О моих критериях воспитания
Метод ШичидыЭтот пост обо всем сразу. О моем отношении к детскому развитию и о том, что я подразумеваю под детским развитием.
Этот пост должен был появиться года полтора назад, но появился только сейчас. Здесь собрано 10 моих основных внутренних правил по гармоничному развитию ребенка. На самом деле их намного больше, но эти главные) Не знаю, где у моих мыслей начало, а где конец, поэтому начну с середины.
Я слежу за своими читателями. Точнее, за их занятиями, успехами, за тем, как они подают информацию, что делают для своих детей. Мне очень приятно видеть, что все больше людей осознанно подходят к своему родительству и стремятся дать ребенку максимум, не пропустить, развить и поддержать таланты, воспитать гармоничную личность, смышленого и доброго человека.
1 и 2. Развивайте ребенку память и фантазию
Об этом весь мой дневник) Именно это подразумевает правополушарное развитие, которое условно называется метод Шичиды, хотя давно уже вышло за рамки одного только этого метода. Именно эти две составляющие - фантазию и память я бы выделила как максимально важные. Сразу оговорюсь для спорщиков: я не считаю, что кроме этого больше ничего не нужно. Хорошая память и отсутствие интеллекта или хорошая фантазия и пессимистичный тип мышления — не то, что нас устроит, поэтому родители должны стараться создать некий баланс всего этого, а где эта тонкая грань каждый должен научиться улавливать сам.
3. Игровое пространство
Конечно, на играх Шичиды развитие не заканчивается. Ведь развитие — это, в первую очередь, познание мира. И познавать его надо никак не через карточки или пластиковые игрушки. И тут родителям стоит один раз постараться и настроить вокруг ребенка развивающую среду. Например, по Монтессори. Почему-то многих это имя ввергает в новый ужас при виде нескольких томов книг. Но пусть вас это не пугает. Система Монтессори за прошедшие сто лет настолько вошла в нашу жизнь, что хотите вы или нет, но в какой-то степени вы уже в ней. Все мы покупаем своим детям всевозможные вкладыши, сортеры, игрушки с застежками, развивающие коврики, конструкторы, пирамидки и многое другое, — все эти игрушки базируются на идеях Марии Монтессори. Если вы регулярно предлагаете ребенку игры на развитие мелкой моторики, сортировки, переборки, то это по Монтессори. Если у вас есть детский столик и стульчик, и вы с ребенком устраиваете чаепития из детской посуды, то это по Монтессори. Если ребенок активно принимает участие в ваших домашних делах: режет, готовит, поливает цветы, складывает вещи, стирает, то это по Монтессори. Если вы ведете с ребенком диалог на равных, позволяете ему самому подумать, задаете вопросы и видите, как у ребенка включается соображалка и начинает работать фантазия, то вы действуете по Монтессори. Если вы всячески поддерживаете самостоятельность и свободу своего ребенка, вы делаете это в соответствии с Монтессори. Это раньше такой подход был нонсенсом, а сейчас он часть нашей жизни. Да, есть еще некоторые нюансы, но в целом основа верная.
Достаточно один раз настроить среду вокруг ребенка, чтобы потом только пожинать плоды. Сейчас наша квартира сооружена таким образом, чтобы у ребенка было свое место для творчества, свой маленький стул и стол, постоянный доступ к материалам для творчества, к крупам для развития мелкой моторики и сенсорики, к музыкальным инструментам. На видном месте лежат пазлы и прочие карточные игры, к большому книжному стеллажу можно легко подойти и взять любую книгу с полки. Чтобы дать Алисе послушать английскую речь или музыку, достаточно нажать одну кнопку. То есть, все аудиозаписи уже отобраны, предварительно одобрены мной, игрушки в доме собраны именно те, которые не просто интересны ребенку, но еще и развивают что-то: моторику, логику, фантазию, социальные навыки и т.д., книги — результат долгого и кропотливого отбора - уже стоят на полках. То есть достаточно однажды провести у себя дома глобальную работу, и несколько месяцев, а может и больше, можно только отлаживать процесс, предлагая ребенку каждый день разные игры или идеи для творчества, которые вам даже не придется придумывать — все они уже будут собраны у вас в какой-нибудь папочке или книжке. Например, вот тут в первых двух пунктах я рассказывала о хороших книгах с идеями творчества. Но можно пользоваться банально интернетом. Например, сохранять идеи в том же Pinterest.com или создать папку и скидывать туда подсмотренные идеи с просторов интернета.
Понятно, что организация игрового пространства у каждого своя, в зависимости от места, которым вы располагаете, стилем интерьера и прочим. Тем не менее, с самого детства я не прячу от Алисы ничего. Я целенаправленно учила ее правильно обращаться с книгами, не разбрасывать мелочевку, не рвать и не сорить. Естественно, полностью избежать всего этого нельзя. Есть и элементы случайности, и игривое настроение, и просто бесилово, но получилось все как в известной истории, когда родители не прячут от ребенка сигареты и алкоголь, у него пропадает интерес к запретному плоду, и он не курит и не пьет. Правда, это все справедливо с девочками. Мальчики будут все равно разбрасывать и перемешивать. Не потому что они несносные мальчишки, а потому что у них развитие идет через разрушение. Точнее, через исследование, а что будет, если... И такую возможность мальчикам надо предоставлять, чтобы не убить их исследовательский дух.
4. Все по доброй воле
Еще одно важное условие детского развития — никакого насилия. Не хочет — не надо. Всегда подстраивайтесь под ребенка. Если вы лезете к нему с занятием Шичиды, а он разбрасывает карточки, то, конечно, следует учить его не делать это, но в то же время, предложить ему что-то другое, а к Шичиде вернуться позже. Например, развить фантазию и моторику: порисовать. Не хочет рисовать, пусть лепит. Не хочет лепить, пусть развивает пространственное мышление: конструирует из лего. Не хочет лего, пусть развивает моторику: возится в крупах. Не хочет крупы, пусть учится ходить по линии из скотча на полу — развивает вестибулярный аппарат. Ребенку всегда можно найти занятие, которое его интересует.
5. Общение с родителями
Важнейшим критерием развития ребенка я считаю диалоги с родителями на равных. Отвечать на все вопросы, рассказывать о мире, давать максимально возможный пассивный словарь, который со временем перейдет в активный, давать ребенку фантазировать и самовыражаться.
Кстати, перед сном я рассказываю ей самопальные сказки про Микки Мауса и его друзей. Она никогда не видела мультик, но у нас есть игрушки и пазл, и они ей так нравятся, что и являются героями всех похождений. Каждый раз моя история в новом месте, я описываю явления природы, действия, все то, что не описывается нами в обычной речи. Например, я могу рассказать, как мышки приехали на берег реки искупаться, собирали ракушки и наблюдали закат солнца. Или про то, как мышка Мини училась танцевать балет. При этом мы закрепляем новую лексику: пачка, пуанты, па и т.д. Если я рассказываю, как Плуто прятал косточку, но где бы он ни вырыл ямку, ему везде попадаются разные животные, которые просят не копать в этом месте, чтобы не сломать их домик. Попутно я рассказываю, что бабочка просит не копать рядом с цветами, чтобы не повредить корни цветка, иначе он завянет, и она не сможет пить свой любимый сладкий цветочный нектар, и т.д. Тут у нас и ботаника, и худлит, и энциклопедия балета для детей) Короче, пять зайцев одним рассказом. Алисе очень нравится, каждый день она просит новую историю. При этом может и сама придумывать что-то свое, не дожидаясь моих рассказов.
6. Чтение стихов
Читайте детям стихи. Любые, но с хорошим слогом. Пушкин в этом плане идеален. Он вообще идеален) Ребенок не только формирует бессознательную память, иначе я не знаю, как она умудряется рассказывать мне Онегина, не понимая вообще, о чем говорит, но и чувствует правильный ритм.
Если ваши дети не декламируют вам прочитанные им стихи, это не значит, что они их не знают. Продолжайте и не требуйте ничего взамен.
7. Путешествия
Под этим императивом я, конечно, не подразумеваю, что если у вас нет возможности, то вам надо продать всё и пуститься в путешествие. Ребенок пока еще имеет очень мало опыта. Для него даже детская площадка на другом конце района — уже что-то новое и необычное. Ребенок не видел ни своего города, который уже так знаком вам, ни уж тем более других городов и стран. Абсолютно все мои знакомые путешествующие мамы замечают, что во время или сразу после путешествия наблюдают у ребенка серьезный умственный скачок. Я сама уже неоднократно была свидетелем серьезных скачков в развитии, когда ребенок просыпался совершенно другим человеком: лучше говорил, больше осознавал и умел. В такие моменты у ребенка включаются все каналы восприятия, которые в усиленном режиме начинают впитывать все вокруг. Поэтому я при любой возможности стараюсь показать дочке что-то новое, погрузить ее в незнакомую и приятную для нее среду.
8. Музыка и аудиозаписи на иностранном языке
Кто бы что ни говорил, а я верю в то, что в будущем постоянное прослушивание иностранной речи поможет ребенку заговорить на иностранном языке без акцента. Исследования на эту тему проводятся с регулярностью раз в десятилетие, этот факт то доказывают, то опровергают, тем не менее, мои знакомые, которых с детства окунули в языковое пространство, говорят на языке чище, чем те, кто свое первое "this is a dog" услышал в первом классе. Ну а музыка... Давайте детям прививать хороший вкус с детства.
9. Делать то, чего ждешь от ребенка
Еще один момент. Очень важный. Ребенок никогда не будет интересоваться тем, что не делает сам родитель. Он не будет хотеть читать, если этого не делают родители. Не будет танцевать, петь, рисовать и т.д. Поэтому развитие ребенка — это, в первую очередь, серьезная работа над собой. Дети всех моих рисующих друзей прекрасно рисуют. Поющих - поют. Я не говорю, насколько профессионально или хорошо они это делают - это лишь вопрос навыков, но они хотят это делать, у них есть страсть. Так что если вы 8 часов в сутки утыкаетесь в телек или экран телефона, то потом не стоит удивляться, почему это ребенок не читает. В общем, вы не просто должны делать все тоже самое, вы должны испытывать от этого удовольствие. Профессиональная среда, созданная родителями, часто играет решающую роль в интересах ребенка.
10. Теплые отношения и дружелюбный настрой
Последнее, и я не устану это повторять — это необходимость создания в своем доме благоприятной атмосферы для развития, ауры, если так можно сказать. Дружелюбный настрой, родительский пример и любовь — вот, что должен видеть ребенок в кругу своей семьи, он должен понимать, что внутрисемейному климату ничто не угрожает. Ребенок, постоянно пребывающий в напряжении из-за родительских конфликтов вряд ли способен усваивать что-то еще, слишком много энергии тратится на детские переживания, особенно если это касается обстоятельств, на которые он не способен повлиять. Именно поэтому в вашей семье полностью должны быть исключены яркие конфликты, агрессия и ярость, нервозность, а все выяснения отношений перенесены на время детского сна. Находите время обниматься и целоваться при ребенке, говорить друг другу теплые слова, работайте над собой и своими эмоциями, это не только укрепит вашу семью, но и создаст благотворную среду для того, чтобы потом гордиться своим ребенком.
Сразу оговорюсь, что теплая атмосфера и отсутствие конфликтов совершенно не означает вседозволенность. Это отнюдь не значит, что ребенку можно все, лишь бы он пребывал в прекрасном настроении. Слово "нет" и элементарные правила никуда не деваются. Но правила эти должны быть обоснованы. И не обманывайте ребенка. Открывать шкаф нельзя не потому, что там злой гном, а потому, что есть объективные причины этого не делать.
На сегодня у меня всё)