О чем расскажет сказка
ВОСПИТЫВАЕМ ТАЛАНТЛИВОГО ЧИТАТЕЛЯ - 5-6 ЛЕТ.
Читая материал по данной теме, наткнулась на интересную статью... С удовольствием делюсь с вами :
Ваш ребенок знает множество сказок, умеет отвечать на вопросы, может пересказать отдельные эпизоды или даже сюжет целиком. Пора ставить перед ним более сложные задачи.
1. УЧИМСЯ ВЫДЕЛЯТЬ СЮЖЕТНУЮ ЛИНИЮ И СОСТАВЛЯТЬ ПЛАН.
Одно из важных «читательских» умений - умение выделить в сюжете главное, несколькими словами передать содержание отдельной сцены. На простых произведениях этому можно научить и пятилетнего ребенка. Выделение основной сюжетной линии имеет наибольшее значение для понимания больших произведений
- иначе они «распадаются» в сознании ребенка на ряд не связанных между собой эпизодов. Однако обучение лучше начинать с совсем коротеньких сказок и историй.
Я прочел Ире одну из самых коротких сказок X. К. Андерсена «Принцесса на горошине». Попутно объяснил незнакомые слова («тюфяк», «пуховик», «кунсткамера», «особа», «деликатная»). Теперь вопросы:
- Как ты думаешь, зачем королева положила в кровать принцессе горошину? Немного подумав, Ира отвечает:
- Чтобы принцессе было твердо.
- А разве она хотела, чтобы принцессе было твердо? Почему она этого хотела? Ира находится в затруднении.
- Это была настоящая принцесса? -спрашиваю я.
- Настоящая.
- Как об этом узнали?
- Потому что она такая дели... Такая нежная вся.
- А как узнали, что она такая деликатная особа?
- Ей было твердо. А если кто не принцесса, то будет мягко.
- Почему?
- Потому что там матрасы пуховые.
- Понятно. Ну так зачем же королева положила горошину?
- Она узнать хотела, настоящая принцесса или притворяется только.
- Правильно. А пуховики зачем?
- Чтобы было мягко.
Еще несколько наводящих вопросов приводят нас к тому, что пуховики должны сделать горошину незаметной для простой девочки, а принцесса ее все равно почувствует.
Я предлагаю Ире:
- Давай разделим эту сказку на главы. Помнишь, как в «Золотом ключике»,- много глав и в каждой рассказывается про что-нибудь одно. Или про то, как Буратино пошел в школу. Или про то, как он пришел в кукольный театр и куклы его узнали. А в названии главы сразу говорится, о чем в ней будет рассказано. Ты тоже придумаешь название для каждой главы. Я буду читать сказку, а ты, как только решишь, что пора кончать главу, говори мне: «Все». И придумывай название.
Я снова начинаю читать «Принцессу на горошине». Но как только я заканчиваю первую фразу. Ира кричит:
- Все! Все!
- Как же будет называться эта глава?-спрашиваю я.
- Как принц хотел найти настоящую принцессу,- говорит Ира после краткого раздумья.
Я возражаю:
- Разве так бывает, чтобы название было почти таким же длинным, как вся глава? Я думаю, что надо сделать главу подлиннее.
Ира соглашается. Я продолжаю читать. Вот уже появилась принцесса, королева подкладывает горошину, а Ира все не останавливает меня. Тогда я сам прерываю чтение.
- По-моему, глава уже давно кончилась,- говорю я.- Мы ведь уже скоро дойдем до самого конца.
- Кончилась,- кивает Ира.
- А как она должна называться?
- Ну... Там много всего...
- Значит, уже кончилась не одна глава, а две или даже три. Придумай названия для всех.
- Сначала будет... Как принц не нашел принцессу...
- Очень хорошо. Давай я это запишу и нарисуем картинку.
Я записываю: «1. Как принц не нашел принцессу». Рядом рисую человечка и объясняю:
- Видишь, он вернулся домой один, без принцессы. Какая следующая глава?
- Как была гроза, а потом пришла принцесса.
- Хорошо. Только давай назовем ее покороче. Как ты думаешь, что важнее - то, что была гроза или что пришла принцесса?
- Принцесса важнее.
- Так каким будет название?
- Как пришла принцесса.
Я записываю название и предлагаю Ире самой сделать рисунок. Вскоре у нас готов полный план «Принцессы на горошине» («название глав»):
1. Как принц не нашел принцессу.
2. Как пришла принцесса.
3. Королева положила горошину.
4. Все узнали, что принцесса настоящая.
5. Как принц женился на принцессе.
6. Как горошину отправили в музей.
К каждой «главе» сделан рисунок: первый нарисовал я, остальные Ира. Создание и использование таких изображений имеет чрезвычайно большое
значение для общего умственного развития ребенка.
Стрелочки, ведущие от рисунка к рисунку, фиксируют последовательность
эпизодов.
При создании символических изображений нужно обсуждать с ребенком значение каждого из используемых символов.
Как правило, подсказки взрослого должны состоять прежде всего в указании на то, чего можно не рисовать. Конечно, такие приемы, как использование короны в качестве символа признания принцессы тоже должны быть подсказаны взрослым. Впрочем, дети и сами изобретают не менее удачные приемы.
Итак, план составлен. Теперь уже ничего не стоит пересказать сказку. Сначала Ира говорит название каждой «главы» (разумеется, неточности я не исправляю), затем подробно рассказывает ее содержание.
В описанном занятии выделение основного содержания сказки достигалось двумя способами: с помощью вопросов и с помощью плана.
Вопросы, которые я задавал Ире, направлены на выяснение скрытых, не описанных непосредственно связей между разными действиями, явлениями, ситуациями.
Вопросы, типа что, какой, где, когда побуждают ребенка вспомнить и пересказать определенный эпизод. Вопросы типа почему, для чего требуют обдумывания прочитанного. Приходится сопоставлять разные эпизоды между собой, рассуждать, делать выводы. Расчет не на то, что ребенок сразу ответит безошибочно. Он должен прийти к правильным выводам вместе с вами, в совместном рассуждении. Но, как и в большинстве других случаев, подсказку лучше давать не прямо, а в форме наводящих вопросов.
Составление плана - не совсем новый для ребенка вид работы с художественным текстом. «Называние глав», требующее кратко охарактеризовать основное содержание каждого эпизода, - новое средство для развития целостного восприятия художественного произведения, выявления основной сюжетной линии.
Если ребенок еще не в состоянии составить план к «Принцессе на горошине» и к другим подобным сказкам, можно начать с более простой задачи: делить на главы «Теремок», «Репку» и другие сказки с повторяющимися эпизодами. Правда, план тогда получится скучноват, однообразен: «В теремок приходит зайчик. В теремок приходит лиса. В теремок приходит волк» и т. д.
От простых коротких сказок нужно переходить к более сложным, но удлинять сам план не стоит. Его смысл в том, чтобы сжато передать основной сюжет. Если сказка длинная, то и каждая глава должна быть довольно длинной, постарайтесь объяснить это ребенку. Оптимальная длина плана - от 4-5 до 7-8 пунктов («глав»). Совсем длинные сказки, которые нельзя прочитать за один раз, использовать для составления плана не стоит. Пятилетний ребенок обычно еще НЕ В состоянии составлять его по памяти.
2. РАЗВИВАЕМ ЧУВСТВО РИТМА И РИФМЫ
Ответы на вопросы, составление плана, пересказ помогают ребенку понять содержание услышанной сказки, рассказа, но подлинное понимание художественного произведения требует не меньшего внимания к его форме. Особенно это относится к стихам. Что останется от знаменитого «Мойдодыра»; если убрать его звонкий ритм, точные рифмы? Довольно скучная назидательная история. Для стихотворения форма подчас важнее содержания. Сколько поколений детей воспитано на знаменитом «Энеки-бенеки ели вареники, энеки-бенеки клец!» или «Эне-бене-рес, квингер-финтер-жес, эне-бене-ряба, квинтер-финтер-жаба». Содержания никакого, а стихи живут.
Конечно, ваш ребенок уже чувствует и ритм, и рифму. Скорее всего он и сам иногда сочиняет бессмысленные, но звучные стихи (а возможно, и не бессмысленные). Но чувствовать и даже использовать - еще не значит осознавать. А сознательное отношение к элементам стихотворной формы понадобится для понимания стихов с более сложным ритмическим строем, более сложной системой
рифм. Оно откроет ребенку новый источник удовольствия, когда в поэтической речи он начнет улавливать особенно четкий ритм, особенно удачную рифму. Развить восприятие элементов стихотворной формы поможет игра «чужое слово». Объясните ребенку, что в стишке, который вы ему сейчас прочтете, одно слово чужое. Оно убежало из другого стихотворения. Надо найти это слово FI угадать, чье место оно заняло. Начали:
Стала льдом вода и грязь, Снег покрыл дома.
Это значит, началась В городе осень.
Где чужое слово? Конечно, «осень». Оно не подходит ни по рифме, ни по ритму, ни по смыслу. Но если спросить ребенка, как он догадался, что оно не подходит, он почти наверняка укажет только на нарушение смысла. Вряд ли поможет и дополнительный вопрос:
- А еще почему оно не подходит?
Скорее всего и второе обоснование будет «смысловым». Например, сначала ребенок скажет, что осенью не бывает льда, а после дополнительного вопроса - что не бывает снега. Ну что ж, пойдем дальше. Задачу ребенок уже понял, теперь можно заменить слово, не нарушая смысла.
По лесу без дорожек Колючий ходит дикобраз.
- Ежик! Ежик! - кричит Юра.
- Так какое слово чужое?
- Дикобраз.
- А как ты догадался?
- Нескладно получается.
- Правильно. Это слово не в рифму.
Пока не стоит говорить, что оно не подходит и по ритму. Этим мы займемся чуть позже. Если ребенок еще не знает, что бывают «нескладные» стихи, и не может ответить, как он нашел чужое слово, скажите сами: «Со словом «дикобраз» стишок получается нескладным. Это слово не в рифму».
И наконец, замена слова, нарушающего только ритм.
Из района Тропарево
Шла на северо-восток
Веселая корова
И во рту несла цветок.
Все объяснения остаются теми же, что и в предыдущем случае, только надо познакомить ребенка с новым понятием «ритм». Слово «веселая» не подходит по ритму (в оригинале стоит слово «симпатичная»).
Проводите игру «чужое слово» с разными стихами (разумеется, надо брать стихи, не знакомые ребенку). Пусть ребенок и сам загадывает вам строчки с вставленными в них чужими словами
Конечно, не следует целиком заменять простое чтение ребенку сказок и стихов работой над ними. Непосредственное восприятие произведения (без составления плана, ответов на. вопросы и т. п.) необходимо ребенку. Обычно оно оказывается более насыщенным эмоционально, особенно если взрослый, читающий вслух, сам
увлечен.
Пятилетнему ребенку нужно читать не только короткие сказки и стишки, но и крупные произведения (их можно читать и четырехлетнему, но теперь это становится особенно существенно). Такие классические произведения, как «Золотой ключик» А. Н. Толстого, «Винни-Пух и все-все-все» А. Милна (в переводе Б. Заходера), серия книжек про Незнайку и его друзей Е. Носова, могут читаться ребенку день за днем. Время от времени нужно вспоминать содержание ранее прочитанных глав. Если книжка понравилась ребенку, ее лолезно через некоторое время перечитать еще раз.
Авторы: О ЧЕМ РАССКАЖЕТ СКАЗКА. Л.А. Венгер, А. Л. Венгер