Илюшка. От 4 до 4,5 лет
Илья(со слов бабушки)
- А папа мне перед сном читает сказку про Эмилию на мамином компьютере.
- Мамин - это какой? Ноутбук?
- Почему ноутбук? А, потому что СУНДУК ?
Садимся ужинать. Я прочел молитву перед вкушением пищи, сажусь. Илья:
- А молитва зачем?
- Поблагодарить Бога за то, что у нас есть еда.
- А что ли Бог так говорит?
- В смысле, по-русски?
- Да.
- Бог все языки знает.
Из той же затрапезной беседы, плавно перетекло из разговора о языках:
- Илюш, а ты кто больше - русский или англичанин?
- Японец ^__^ .
Вообще, у Ильи идет мегаswoon по Японии. Так, позавчера он меня в садике встретил, сложив пальцами достаточно нетривиальную мудру из арсенала ninjutsu. Кто его учил?
А вчера еще утром он задумчиво произнес: "А вот если бы мама родилась японкой?"
Причем в произношении корня "япон" он начальное "й" глотает - получается ближе к "ипон".
Еще не так давно он меня спрашивал, нет ли у нас палочек для еды вместо вилок.
Что деется...
- Негры - это такие люди, которые коричневые.
Пробило на думку:
- Голова приделана к шее... А шея приделана к этому (показывает обеими ладошками на грудь)... А это приделано к этому (показывает тем же жестом на живот)... А это приделано... А... О!..(внезапно оживляясь) А ноги приделаны к пузу!!!
Любит смотреть мультики, но не любит находиться в комнате один. Пошел я на кухню греть ему молоко, выдал, но сам-то тоже голодный, делаю бутерброд (Илья не захотел). В процессе приготовления Илья ходит туда-сюда по комнате с недовольным видом, руки на груди сложил, в общем, ему б еще треуголку - и Наполеон Буонапарте.
Далее, диалог с бабушкой:
- Илья, ну ты прямо Наполеон!
- А кто это такой - Наполеон?
- Это император такой был.
- Он, что ли, хотел на нашу Землю напасть? (видимо, вспомнил императора Минга из фильма "Флэш")
- Нет, он на Россию напал. На нашу страну.
- А его страна какая?
- Франция.
- Он, что ли, лягушек ест?!
Илья рисует фломастерами. Попадается симпатический. Показываю его действие.
Пишу: "ИЛЬЯ". Белым по белому. Не видно.
Закрашиваю прямоугольник расшифровывающим фломастером - получается желтый прямоугольник с лиловой надписью.
Вступает бабушка:
- Ну-ка, Иля, почитай, что тут написано?
- Не могу.
- Ну как же не можешь? В год мог, а сейчас не можешь? Это какая буква?
- И.
- Правильно. Это какая?
- А.
- Нет, это Л. Ил... Дальше какая?
- ?
- Мягкий знак. Иль... А это какая буква?
- Это от сока буква.
Принесла мама домой загрунтованного холста несколько листов. Дала Илюшику порисовать акриловыми красками. Ему понравилось. Диалог:
- Ну как, Илюш, тебе нравится?
- Да!
- А тебе лучше рисовать на бумаге или на холсте?
- На холсте!
- А чем лучше?
- Кисточкой!
Подписались с декабря на полный пакет в саду (до этого был минимальный).
Прошла всего-то неделя, а Илюшик уже освоил счет по-английски до пяти - правда, пока немного по-своему ("ан, ту, фри, фо, фай"), и ряд названий еды с достаточно четким произношением (peas, apple, fish, chicken).
Русский счет до десяти пока всё ещё немножко путает, но вот до пяти может уже назвать количество без пересчитывания пальцем. Если хочет :)
Главное что? Главное - что ему учить язык нравится.
Изрядно чувствует фоносемантику.
Ведь отлично выговаривает и "рррр", и "шшшш"... Но когда утром собираем его в сад, делает плаксивую моську и просит с собой взять "какую-нибудь ИГЪЮСКУ".
:)
- Папа, смотри. Я нарисовал Россию. Это наш дом. Это жираф. Это динозавр. Это Крым (у ребенка своё видение геополитической ситуации).
Гуляем с Илюшиком по "Леруа Мерлен" (строительный гипермаркет) по направлению к кассам. Пробредаем стенд с валенками. В воздухе витает кондовый такой аромат валеной шерсти. Говорю:
- Вот, Илюш, смотри - это валенки.
Илюшик, морща носик:
- Они какие-то дохлые.
Едем в садик. Илюшик на заднем сиденье напевает:
- Always stay, always stay,
Always stay, always stay...Я, плавно офигевая:
- Илюш, откуда ты это слышал?
- Сам придумал.
- А ты знаешь, что это по-английски?
- Да, знаю.
И дальше:
- We are stayin', we are stayin'...
Вообще, последнее время очень любит звукоподражать английской речи - несет, может, и околесицу, но явно сконструированную из английских фонем, и дифтонги их слышатся, и это характерное "th", и т.п. И потом объясняет: "Это я по-английски разговариваю".
(вечерняя нежность)
- Вы - муж и жена. А я - ваш сын. Сын... Сын - апельсын! Ой... Сын - апельсин! Да, я сын - апельсин!
Наблюдает, как Света тренируется (томики айкидо, у Токмакова). В конце тренировки - немного партерной борьбы.
- Пап... А которая из этих девочек - моя мама?
Кого я ращу... :)
Прихожу с работы домой. Время позднее (часов одиннадцать ночи, что ли... ну может, половина...), настроение ни к леворукому с тварями закатными, моссх пожран... В общем, страшный человек.
Ну, пришел, в общем, а как-то все чем-то заняты, никто отвлечься не может (а я вообще достаточно скрытно вхожу, не как в анекдотах про недотрезвого отца, так что и поздороваться со мной прямо так уж сразу, в принципе, достаточно проблематично).
А мне с устатку что-то переклинило в свернувшихся извилинах. Захожу на кухню, говорю:
- Что-то я с работы пришел, а мне никто и не рад. Может, зря пришел?
Илюшик пару секунд думает, подходит ко мне, глазки в пол опустил и произносит:
- Пап... Спасибо, что пришел.
Ну разве можно не любить такое чудо? :)
Илюшик увидел шахматы по ТВ
- Пап, а что эти дяди делают?
- В шахматы играют.
- Как?
- В шахматы, игра такая.
- А... А почему они фигурки трогают, а ничего не говорят?
Илья:
1) умеет считать до пяти;
2) понимает, как количество связано с результатом счета (т.е. если, перебирая пальцем, досчитали, к примеру, до четырех, значит, предметов четыре).
Илюшик рассматривает картинки в книге "Руслан и Людмила":
- Это армия... Мам, это - враги, а это - люди?
- Мам-па, а слюнки у нас во рту нужны, чтобы помогать кушать сухую еду.
- Да! Молодец, правильно. А откуда ты знаешь?
- Ну... Знаю :)
- В садике рассказали?
- Нет.
- Сам догадался?
- Да, сам догадался!
Некротематика постепенно уступает место вопросам родственных связей. Типичный паттерн диалога:
- Пап. А моя мама тебе - жена.
- Да.
- А ты ей - муж.
- Ага.
- А мне ты папа, а мама - мама. А я твой сын, и мамин сын.
Появилось стойкое выражение:
- Это знает только Бог, а мы не знаем.
Собственно, на возникающие пока еще некровопросы обычно теперь Илюшик сам себе этой фразой и отвечает (основные вопросы - "а когда мы все умрем", или "а кто первый умрет").
В некоторых ситуациях фраза расширяется. К примеру (на стоянке у "Ашана"):
- Ну когда мама придет?
- Не знаю, Илюш.
- И я не знаю. Только Бог знает... и мама!
Илюшик брал в садик солдатика с подвижными конечностями и раскрашенными пластилином в красный цвет глазами. Вечером взял с собой в машину, но до дома не донес - был в полусонном состоянии и ехал до кровати на руках. Однако, в памяти отложилось не то, что было, а то, что хотелось, чтобы было. На следующее утро, встретив солдатика на заднем сиденье, удивляется:
- Мам-па, а я вчера солдатика домой принес, с красными такими глазами, сделал ему ноги вот так и посадил с собой на кровать. А ночью он встал и пошел охранять нашу машину!
Разок Илья сильно загрузился по пути из садика родственными отношениями. Подходим к машине, он:
- Пап, давай мы купим "Сюрприз", а потом поедем встречать твою жену?
Смотрим ТВ. Помимо прочего, рассказ о детишках, с самого юного возраста приученных к закаливанию вплоть до моржевания. Показывают какого-то чадышка, говорят, мол, юный морж и т.п.
Илюшик:
- Какой же это морж! Это же ребенок! А никакой не морж! А они сказали, что это морж! А это ведь ребенок!