Занятия по рассматриванию картинок в 1,2 . Загадочный зверь виммельбух...
РАЗвитиеДети любят разглядывать картинки - это факт. В моем детстве это были журналы типа "Работница", "Наука и жизнь", "Вокруг света" и альбомы по истории искусств. Сейчас такое полезное занятие, как рассматривание картинок, можно сделать гораздо более комфортным и интересным. Собственно делюсь опытом...
Психологически рассматривание картинок, особенно сложных, развивает все базовые психические процессы комплексно:
1. Ощущения. Идет стимуляция зрительного анализатора, улучшается взаимодействие системы "глаз-мозг". Новые стимулы "тренируют" зрительные ощущения ребенка, делают их более сложными и разнообразными.
2. Восприятие. Формируется целостная картина мира, рождаются новые образы. Развивается избирательность восприятия. Ребенок учится сосредотачиваться на рассматривании одного предмета из многих, сделав его объектом восприятия и не отвлекаясь на остальные, фоновые объекты.
3. Внимание. Тренируется устойчивость внимания, способность к концентрации. Формируется произвольное внимание, способность сохранять интерес к объекту длительное время.
4. Память. Развивается способность к запоминанию, длительному хранению и воспроизведению информации.
5. Мышление. Закладываются первые кирпичики образного и логического мышления.
6. Речь. Обогащается словарный запас. Формируются предпосылки развития связной речи.
Но для того, чтобы все это случилось, нужна помощь (стимулирующее воздействие) взрослого.
Мне очень хотелось, чтобы мой сын рассматривал не картины Иеронима Босха (как его мать))))), а что нибудь более понятное и соответствующее его возрасту. И вот благодаря ББ узнала о существовании виммельбухов (буквально с нем. "книги-гляделки").
Прелесть их в том, что они не просто содержат картинки с множеством деталей, в них каждый персонаж имеет свою историю, сюжет которой развивается от страницы к странице. За героями этих книг очень интересно следить даже взрослому.
Вот к примеру первый Вовин виммельбух:
Возраст ребенка и его характер конечно накладывают определенные ограничения, но в целом не вижу препятствий начинать такие занятия уже в год.
Итак, как организовать занятия по рассматриванию картинок?
1. Выбор места и формы подачи зависит от характера. Если ребенок тихий, "мамошный", ценит тесный физический контакт - можно рассматривать книгу сидя у взрослого на коленях. Для "шилопопа" можно разложить книгу на коврике (благо она из очень твердого картона и смять ее невозможно). Для самостоятельного малыша подойдут занятия за собственным столом (это наш вариант, хотя предыдущие два тоже используем).
2. Последовательность действий взрослого в моем понимании такая:
- показать книгу, дать ребенку ее рассмотреть самому, в своем ритме;
- найти одного персонажа, который заинтересовал ребенка и искать его на следующих страницах (у нас это "дядя с гитарой");
- добавлять новых персонажей и объекты (через две недели Вова с легкостью и видимым удовольствием находит дядю с гитарой, собаку, кошку, велосипед, дятла, качели, ослика, трактор, часы, лошадку, попугая, тетю с зонтом и т.д.);
- следовать за каждым персонажем, рассказывая простую историю ("у девочки улетел попугай, папа взял велосипед и они стали его догонять, попугай прилетел в город и сел на открытое окно ...." ну и так далее). Это у нас еще впереди, но в успехе я уверена.
3. Заниматься надо блоками - например неделю занимаемся каждый день, ребенок прочно запоминает увиденное, но при этом начинает терять интерес. Потом делаем перерыв на неделю - и с новым интересом снова за книгу))))
Подведу итог: очень интересная и полезная форма общения с ребенком, но требует терпения и систематичности занятий.