даже вопросов таких не возникает. Это
основа «врожденной граммотности». Плюс, читая ребенок сразу понимает смысл слова, без необходимости
складывать его в уме по частям. Оглядываясь на свой опыт, могу сказать, что я не отказалась
бы от комбинированной системы, однако начала бы я с целых слов, и лишь после
выхода в пассивное чтение, когда ребенок может из нескольких незнакомых
карточек выбрать нужную, ввела бы понятие слога и букв. Как читает Ульяна
сейчас? Обоими способами. Знакомые «домановские» слова или незнакомые, но короткие, бегло квантами слов и
даже целых предложений. Новые слова, вывески на улицах, надписи на плакатах –
по слогам (никуда не спеша, но мы пришли к понимаю слогообразования). При этом я вижу как обе системы стремятся
навстречу друг к другу, как прогрессирует скорость чтения, как естественно дочь
принимает чтение в свою жизнь, в какой восторг ее приводит это умение. И
конечно Ульяна обладает прекрасной
памятью, имеет обширный словарный запас. Мы будем продолжать, чтобы из
категории «недоучек» выйти в хорошее уверенное быстрое чтение, даже самых сложных слов. С этой позиции опыт квантового чтения интересен, думаю почитать Шичиду подробнее. Ну и последнее. Пожалуй, ничего не вызывает такого
ожесточенного спора среди родителей, как раннее чтение. Самый неинтересный
вопрос из тех, который я встречаю «а зачем?». Как правило, его задают люди,
которые ничего о раннем чтении не знают или похватали информацию по верхам.
Можно быть аргументированным противником раннего чтения, можно быть
аргументированным сторонником. И с теми и с другими, порой, интересно иметь
диалог. На вопрос же «а зачем?», я давно перестала отвечать, ибо, как
показывает практика, с человеком его задающим интересного диалога не
получается. Чтение – это функция человеческого мозга, равно как речь или
музыкальный слух. Почему речь мы развиваем, а чтение нет, ведь оно также важная
часть нашего существования. Равно как у многих
есть вопросы к фоточтению или к обучению чтению по слогам, у меня есть
вопросы к традиционной системе обучения. Почему ее требуется считать лучшей?
Просто потому что нас учили так?
07.04.2014
Ответить
Анастасия
Добрый день! Скажите, пож-та, а примерно по сколько слов в день вы показываете дочке? И вообще, сколько, по-вашему, их нужно, чтобы уйти с уровня "недоучек". Очень интересно читать, когда мамы вот так делятся своим опытом. Есть над чем поразмыслить. Спасибо.
07.04.2014
Ответить
Дети Индиго
Откровенно говоря, я не привязываюсь к количеству слов, которые показываю ежедневно. Многое зависит от графика дня, от настроения детей и от моего собственного боевого духа )))) В целом, чтение введено в наши различные игры. Например, я пишу маркером различные записки. В некоторых из них указывается как отыскать пиратский клад с сокровищами, какие-то приходят от тайного поклонника, что-то является приглашением на званный ужин и т.д. Еще у нас есть сменная настенная экспозиция, состоящая из 5-7 предложений различной сложности. На большее не хватает свободного места. Экспозицию стараюсь менять каждый день. Дополнительно пишу или распечатываю слова в рамках изучения определенных тем. Пока тема актуальна, слова висят на стене и Ульяна к ним с удовольствием возвращается. Мы читаем книжки для самостоятельного детского чтения от "Умницы" + часть книжек я делаю сама. Ну и в целом, стараемся читать, все что подворачивается под руку. Из того, что я перечислила, что-то дочь прочитывает сама, что-то озвучиваю ей я. Но все должно проходить в удовольствие обеим. Иногда бывает вообще пропускаем несколько дней, если чувствую, что у кого-то из нас "не идет". Если надоедает, стараюсь быстро найти альтернативу и новый способ. Мне кажется, тут важна регулярность занятий, разнообразие слов, отсутствие напряжения и (важно) никакой гонки за быстрым результатом. Что же касается общего количества необходимого для выхода в активное самостоятельное чтение, то тут, увы, ничего сказать не могу, кроме совсем банального — вероятно, каждому ребенку свое. Пассивным чтением дети овладевают довольно быстро, перевести его в активную стадию, когда ребенок быстро озвучивает незнакомое слово требует значительно большего времени.
08.04.2014
Ответить
Анастасия
Спасибо большое за ответ! Очень интересно. Буду теперь думать и в этом направлении)
08.04.2014
Ответить
Mommy
Очень хорошо вы сказали! Добавлю еще, что на своем опыте я убедилась, что ребенок (1.3 г.) может на уровне пассивного чтения читать и слова на других языках, даже не зная алфавита. И никакие буквы учить не нужно. После показа слов через некоторое время наступает момент, когда малыш сам вычленяет все звуки, буквы, слоги, а затем и слова. Сначала короткие, а потом и длинные. И при этом скорость чтения на уровне взрослого человека, т.е. мгновенно охватывает взглядом предложение и понимает его суть.
07.04.2014
Ответить
Лиза
Огромное вам спасибо за ваш опыт и время, которое вы нашли, чтобы поделиться им с нами! Многое я ощущала на интуитивном уровне, но не могла то ли сформулировать, то ли ясно изложить. Получается, что это все равно что делать выводы о двухлетних детях билингво, которые путают слова из разных языков. Придет время, и они заговорят на двух языках сразу, в то время, как дети порицающих двуязычные методы будут говорить только на одном языке. Еще раз большое вам спасибо! Вы дали очень хорошую пищу для размышления и действий!
08.04.2014
Ответить
Дети Индиго
Лиза, честное слово, не за что )))) Вам ответное спасибо за наводку о квантовом методе чтения по Шичиде. Я с Вами солидарна, что это особый дар и способность, значение которой сложно переоценить.Не так давно, кстати, я наткнулась на приложение для смартфона, позволяющее читать тексты в ускоренном режиме Spritzinc На их сайте есть небольшая демо-версия. Приложение позволяет без специальных подготовок можно читать со скоростью 600 слов (!!!) в минуту, без потери качества чтения и проблем с пониманием. Воистину богаты и малоизучены возможности человеческого мозга, в очередной раз подумала я! Как мало мы знаем о нашем бессознательном, как часто мы его недооцениваем!И, безусловно, Вам удачи с обучением!
09.04.2014
Ответить
Лидия
Хоть мы пока только еще готовимся к чтению, и я не могу делать каких то выводов из обучения, но на интуитивном уровне мне кажется, что правда за Вами. Единственно конечно, технически, даж незнаю как подготовить такое громадное количество слов.
14.05.2014
Ответить
Дети Индиго
Лидия, сейчас такие пособия можно найти в продаже. Самое популярное производит компания "Умница"
16.05.2014
Ответить
Лидия
Да, но за такие деньги..... и к тому ж таким количеством слов все равно наверное не обойдешься. решила делать карточки самостоятельно. А в каком возрасте Вы стали вводить понятие слога. Я так поняла сначала был алфавит, потом карточки Домана( в два с небольшим) а слог?
16.05.2014
Ответить
fler
Лиза, не могли бы вы раскрыть чуть подробнее, что такое квантовое чтение и как с ним бороться для чего он нужно? Особенно для детей.Дело в том, что в 15 лет я занималась техникой быстрого чтения по методике Андреева. Делала наверно 30-40% упражнений и моя скорость чтения увеличилась в 5 раз!!! Любое чтение это в первую очередь понимание текста, быстрое чтение- быстрое понимание. Исходя из этого при скорочтении достаточно пройтись взглядом по странице и глаз (мозг) выхватит нужные ключевые слова и уловит основную мысль. Поэтому после 10-15 мин беглого просмотра книги можноправильно ответить на вопросы по книге.Но.... скоростное чтение подходит для технической, научно-популярной и информативной литературы, художественную литературу так не читают (хотя безусловно повышение скорости есть и тут), потому-что мотивация чтения худ. произведений другая, и здесь важна не скорость и быстрое понимание, а скорее вдумчивость, нужно время на то чтоб эмоционально оценить текст, проникнуться так сказать, посопереживать героям и т.д. Вопрос- нужно ли такое быстрое чтение детям до 10 лет? Да конечно, если ребенок владеет и традиционным и фоточтением (квантовым?), он, возможно, сможет переключаться с одного вида, на другой, но, например, по Андрееву, для тренировки необходимо ежедневно прочитывать небольшую техническо/научно-популярную книгу. Для квантового тоже нужна подрбная тренировка? и вообще какую литературу могут читать дети подобным образом.Было бы интересно узнать ваше мнение ...
06.04.2014
Ответить
Оставшиеся комментарии доступны после регистрации
Зарегистрируйтесь и получите полный доступ ко всем функциям сайта.