7 развивающих игр от Галки – Игралки на каждый день
Добрый день, дорогие родители. Сегодня хочу поделиться с вами замечательными развивающими играми, в которые мы последнее время регулярно играем с сыночком (сыну на момент написания статьи 1,5 года!). Это игры от проекта
А Ольга Николаевна - петербургский педагог раннего развития с очень большим стажем (около 40 лет), многодетная мама 8 детей, опытная бабушка 8 (пока) внуков. У нее авторская методика интеллектуального и творческого развития малыша в совместной с мамой игре. Отдельно стоит отметить ее метод творческого чтения с самыми маленькими. Методика очень проста в освоении обычными мамами, при этом серьезно ценится специалистами, так как действительно гармонично работает с обычными малышами и даже детками с особенностями развития. В 70-х годах Ольга Николаевна со своим супругом открыли первый в Лениграде родительский клуб "Поиск", куда приглашали со всего СССР читать лекции знаменитых специалистов. Близко дружили с семьей Никитиных, серьезно учились у известного физиолога Марианиллы Максимовны Кольцовой и у легенды гуманной педагогики Амонашвили Шалвы Александровича и многих других.
Меня этот проект заинтересовал давно, еще с того момента, когда я только только начинала интересоваться развивающими занятиями для детей. Я посетила несколько вебинаров Галки - Игралки, посмотрела игры, и мне очень понравилось то, что в простой, доступной и интересной форме ребенку даются основы чтения и письма, а также рисование, аппликация, лепка, математические и логические игры, сопровождая все это танцами и пением. Не зря говорят, что «все гениальное - просто»!
И поэтому была очень рада, когда получила доступ к полной базе игр.
Игры от Галки - Игралки:
- достаточно легкие и понятные (хотя, с какой стороны судить, наверное, как для родителя:));
- учитывают возрастные особенности деток. Мне иногда так не нравится, когда ищешь игры для ребенка по возрасту, находишь, и понимаешь, что ребенок, ну совсем еще к ним не дорос, в этих играх четко соблюдается возрастной диапазон.
- очень детально расписано то, как играть и что важно помнить вовремя игр;
- чувствуется опыт, профессионализм и душа в этих играх. Это приятно!
- удобное оформление игр в базе и минимум реквизита. Открываешь игру, небольшая подготовка и вперед. Главное - это хорошее настроение!
- Галка - Игралка - это не только база игр, а и много других полезных материалов: программа развития для вашего малыша, школа развития речи и школа игровой математики, школа для мама «зимние приключения хорошей мамы», бесплатные вебинары и др.
Хватит слов, давайте играть! :) Представляю вам 7 развивающих игр от Галки - Игралки на каждый день. Описание игр я старалась максимально сохранить так, как оно есть на сайте Галки - Игралки для того, чтобы вы имели представление и о играх, которые в базе, но не представлены здесь, и чтобы сохранить авторство.
Понедельник. Игра №1 «Считаем блины на подносе»
Возраст детей: от года до 4.
Реквизиты: Картон - для подноса и для блинчиков; ножницы; фломастеры; любимая игрушка.
Кратко об игре: чувствовать ритм; вырезать из картона; придумывать украшения и начинку для блинов; считать.
Важно помнить
Не спешите переходить на большие числа. Убедитесь в том, что ребенок знает и понимает состав определенного числа - может определить, сколько объектов определяет каждое число. Например, мы видим, что ребенок действительно понимает, что такое 3, тогда можно использовать в играх и 4 и т.д. Ножницы после игры нужно сразу убрать в недоступное малышу месте.
Песенка
Как на Масляной неделе
Мы блиночков захотели.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Наша старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
На поднос она кладёт
И сама на стол несёт.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Гости, будьте же здоровы,
Вот блины наши готовы.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
План игры
1. Поем песенку
Поем песенку вместе с малышом, отстукивая ритм ладонями по столу или хлопая по пустой коробке, кастрюле. Можно добавить движений, например, отщелкивать пальцами, отбивать ногой. Поиграйте всей семьей, тогда кто-то из старших детей или взрослых участников игры может петь песню, а вы будете цокать языком, как лошадки. Главное в песенке - это ритм!
2. Делаем поднос и блины
Предлагаем малышу сделать поднос с блинами. Если он не может сам, то пусть наблюдает, а вы вырежьте круглый или овальный поднос из картона. Комментируйте Ваши действия: «Круглый поднос делаем». Далее вырежьте продольные отверстия в подносе, это похоже на большие надрезы - штук 3-5. Быстренько вырежьте и сами блины, ребенок пусть сам выберет из какого картона их сделать. Блинчики делаем такого размера, чтобы они влезали в отверстия подноса и удерживались там. Блины можно разукрасить узорами или нарисовать на них начинку: ягодки, грибочки, кусочек колбаски, что вам и ребенку нравится. Но не затягивайте процесс украшения блинов.
Это мы украшаем наши блины! Положила сыну еще белую бумагу, так как он очень любит рисовать и расстраивается, когда я быстро забираю фломастер.
3. Кладем блины на поднос и считаем
Теперь «раскладываем» блины на подносе. Покажите малышу, как вставлять блины в отверстия подноса: «Один блин, еще один!». Ребенку должно понравится то, что вы делаете и он, скорее всего, захочет вставить сам. Похвалите его: «Ура! Вставили блин! Удалось» Можно теперь взять малыша за пальчик и пересчитать - сколько же всего блинов уместилось: «1,2,3, 4, 5! Много блинов напекли!» С детьми постарше можно пойти дальше: поиграть в сложение и вычитание. Уберите один блин и изобразите, как будто вы его скушали: «Было три блина, мама взяла себе один, сколько на подносе осталось? Правильно два!» Или «угостите» малыша: «Держи, Маша один блин, вот тебе еще один блин! Два блина!»
Также держала поднос в руках, а сын вкладывал блины в отверстия.
4. Угощаем куклу
Можно угостить сначала близких и людей, который в этот момент находятся рядом или любимую игрушку. Спойте кукле песенку, и угостите куклу блинами. Можно пересчитывать блины и с игрушкой, но необязательно. Играйте за куклу, пусть она искренне и бурно радуется: «Ого, Маша, целых три блина мне дала! Вот это да!» Похлопайте в ладоши друг другу: «Вот это блины у нас получились» Поднос с блинами можно повесить на выставку, используя прищепки, а вечером похвастаться работой папе!
Мишка кушал блины после мамы:)
Вторник. Игра №2 "Аппликация "Рыбка"
Возраст детей: от 8 месяцев до 4 лет.
Реквизиты: фломастеры, цветная бумага, ножницы, клей-карандаш.
Кратко об игре: делаем аппликацию и развиваем крупную, мелкую моторику, графические навыки.
Важно помнить
Прочитайте слова полностью, не разделяя их на звуки: «Рыбка!». Через несколько часов или на следующий день, рассмотрите аппликацию еще раз и прочитайте надписи. Ножницами работает мама и после игры сразу же убирает в недоступное малышу месте.
Песенка
Золотая рыбка
в озере живет!
Золотая рыбка
песенки поет -
Буль-буль
Буль-буль -
песенки поет!
План игры
1. Покружимся по комнате
Покружитесь по комнате, чтобы на строиться. Спойте песенку, потанцуйте, машите «плавниками», как рыбки. Можно также поиграть в «рыбака» и «рыбку» и ловить друг друга. С маленьким детками танцуйте на руках.
2. Делаем аппликацию
Приглашаем ребенка за стол. Пусть он сам выберет цветную бумагу. Вырежьте овал (туловище рыбки) и вдвоем приклейте его на лист. Фломастером обведите рыбку по контуру, дорисуйте хвост, плавники, глазки, рот. Можно украсить тело рыбки узорами.
3. Развиваем сюжет
Можно приклейте вторую рыбку - друга. Окружающая обстановка тоже важна. Нарисуйте волны, песок, водоросли. Импровизируйте: может быть, на Вашем дне будет жить краб или рак? По волнам может плыть черепаха или медуза. Нарисуйте их фломастерами или мелками. Главное не переборщить с деталями. Если малыш увлекся и композиция становится перенасыщенной, продолжите рисовать на другом листе.
4. Надписываем рисунок
Можно надписать рисунок или сделать карточки с надписями. Используйте прием рука в руке. Придумайте то, что вам нравится: «Чудо-рыбка», «Золотая рыбка» и т.д. Подпишите рисунок: «Рисовал Даня». Хвалите малыше и радуйтесь тому, что у вас получилось.
Создаем окружающую атмосферу:)
Среда. Игра №3 "Аппликация "Рыбка"
Возраст детей: от 1,5 года до 4 лет.
Реквизиты: фломастеры, картон, пластилин.
Кратко об игре: танцуем, лепим, делаем надписи и читаем.
Важно помнить: пластилин нужно брать не липкий, достаточно мягкий, спокойных цветов; берите 3-4 бруска пластилина, следите за тем, чтобы ребенок не съел кусочек пластилина, убирайте пластилин и весь реквизит после игры в недоступное ребенку место.
Песенка
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать.
А за ней ребятки,
Желтые цыплятки.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко.
Лапками гребите,
Зернышки ищите.
План игры
1. Танцуем на прогулке!
Понаблюдайте, если возможно, живую курочку и цыплят, обязательно им воспользуйтесь. В крупных городах для маленьких детей бывают контактные зоопарки, где можно потрогать животных и птиц. На прогулке спойте песенку и покажите, как курочка роется в земле ножками, машет крыльями. Песенку можно петь на любой мотив!
2. Подвигаемся дома.
Дома повторите двигательную игру. Можно взяться за руки и просто походить, потанцевать рядышком - как курочка с цыплёнком, поквохчите, поройтесь ножками. Танец с песенкой помогают взбодрить, или наоборот, сбросить лишнее напряжение. Поэтому всегда танцуйте перед работой за столом!
3. Лепим цыплят.
Расположитесь за столом поудобнее, малыша лучше усадить на колени. Придвиньте поближе желтый пластилин и помогите отщипнуть от него кусочек нужного размера. Положите кусочек на ладонь малышу, помогайте своей рукой скатать шарик. Вам нужно сделать 2 шарика: побольше - это туловище цыпленка, и поменьше - голову. Соединяем два эти элемента - вот и цыпленок! "Усадите" его на картонку. Сделайте вашему цыпленку клювик из пластилина красного цвета и круглые глазки. Порадуйтесь: "Вот как хорошо получилось!"
4. Развиваем сюжет.
Можно сделать цыпленку братика или сестру, такого же цыпленка. А можно слепить ему зернышки, или червяка или травку, чтобы было что покушать. Старайтесь делать элементы простыми, не стремитесь к реалистичности.
5. Делаем надпись.
Если у Вас с малышом остались силы, можно сделать надпись для Вашего произведения. Вы можете написать строчку из песни на кусочке бумаги или картона. Сделайте это сами, или вдвоем с ребенком, используя прием "из руки в руку". Вложите фломастер в ручку малыша сразу правильным образом, своей рукой удерживайте правильное положение детской кисти. Старайтесь делать это мягко, не навязчиво. Если ребенок против, то лучше писать Вам, маме. Буквы в словах должны быть печатными, в одном слове буквы пишем одного цвета. Самым опытным детям можно предложить обвести буквы по контуру фломастером другого цвета. Получается очень нарядно! Похвастайтесь результатом Вашего творчества близким: папе, бабушке, сестре.
Четверг. Игра №4 "Огород и грядка"
Возраст детей: от года до 4 лет.
Реквизиты: краски, кисточка, низкая мисочка с водой, фломастеры или мелки, бумага, цветной картон, степлер
Кратко об игре: изучаем настоящие овощи, рисуем овощи, пишем тексты, делаем книжку, читаем книжку , кукле
Важно помнить: название рисунка должно быть простым и коротким, например "мой огород". Каждый этап этой игры может стать отдельным игровым уроком! Если Вы чувствуете, что ребенок устал после рисунка, то игру с кармашком стоит провести в другой раз! После игры убирайте весь реквизит в недоступное малышу место.
Песенка
Мы сажали, поливали,
Урожай большой собрали,
Много разных овощей
Для салатов и для щей!
Помидоры, огурцы,
Патиссоны, кабачки!
Жёлтые, зелёные,
Белые и красные -
Вот какие овощи -
Все такие разные!
План игры
1. Изучаем настоящие овощи
Это можно делать на настоящем огороде. Или завести его на подоконнике (лук, помидоры, зелень и т.д.). Наблюдайте за растениями: сильно ли подрос Ваш лучок за ночь, попробуйте его перышко. Объясните ребенку, что другие овощи из Вашего холодильника растут на грядках, а потом уже попадают в магазин. Можно спеть песенку и похлопать в ладоши!
2. Рисуем овощи!
Пригласите ребенка за стол, предлагаем Вам нарисовать свой огород красками! Что у Вас будет расти на огороде? Выбор очень широк: лук, помидоры, огурцы, кабачки, баклажаны, тыква, репа... Вложите кисточку в ручку малыша и, помогая своей кистью, нарисуйте контур овоща. Мы обычно рисуем овощи довольно схематично, обозначая их геометрическую форму: кабачок, огурец- овальные, репа, капуста, свекла, помидор-круглые. Проговаривайте формы вслух: "Круглая репка!" Так ребенку будет проще выделять формы в реальных объектах. Вырисовывать изгибы необязательно. Можно не закрашивать контур внутри, а можно и закрасить. Грядку можно обозначить одной-двумя линиями светло-коричневого цвета. Вот ее, наверное, не стоит закрашивать, может получиться грязно.
3. Украсим рисунок и сделаем кармашек
Дополните вместе с ребенком рисунок деталями: пририсуйте жучка, червячка, солнышко. Часть работы можно выполнить, используя прием "из руки в руку". А что-то малыш захочет нарисовать самостоятельно. Надпишите работу, но оставьте место для кармашка, карман из картона будет выполнять роль еще одной грядки.
4. Играем с кармашком
Вы, взрослый, вырежьте полоску из картона размером примерно 4*7 см. Прикрепите кармашек к рисунку степлером в нижней или средней части рисунка. Теперь можно вырезать еще несколько овощей, небольших, чтобы они влезали в кармашек. Покажите ребенку, как "посадить" Ваши овощи на грядку. Вложите их в кармашек.
5. Кладем в кармашек слова
Если Ваш малыш еще несильно утомился, то можно вырезать несколько карточек и написать на них названия овощей. Это необязательно должны быть обозначения уже нарисованных или вырезанных овощей. Перечитывайте слова, проводя детским пальчиком по буквам: "Свекла" Положите карточку в кармашек. Следующую карточку ребенок, наверное, сможет положить и сам!
Пятница. Игра №5 ""Дорожка из геометрических фигур""
Возраст детей: от года до 4 лет.
Реквизиты: геометрические фигуры из цветного картона, хорошее настроение.
Кратко об игре: изучаем геометрические фигуры
Важно помнить: Не спешите переходить к более сложным вариантам игры. В следующие занятия вы можете сложить дорогу из прямоугольников или других фигур. Повторяя игру, используйте фигуры других цветов и размеров. Фантазируйте, возможно, одна дорожка будет тропинкой в лес, а вторая - железной дорогой или гоночной трассой!
Песенка
Ходят по дорожке
Красные сапожки,
Это не сапожки,
Мамочкины ножки!
План игры
1. Вырезаем фигуры
Вырезаем из картона квадраты размером 5*5 сантиметров, 4-5 шт. двух цветов, например, желтых и синих.
2. Составляем дорожку
Расположитесь с малышом за столом, скажите: «Давай сделаем дорожку!». Сами сложите дорожку, используя квадраты разного цвета в разных сочетаниях. Пойте песенку и походите пальчиками ребенка по дорожке. Пусть любимая игрушка тоже пройдется по Вашей дорожке и порадуется тому, как хорошо Вы ее сложили!
3. Раскладываем квадраты по цветам
Теперь предложите ребенку сделать желтую дорожку, положите первые два квадрата сами и вместе с малышом продолжите дорожку. Проговаривайте свои действия: "Кладем один квадрат, второй квадрат!" Выложив всю дорожку, порадуйтесь: "Вот какая красивая желтая дорожка!" Сложите вторую дорожку из синих квадратов.
Мишка ходит по дорожке! :)
4. Дорожки разной длины
С более опытными детьми можно сделать дорожки разной длины и обсудить это: "Вот в этой дорожке три квадрата, один, два, три! А в этой четыре. Эта короткая, а это длинная дорожка."
5. Две одинаковые дорожки
Еще более сложное задание - взять четное число квадратов и попросить малыша сделать две одинаковые дорожки. Вы можете сложить одну дорожку сами, и предложить ребенку сделать точно такую же дорогу. В конце можно пересчитать квадраты: "Здесь четыре квадрата: один, два, три, четыре!
Суббота. Игра №6 "Шнуровка "Обед""
Возраст детей: от 1,5 года до 4 лет.
Реквизиты: 2-3 ленточки или шнурка длиной 30-40 см, картон, ножницы, фломастеры или мелки, любимая игрушка
Кратко об игре: импровизировать и фантазировать, работать пальчиками и шнуровать, читать знакомые слова, угощать друзей и радоваться результату
Важно помнить: шнурки, ленточки и ножницы после игры нужно убирать в недоступное место; делайте все детали шнуровки достаточно крупными, а отверстия большими; радуйтесь промежуточным и итоговым результатам, это важно!
Песенка
Мишка, привет!
Зайка, привет!
Может быть, вы
Хотите конфет?
Я обязательно вас угощу!
Я ведь и сам угоститься хочу!
Только доем суп и котлету,
И бабушка даст нам
Бо-о-льшую конфету!
План игры
1. Придумываем блюдо
Присядьте с малышом за стол или на пол. Разложите картон и ленточки. Расскажите, что сейчас Вы будете "готовить" с ним обед. Какое блюдо Вы хотели бы приготовить? Может быть, это горячее? Можно вырезать котлеты или курицу. А может быть, это салат? Тогда можно вырезать помидоры и огурцы.
2. Вырезаем ингредиенты
Вырежьте Ваши ингредиенты и "тарелку". Тарелка - это овал или круг из того же картона. Можно украсить тарелку, нарисовав каемочку мелком или фломастером. Проделайте 4-5 отверстий в "тарелке" и в Ваших элементах. Можно прямо сейчас подготовить и карточки со словами. Достаточно 2-3 слов, подходящими по смыслу к Вашему сюжету: "Вкусная курочка" или "Пюре" и "Котлета". Каждое слово нужно писать на отдельной карточке. Проделайте в каждой карточке одно или два отверстия, достаточно больших, чтобы туда свободно проходила Ваша ленточка.
3. Шнуруем фигуры и тарелку
«Выкладываем" блюдо на тарелку - зашнуруем наши ингредиенты! Покажите малышу, как продевать шнурок в отверстие фигуры. "Подтяните" шнурок, так чтобы Ваш овощ или кусок мяса держался на тарелке. Порадуйтесь: "Вот как хорошо! Вкусная курочка!" Вместе с ребенком, помогая ему Вашей рукой, шнуруйте другие составляющие Вашего блюда. Шнуровка довольно трудоемкое занятие, не забывайте радоваться каждый раз, когда привязали новую фигуру!
Дырочка получилась на букве «В», избегайте такого. Мы сначала поигрались с карточками без дырочек, поэтому я уже не стала переделывать.
4. Обводим и читаем слова
Если ребенок справляется сам, прекрасно. Вы пока можете заняться карточками, слова на них можно обвести по контуру другим фломастером-получается очень красиво! Перечитайте слова сами или вместе с малышом и привяжите карточки к тарелке. Похлопайте в ладоши, уверены, у Вас отлично получилось!
5. Угощаем друга
Пора угостить близкого человека или любимую игрушку. Покажите мишке или плюшевому коту Вашему тарелку. "Смотри, Васька, какую мы вкусную курицу приготовили". Изобразите, будто игрушка нюхает блюдо, и (если малыш разрешает), пробует его. Перечитайте игрушке название Вашего блюда.
Мишка наш постоянный друг в играх. Вот мишка покушал, а теперь запивает водичку!
Воскресенье. Игра №7 "Корзинка с ягодами"
Возраст детей: от года до 4 лет.
Реквизиты: настоящие ягоды, корзинка или другая емкость, цветной картон и бумага, клей карандаш, любимая игрушка.
Кратко об игре: изучаем настоящие ягоды, собираем ягоды в корзинку, делаем аппликацию, считаем и хвалим
Важно помнить: Достаточно 4-5 ягод одного цвета! Обучение счету лучше начинать с действия" "Одна, еще одна, еще одна ягода!" Не спешите изучать большие числа. Весь реквизит после игры нужно убрать в недоступное малышу место.
Песенка
По малинку в сад пойдем,
В сад пойдем, в сад пойдем!
Мы малинку соберем,
Соберем, соберем, соберем!
Солнышко во дворе,
А в саду тропинка,
Сладкая ты моя,
Ягодка малинка!
План игры
1. Изучаем настоящие ягодки!
Изучаем настоящие ягоды в деревне или на даче, в магазине можно найти ягоды в корзинках, на прогулке в парке дикие ягоды. Обратите внимание ребенка на то, что эти ягоды могут кушать птицы. Активно обсуждайте ягоды. Как они называются? (Вы можете обнаружить, что некоторые названия Вы и сами не знаете. "Погуглите", ведь так здорово разбираться в растениях своего края. Какой цвет у ягод, которые Вы встретили? Кто может их есть? Какая у них форма и величина? Такие диалоги очень полезны для речевого и когнитивного развития ребенка.
2. Собираем ягоды в корзинку
Заранее подготовьте ягодки двух цветов из картона или твердой бумаги. Вам понадобится 5-6 ягодок. Выбирайте самые любимые малышом виды ягод. Разложите их по комнате и возьмите в руку любую емкость. Это может быть ведерко, корзинка или мешочек. Скажите ребенку, что сейчас Вы будете гулять по лесу или садику и собирать ягоды. Возьмите малыша за руку и, напевая песенку, кладите ягоды в Вашу корзинку. Когда все ягодки будут собраны, их можно выложить и начать заново. В следующий раз ягодки можно припрятать, чтобы их приходилось искать, как в настоящем лесу!
3. Собираем ягоды двух цветов
Если Вам хочется усложнить игру, договоритесь с малышом, что каждый из Вас будет собирать ягоды только одного цвета. Решите, кто из Вас собирает "малинку" (ягоды красного цвета), а кто "чернику" (ягоды синего цвета). В играх с детьми постарше можно включить элемент соревнования: кто сделает это быстрее.
4. Сделаем аппликацию
Пригласите ребенка сделать аппликацию. Такого рода занятия мы всегда проводим за столом. Посадите малыша на колени, придерживайте его грудь одной рукой, сохраняя осанку. Если ребенок хочет сидеть на стуле сам, без Вас, присядьте рядом, чтобы вовремя прийти на помощь. Материалы для аппликации стоит выложить на стол заранее. Итак, давайте сначала сделаем корзинку. Это самый обычный круг или овал из картона. Если очень хочется, можно вырезать ручку, но это необязательно. Теперь приклеиваем ягоды! Можно взять те ягоды, которые Вы уже собирали. Вы можете быстренько нарезать и другие. Для аппликации достаточно 3-5 ягодок. Вместе с ребенком приклейте ягоды, считая их: "Одна, еще одна, еще одна ягода!" Обведите ягодки по контуру фломастером, нарисуйте им хвостики или семечки.
5. Считаем и хвалим
Отнесите Вашу корзинку кому-нибудь из близких. Если дома никого из людей нет, можно поиграть с любимой игрушкой, тогда говорить за нее будете Вы, мама. Рассказывайте о результате Вашего творчества вдвоем с ребенком. Чем меньше ребенок, тем больше рассказывает мама. Малыш просто слушает и старается включиться в общение по мере сил и желания. Опишите Вашему зрителю сюжет Вашей аппликации: "Видишь, котик, какую красивую корзинку мы сделали! Это вишенка!" Пересчитайте все вместе содержимое корзинки: "Одна, две, три, четыре ягоды! Вот как много!" Можно попросить игрушку отгадать, сколько ягод в ней лежит. "Ты думаешь, что тут две ягоды? Нет, что ты! Тут их три! Вот сейчас Ваня и мама вместе посчитают. Одна, две, три ягоды!
Вот и все, дорогие друзья, наша игровая неделя подошла к концу. Нам было весело, интересно и полезно! Спасибо проекту «Галка-Игралка» за игры! Больше игр вы сможете найти по
А вы уже играете с Галкой-Игралкой? Поделитесь вашим опытом в комментариях.
Будьте счастливы!