Папа, как учебное пособие...
Марк 1-2Забавно, что для малышей есть сейчас море пособий по математике, чтению, рисованию и т.п., что маленькие дети практически без труда называют все континенты или планеты солнечной системы... А вот говоря про эмоции, многие из этих же детей ограничиваются понятиями веселый-грустный или плохой-хороший...
Решила я покопаться в теме эмоций и приобщить к этому Марка. Для начала мы сфотографировали нашего любимого Папу-Папочку-Папулю, и не просто сфотографировали, а с разными эмоциями:


У нас получилсь достаточно много карточек (больше, чем я предполагала для первого раза)). Далее, все эти карточки были распечатаны и названы. Сразу скажу, что я не стала разделять понятия "эмоция" и "чувство", это может быть интересно для детей более старшего возраста (например, "мне страшно" - это эмоция, а "я боюсь этого человека" - это чувство (см.Википедию); кстати, для совсем старших еще можно делить эмоции-чувства-настроения-переживания... (еще раз смотрите Вики))...
Но вернемся к малышам. Итак, у нас в руках оказалась небольшая кипа Папиных портретов, которые мы для начала с Марком посмотрели, а эмоции, изображенные на них, были названы. Затем, мы (т.е. я) придумали небольшую историю про Папочку, в процессе которой у него многократно поменялось настроение. Каждый раз, когда настроение менялось, я доставала карточку с этим, новым настроением, и клала ее поверх остальных. Опять же, для более старших детей можно усложнить задачу, сделав наоборот: Вы показываете эмоцию, а ребенок придумывает историю)
А ещё, вот не поверите... А ещё наш Папа играл с рыжим котом в "эмоции"!!! Всё очень просто: кот показывал, а Папа повторял:

Вот набор наших эмоциональных котов:

Коты были скачены на просторах интернета уже после Папиной фотосессии, но как показала практика, пришлись очень кстати.
Вечером Марк снова попросил посмотреть Папины эмоциональные фото (мы на даче, Папа в Москве - скучает сын). Теперь мы играли так: я рассказывала историю, в которой Папина эмоция, вызывала ответную эмоцию у кота (типа "Досадно, - подумал Папа, глядя на Кота - Такой ты взрослый, а мышь поймать не можешь! Кот аж застыл от изумления - Я не хочу ловить мышь - сказал он...." ну, и далее в таком духе). Каждый раз при смене эмоции Папы и Кота, показывались соответствующие карточки.
И снова о более старших детях. Перечень эмоций и чувств очень большой. Можно поиграть так: Вы называете эмоцию и вместе с ребенком пытаетесь ее изобразить (это как минимум весело, и точно расширит лексикон Вашего чада). Можно эмоции не показывать, а рисовать, по примеру смайликов...
Еще можно взять готовую сказку из сети, например, такую:
"Жили-были скворцы. Дружно жили, не ругались. Их домик - скворечник - располагался в парке, недалеко от жилых домов. Так они могли и к людям слетать за едой и на природе вывести своих птенцов.
Однажды, папа-скворец прилетел очень взволнованный. Когда он летел к скворечнику, то видел внизу дерева рыжего кота. Скворцы испугались, что кот может добраться до скворечника и разорить гнездо. Скворец-мама загрустила, потому что ей стало жалко своего гнездышка. Но папа-скворец был полон гнева. Никто не смеет разорять его гнездо! Он вылетел на встречу коту и стал защищать скворечник. Он храбро налетал на кота, не подпускал его к дереву. Кот был очень удивлен таким поведением птицы, и даже немного обижен. Потому что он не хотел ничего плохого, он просто хотел удовлетворить свое любопытство и посмотреть на маленьких скворцов. Кот решил не связываться с решительным скворцом и ухел к себе домой! Папа скворец вернулся домой в восторге от своей удачи, а мама-скворец не скрывала своей радости". (взято с )
В этом варианте автор предлагает просить ребенка остановить Ваш рассказ в момент, когда он слышит название чувства или эмоции. - Интересный вариант, но мы пока маловаты...)
Возможно, завтра я попробую почитать Марку стихи типа таких и показать на котах эмоции:
Потеряли котятки
По дороге перчатки
И в слезах прибежали домой:
- Мама, мама, прости,
мы не можем найти,
Мы не можем найти
Перчатки!
- Потеряли перчатки?
Вот дурные котятки!
Я вам нынче не дам пирога.
Мяу-мяу, не дам,
Мяу-мяу, не дам,
Я вам нынче не дам пирога.
Побежали котятки
Отыскали перчатки
И смеясь прибежали домой:
- Мама, мама, не злись,
Потому что нашлись,
Потому что нашлись
Перчатки!
- Отыскали перчатки?
Вот спасибо, котятки!
Я за это вам дам пирога.
мур-мур-мур, пирога,
мур-мур-мур, пирога,
Я за это вам дам пирога
Но пока не решила...
Еще есть разные пособия (их не очень много, но они есть), которые позволяют "создавать" эмоции, перекладывая кусочки пазлов, рисуя и т.д. Но мы очень довольны нашим Папопособием!)) Будем смотреть и изучать играть с ним еще!
П.С. Оказалось интересно и позитивно - Марк оценил!
А как мы смелисьхохотали с мужем при съемке... Только ради этого стоило всё затеять))) Самым смешным оказалась, как не странно, печаль... Я думала, меня разорвет от смеха, а с каждым новым дублем становилось все смешнее)))) Оставили вот такой вариант:

П.П.С. Буду рада любым дополениям и идеям! А вот одна из любимых эмоциональных фотографий:

ДОПОЛНЕНИЕ появилось у меня: Сегодня опять играли в фото, и некоторые слова у меня разбились на небольшие группы. Если интересно, то вот они:
Удовольствие-радость-ликование-восторг-восхищение-умиление-симпатия-счастье.
Скука-печаль-тоска-огорчение-уныние.
Любопытство-изумление-удивление.
Боязнь-испуг-страх-ужас.
Сожаление-досада-жалость-сострадание-чувство вины.
Неуверенность-сомнение-недоверие-разочараование-беспокойство.
Обида-огорчение-чувство оскорбления.
Ярость-злость-гнев-возмущение-враждебность...
Вот как-то так))
