Об инстинкте следования ребенка за мамой
размышлизмыВыходя со своим ребенком на улицу, когда нас уже стало интересовать самостоятельное хождение и изучение пространства, я наблюдала за своим сыном и особенно - другими детьми на площадке и вне её. Страх и ужас. Дети выбегают на проезжую часть, убегают от родителей, не хотят идти куда надо маме, вырывают руки, вырываются из рук, кричат, капризничают, в итоге мама идет за ребенком, периодически оттаскивая его от мусорных баков, луж, ям и проезжающих мимо машин...
Почему в животном мире этого нет? Почему слоненок, только научившийся ходить, обхватывает хоботом мамин хвост и чешет покорно туда, куда чешет мама, отпуская ее и исследуя мир вокру на небольшом радиусе, когда мама остановилась, ест или лежит-отдыхает? Почему вопрос собственной безопасности полностью лежит на детеныше? Почему мелкое глупое животное не отходит от мамы дальше, чем на расстояние маминого прыжка, а мой, несомненно, умный сын развернулся на 180 градусов от меня и чешет куда глаза глядят, не оборачиваясь?
Под катом несколько статей об инстинкте следования.

Поведение следования
Что это такое?
Это такое поведение ребенка, когда он, не отставая и не отвлекаясь, следует за мамой, пока она идет куда-то по своим делам. Он не бежит на проезжую часть и не уходит в кусты посмотреть на интересный окурок, он сам отвечает за то, чтобы не отстать от мамы.
Такое поведение обусловлено инстинктом следования – инстинктом, который отвечает за выживание детеныша человека в естественной среде. В лесу ребенок не может идти куда хочет и все подряд совать в рот – некоторые растения ядовиты, а вокруг водятся опасные животные и змеи. Малыш должен находиться на расстоянии прыжка от мамы, чтобы в случае нападения она могла его защитить.
Поведение следования естественно формируется у детей, живущих в деревнях и сельской местности, потому что кругом действительно много природных опасностей – они активизируют инстинкт следования. Но в городе все иначе. Подсознание ребенка не может правильно интерпретировать современные опасности – электричество, машины… Ложное чувство безопасности гасит инстинкты, и «цивилизованной маме» необходимо приложить усилия, чтобы сформировать правильное поведение следования.
Почему это важно?
Потому что от этого зависит безопасность ребенка. Когда совершенно неуправляемый ребенок бежит от мамы к проезжей части, это в любой момент может закончиться трагедией. А ведь такая ситуация – не редкость, на любой детской площадке вам наверняка доводилось наблюдать подобные сцены: мама с ужасом гонится за ребенком, подходящим к опасному месту, а малыш вырывается и удирает с радостным смехом.
Иногда детей даже водят на поводках, «вожжах». Надевают их обычно не от хорошей жизни – родители понимают, что иначе не могут контролировать ребенка, и реально боятся за его жизнь.
Именно поэтому – чтобы предотвратить такие ситуации и обучить кроху осторожности и правильному пониманию опасностей городских улиц – так необходимо формировать у ребенка поведение следования. Далее и несколько ссылок под ней на эту же тему.
Очень подробный с хорошими практическими рекомендациями.
- когда момент уже упущен и ребенок "отбитый от рук", возраст 1,8 но мне кажется и для полутора лет будет ок.
Еще один .
_________
Мой сын начал ходить самостоятельно еще в 9,5 месяцев, но на "большую землю" мы его пустили только в год. Всё было как-то недосуг, как-то даже не думали отпускать уже. А тут взяли тапки в очередной поход в ТЦ, обули и поставили на пол. И мой птенчик, который всю свою жизнь в местах, отличных от дома был исключительно на мне или на папе, мой мальчик, который пугается чужих и своих людей, врачей, продавцов и т.п., почуяв опору под ногами, развернулся и усвистел в неизвестном направлении. Он в прямом смысле бежал по торговому центру мимо бутиков, махая руками, что-то лопоча, улыбаясь людям, витринам и манекенам, и самое главное - не оглядывался. Я не знала, че думать. Вроде и радостно! Побежал, люди улыбаются, не каждый день увидишь бегущие 76 см. С другой стороны - стоит мне отвести от него взгляд - и он потеряется, убежит, пропадет, его уведут мрачные мужики и цветастые цыганки.
После этого мы как-то бессистемно гуляли на площадках, их у нас в пределах 5 минут ходу - 6 штук. Туда-сюда, там немного, там чуть-чуть. Потом быстренько в магазин и домой. Переходы - на руках. Потому что отпустив ребенка, я шла за ним, а не он за мной. Единственная радость - дойдя до преграды, сын просил мою руку, чтобы переступить.
Это неправильно, наверное. Если ребенок вообще не оборачивается, не спохватывается "Где мама?". Я вспомнила, что читала о теории следования в сообществе ЕР и снова отыскала инфу на эту тему. Теперь буду перечитывать. А сегодня первый раз попыталась воплотить на практике эти советы. Ну, понятно, что по-совему, потому что нельзя их применять как лекало на каждого ребенка, тут как раз необходима подстройка под конкретного ребенка.
Вышли мы сегодня, как обычно, после обеда, с хипситом. Намечено у меня было две цели - поликлиника и магазин. Плюс пара "привалов". Вышли с хлебом, покормили голубей, и Денис разворачивается и чешет. "Денис, иди сюда! Котенок, пойдем со мной" - ноль реакции. Стиснув зубы, иду за ним, беру на руки, проношу метров 15, ставлю, беру за руку и повторяю опять "Пойдем!" Как ни странно, он идет. Периодически мы останавливаемся, потому что собачка. Собачка гав-гав. Ага, собачка, маленькая. Пойдём. Через какое-то время я чувствую, что он держится сам, и мне не надо сжимать руку, чтобы его удержать. Держится! Это прогресс :)
Дошли до поликлиники (пять ступенек перед входом - поднялся сам, держась крепко за руку), отдали справку, там он на руки залез, вышли, я его опустила, рука в руку и пошли. В этот раз мы прошли долго, останавливаясь на птичек, собачек и машины.
После магазина мы дошли опять пешком до дет.площадки в нашем дворе, где я его пустила отрываться, вручив лопату. Покопали песок, понасыпали его себе в капюшон, прокатились с детской горки (ох и тяжело ж его поднимать), покрутили качели, и я стала замерзать. Начала ему говорить "Давай еще чуть-чуть и домой, да?" Через пару минут (может так совпало, вряд ли он понял "домой") он попросился на руки, я его усадила на хипсит и спокойно унесла домой.
Красота! Это такая тема, я вам скажу, идти за руку с сыном! Непередаваемо :)
Не знаю, что будет дальше. Наверное, у меня будет период, когда я буду "парить ляжки на лавочке", а сын будет увлечен совместной игрой с детьми. Это дрессировка, да. Приучение, хоть я и терпеть ненавижу это слово. Природному инстинкту следования в нашей цивилизации нет возможности развиваться естественно...
В общем, надеюсь, кому-нибудь будут полезны мои ссылки.
