Мадонна Ленинграда.
7frogЭто моя первая "взрослая книга" на английском языке.
Буду добавлять текст, по мере перевода.
---------------------------------
Сюда, пожалуйста. Мы остановились в испанском зале со стеклянным куполом. Три стеклянных зала предназначены для коллекций больших полотен.Посмотрите наверх. Огромный свод и бордюр похожи на свадебный торт с лепными и позолоченными арабесками. Свет падает на паркет цвета пшеницы, а стены окрашены в такой дорогой красный цвет, что стены кажутся покрытыми тканью.Каждый зал со стеклянным куполом украшен изящными вазами, канделябрами, и столешницами, покрытыми российской национальной мозаикой из драгоценных камней.
Здесь, слева от нас, столик с тяжелой белой скатертью. Три испанских крестьянина едят свой обед. Парень в центре поднимает графин с вином и приглашает нас выпить.Безусловно, они веселы. Их обед легкий, блюдо из сардин, гранат и буханка белого хлеба, но этого более чем достаточно. Целая буханка белого хлеба, и не блокадного хлеба, ставшего деревянным от хранения. Остальным обитателям музея положено 3 маленьких кусочка хлеба в день. Хлеба размера и цвета гальки. И иногда перемороженного картофеля, выкопанного в саду на окраине города.
Перед осадой, директор Орбели заказал большое количество льняного масла, что б перекрасить стены музея. Мы жарили картофельные шкварки на льняном масле. Позже, когда картофель и масло закончились, мы стали есть желе из клея, используемого для скрепления кадров.
Человек справа, показавший нам большой палец, вероятно художник. Диего Родригез де Сильва. Картина из его раннего периода, тип картины называется bodegones , «Сцены в тавернах».
*****
Представьте, она была перемещена в двухмерный мир, возможно в книгу, и она существует только на этой странице. Когда страница переворачивается, все что было на предыдущей странице, пропадает из ее вида.
Марина вдруг обнаруживает себя стоящей на кухне возле раковины, с кастрюлей с водой в руках. Но она не помнит, что она делает. Она хотела ее помыть? Или она только что налила в нее воду? Это загадка. Иногда ей требуется весь ее разум, что бы собрать вместе кусочки мира, которые дают фрагменты : открытая банка folgers, коробка яиц на полке, слабый запах тостов. Завтрак. Она ела? Она не помнит. Хорошо, она чувствует себя голодной или сытой? Голодной, решает она. И здесь чудо - 5 белых яиц, сложенных в пенокоробке. Она едва не почувствовала вкус шелковистых желтых желтков у себя на языке. «Вперед, ешь» - говорит она себе. Она снова готовила яйца, когда ее муж Дмитрий принес на кухню грязную посуду из под завтрака.
«Что ты делаешь?» - спросил он.
Она замечает в его руках блюдо, грязное засохшее пятно на нем, доказательство того, что она ела не более 10 минут тому назад.
3
«Я до сих пор голодна». Но она не голодна на самом деле, хоть это говорит.
Дмитрий берет из ее рук блюдо и сковороду и ставит их на место. Затем он слегка касается губами ее затылка и уводит за руку из кухни.
«Свадьба»- напоминает он ей. «Мы должны одеться. Елена звонила из отеля, она уже в пути».
«Елена здесь?»
«Она приехала поздно ночью, помнишь?»
Марина не забыла как выглядит ее дочь, и она чувствует себя увереннее, оттого что помнит это.
«Где она?»
«Она провела ночь в аэропорту, ее самолет был задержан»
«Она прилетела на свадьбу?»
«Да»
Свадьба в эти выходные, но она не помнит пару, которая женится. Дмитрий говорит, она встречалась с ними, и в этом можно не сомневаться, но…
«Кто жениться?»- она спросила.
«Катя, Андрея девочка. На Купере».
Катя ее внучка. Но кто такой Купер?
Можно подумать, она помнит это имя.
«Мы встречались с ним в рождество»- сказал Дмитрий. «И несколько недель назад с Андреем и Нурином. Он высокий». Он напрасно ждет какие либо признаки узнавания.
«Ты одевала голубое платье в цветочек, и у них была вкусная семга» напомнил он.
Все равно ничего.
Она видит тень отчаяния в его глазах.
Иногда такой взгляд подсказывает ей, что чего-то не хватает.
4
Она начинает с платья. Голубое. Голубое в цветочек платье. И вот оно предстало перед ее мысленным взором. Она купила его в «Пенни».
« У него гофрированный воротник» - радостно говорит она.
«Что это?» хмурит он брови.
«Платье. И рукава в цветах сирени». Она может вспомнить точный оттенок материала. Такое же прекрасное, как было одето на Даме в Голубом.
Томас Гейнсборо. Портрет Герцогини де Бофор. Она паковала эту прекрасную живопись во время эвакуации. Помнит, как помогала извлечь из позолоченной рамы и затем снять с подрамника, туго держащего картину.
Всю ее голову поглощали только новые воспоминания, незрелые моменты. Ее далекое прошлое сохранилось лучше, чем настоящее вчерашнее. Моменты, происходившие в Ленинграде 60 лет назад всплывали перед глазами, яркие, полные, ароматные.
Эрмитаж, упаковка галлереи. Уже полночь, но можно все разглядеть без электричества. Конец июня 1941 года, далекий север, солнце едва коснулось линии горизонта. Они называли их "Белыми ночами". Она не может двигаться от истощения и ее глаза зудят от опилок и ватина. Она не меняла одежду с тех дней когда спала. Так много сделано. Каждые 18-20 часов она уходила спать в соседнию комнату на армейские кровати, где тут же отключалась без сноведений. Она не могла по настоящему уснуть. Минуты могли изменить многое. Отключалась подобно выключателю. Приблизительно после часа, это выключатель щелкал опять и она автоматически вскакивала с кровати и возвращалась к работе.
5
Все окна и двери распахнуты настежь для доступа света, но все равно большая влажность. Самолеты жужжали и гудели, но она только вздрагивала когда слышала их прямо над головой. Несколько дней и ночей небо возвращало самолет из этого страшного сна, ставшего как реальным, так и не реальным.
Утро воскресенья, Германия атаковала без предупреждения. Никто, кажется даже Сталин этого не ожидал. Никто кроме Орбели, директора музея. Как еще можно объяснить детали эвакуационного плана, который появился как только обьявили новости о нападении по радио. В этом документе, каждая картина, каждая статуя, практически каждый обьект, каким владел музей был пронумерован и рассортирован согласно размеру. Что еще более удивительно, деревянные ящики и коробки были подняты из подвала с соответствующей нумерацией, уже нанесенной на их крышки. Километры упаковочной бумаги, горы ваты и опилок, ролики для картин, все это появилось как если бы предопределили.
Она и другой музейный гид Тамара только вынули картины Гейнсборо из рамы. Одного из ее фаворитов. Сюжет - изнеженная женщина с напудренными кудрявыми волосами, нелепо покрытыми мехом, поверх которых надета смешная шапочка с перьями. По прежнему, укладывая полотно между двумя промасленными бумагами, Марина была поражена глядещей на нее из рамы обнаженной фигурой. Правая рука леди придерживала голубую шаль, прикрывая грудь. Леди пристально глядела на зрителя, ее темные глаза пронизывали. Марина всегда чувствовала пустой пристальный взгляд вдруг грустный и спокойный, как будто эта женщина из управляющего класса много лет назад, могла представить изменение ее судьбы.
6
"Она выглядит как будто она может видеть будущее"- сказала Марина Тамаре.
"ММм? Кто выглядит?" Дмитрий, необьяснимо стоящий возле окна их спальни поднял голубое шерстянное платье.
"Леди в Голубом. Картина Гейнсбурга"
"Давай закончим одеваться. Елена будет здесь с минуты на минуту"
"Куда мы идем?"
"На свадьбу Кати"
"Конечно". Она поворачивается и начинается копаться в своей ювелирной шкатулке. Свадьба, она должна одеться. Она оденет ее матери ...вещи, что вешают на уши. Она может представить их совершенно ясно, но не может найти слова. Так же не может найти их самих. Она спросила бы Дмитрия,куда они делись, но сначала ей надо найти слово. Ее матери...что? Они из филигранного золота с маленькими рубинами. Она может нарисовать их, но нет слова к картине, ни английского,ни русского.
Она понимает, что с ней происходит. Она не дура. Что-то убивает ее память. Она подхватила грипп (прошлой зимой? 2 года назад) и вскоре сильно сдала. Она кто гордился тем, что никогда не болеет, кто пережил голодную блокадную зиму, был слишком слаб, что бы стоять. Дмитрий нашел ее в футе от кровати, сильно ослабевшую. Она потеряла целые дни, полную неделю и когда вернулась к жизни была другой.
Это ее оправдание. Есть еще одно. После того как Дмитрий нашел ее кошелек в духовке, они поехали к доктору и он задал ей вопросы. Разговор был похож на экзамен в художественной академии, ответы на шквал случайных вопросов, заданных ее профессором.
7
Имена крупных художников Флорентинской школы и некоторые их работы, включая даты и источники. Какое сегодня число? Опишите технический процесс и материалы, использованные в создание фрески. Я собираюсь назвать имена трех обьектов и хочу, что бы ты повторила их мне : улица, банан, молоток. Определи какие из следующих работ находятся сейчас в постоянной коллекции музея Ленинграда и какие в музее изобразительного искусства Москвы. Я бы хотел, что бы ты посчитала обратно от ста до 7. Ты можешь повторить слова, которые я упоминал несколько моментов назад?
Она прошла свой экзамен с отличием. Но доктор, тем не менее мягко, не убежден. Он обьясняет, что она пожилая и ее беспорядок один из тех прискорбных, которые не редко приходят с возрастом. Они с Дмитрием получают пакет материалов и пачку рецептов и пожелание что б терпение и бдительность были их лучшим курсом.