Постановка звука Й
Пока механически. Причем Мила сама может пальцем или щеткой отодвигать язык за нижние зубы, ставить язык мостом и говорить "й" довольно чисто. Т.е. артикуляционную позицию понимает(но не удерживает). Но без помощи никак. Язык не слушается, убегает в межзубное положение.
1 ЭТАП. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЗВУКА Й
1. "Заборчик". Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.
2. "Слоник". Вытянув вперёд губы трубочкой, образовать «хобот слоника».
3. "Заборчик-Слоник". Чередовать 2 предыдущих упражнения.
4. Лопаточка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.
5. «Наказать непослушный язычок». Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 - 10. следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.
6. «Горка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка сначала приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть оставались неподвижными.
I способ - по подражанию:
а) путем отраженного и сопряженного проговаривания звука Й;
б) от мягкого глухого звука X' с включением голоса с обязательным слуховым и тактильно-вибрационным контролем;
в) от гласного звука И в сочетании с гласными А, О, У, Э с постепенным ускорением:
иа-иа-иа - иа-иа-иа - йа-йа-йа
ио-ио-ио - ио-ио-ио - йо-йо-йо
иу-иу-иу - иу-иу-иу - йу-йу-йу
иэ-иэ-иэ - иэ-иэ-иэ - йэ-йэ-йэ
II способ - механический,используется в трудных случаях.
Звук Й ставится с помощью шпателя или зонда от звука З: ребенок произносит слог за-за-за, в это время логопед зондом или шпателем нажимает на кончик языка, слегка приподнимая и отодвигая в глубь рта спинку языка:
за-за-за ® зя-зя-зя ® йа-йа-йа
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Й, как правило, начинается с восходящей йотации.
Занятие 1
Артикуляционная и пальчиковая разминка.
2. Произнесение звука Й (многократное).
3. Произнесение с ускорением сочетаний звуков:
иа-иа-иа аиа-аиа-аиа
ио-ио-ио оио-оио-оио
иу-иу-иу уиу-уиу-уиу
иэ-иэ-иэ эиэ-эиэ-эиэ
4. Произнесение звукосочетаний с изменением ритмического рисунка:
йа-йа-йа - йа-йа йа-йа - йа-йа-йа
йо-йо-йо - йо-йо йо-йо - йо-йо-йо
йу-йу-йу - йу-йу йу-йу - йу-йу-йу
йэ-йэ-йэ - йэ-йэ йэ-йэ - йэ-йэ-йэ
5. Произнесение звукосочетаний (дифтонгов) и слов:
я-я-я [йа-йа-йа]- яма е-е-е [йэ-йэ-йэ]- ем
я-я-я [йа-йа-йа]- ява е-е-е [йэ-йэ-йэ] - ехать
я-я-я [йа-йа-йа]- Яков е-е-е [йэ-йэ-йэ]- егерь
я-я-я [йа-йа-йа]- як ё-ё-ё [йо-йо-йо]- ёж
я-я-я [йа-йа-йа]- Яна ё-ё-ё [йо-йо-йо]- ёлка
я-я-я [йа-йа-йа]- яхта ё-ё-ё [йо-йо-йо] - ёрш
я-я-я [йа-йа-йа] - ягода ё-ё-ё [йо-йо-йо]- ёмкость
я-я-я [йа-йа-йа]- яблоко ю-ю-ю [йу-йу-йу]- юбка
я-я-я [йа-йа-йа]- яхонт ю-ю-ю [йу-йу-йу]- юг
я-я-я[йа-йа-йа]- якорь ю-ю-ю [йу-йу-йу]- юный
я-я-я[йа-йа-йа]- яйца ю-ю-ю [йу-йу-йу]- юнга
я-я-я [йа-йа-йа]- ястреб ю-ю-ю [йу-йу-йу]- юность
я-я-я [йа-йа-йа] - ящик я-я-я [йа-йа-йа] - ящерица
ю-ю-ю [йу-йу-йу] - юмор ю-ю-ю [йу-йу-йу] - юрта