Классическая музыка для малышей
У Оли прекрасный слух. Было бы глупо ограничивать ее только детскими и полу-детскими песенками (типа песен из музыкальных фильмов и мюзиклов - ей, например, очень нравится распевать песню мушкетеров "Пая-пая-паядуемся на своем веку...", )))) Мы с удовольствием слушали с ней джаз и рок-н-ролл, фолк и советскую музыку. Выразительные и эмоциональные мелодии есть и в классической музыке, и я заметила, что доченьке они нравятся. К примеру, она с интересом слушала выступления конкурсантов в "Большой опере" на канале "Культура". Психологи считают, что классическая музыка необходима для развития творческих способностей ребенка, умения воспринимать и ценить прекрасное, "пропускать через себя" свои эмоции, сопереживать другим. Озаботившись вопросом, с чего лучше начать знакомство ребенка с миром классики, я нашла примерный список в книге "Методика раннего развития Марии Монтессори" В.Г. Дмитриевой:
- Произведения Баха (не оргАн), Моцарта, Вивальди
- П.И. Чайковский. Времена года, Детский альбом, балеты "Щелкунчик", "Спящая красавица", "Лебединое озеро"
- Ф. Шопен. Мазурки, вальсы, ноктюрны.
- Ф. Шуберт. Вальсы, "Вечерняя серенада"
- И. Брамс. Венгерский танец №5, Колыбельная.
- М.И. Глинка. Марш Черномора из оперы "Руслан и Людмила".
- Л. Бетховен "К Элизе"
- Л. Боккерини. Менуэт.
- А. Лядов "Музыкальная табакерка"
- С. Рахманинов. Полька.
- Дж.Верди. Марш из оперы "Аида", Песенка герцога из оперы "Риголетто"
- И. Штраус. Оперетта "Летучая мышь", вальсы.
- И. Кальман. Оперетта "Сильва".
- Ф. Лист "Грезы любви"
- С. Прокофьев. Вальс из балета "Золушка", гавот из "Классической симфонии"
- А. Грибоедов. Вальс.
- Н.А. Римский-Корсаков "Полет шмеля"
- М.П. Мусоргский "Картинки с выставки"
Доказано, что музыка со словами (даже на не знакомом языке) влияет на детей сильнее, чем музыка без слов. Поэтому автор рекомендует давать детям прослушивать классические арии в исполнении Хосе Каррераса, Монсеррат Кабалье и других оперных певцов. Особенно им нравятся высокие женские голоса.
Важно также, чтоб музыкальные произведения были в оригинальном исполнении, а не в упрощенном, "адаптированном" для детей варианте, чтобы не лишать их возможности ощутить всю полноту впечатлений от произведения.
Мы начали приобщение к прекрасному с моего любимого Чайковского. И, конечно же, с балета "Щелкунчик", что же еще слушать, когда на дворе уже почти декабрь. Это было сказочно - кружиться по квартире под Вальс цветов, в то время как за окном в таком же вальсе кружатся первые снежинки, засыпая автомобили, ветви деревьев и крыши домов. Для меня впечатления оказались едва ли не более сильными, чем для дочери. Выйдя вечером из дома по делам и окунувшись в эту белую круговерть, я шла и мысленно слушала мелодии Чайковского, и, казалось, вот-вот из свежего пушистого сугроба покажется Мышиный король и тут же скроется, мелькнув в вечернем свете фонарей...