Ношение открытой и короткой одежды, и пределы женской ‘ауры перед другими женщинами
Вопрос
Для некоторых женщин становится общепринятым носить короткую и обтягивающую одежду, выставляющую напоказ их привлекательность и которая может быть без рукавов или демонстрировать грудь или спину, так что женщина в сущности оголена. Когда мы пытаемся увещевать их, они говорят, что они носят эту одежду только перед другими женщинами, и что ‘аура женщины перед другими женщинами - это область от пупка до колена. Каков хукм [управление] Ислама, по вашему мнению, со свидетельством из Курана и Сунны, по этому вопросу и о ношении одежды перед махрамами? Да вознаградит Аллах Вас благом от имени мусульман, мужчин и женщин, и да сделает Вашу награду великой.
Ответ
Аль-Хамду Лиллях
В ответ на это можно сказать, что в сахих хадиисе описывается, что Пророк, (мир ему и благословение Аллаха), сказал: "Есть два типа людей Ада, которых я пока что не видел. Люди с кнутами как хвосты рогатого скота, которыми они бьют людей, и женщины, которые одеты, но вместе с тем нагие, ходящие соблазнительной походкой. Они ни войдут в Рай, ни почувствуют даже запах его благоухания, хотя его благоухание можно уловить с такого-то и такого-то расстояния".
Учёные объясняют "одетые, но вместе с тем нагие" как относящееся к женщинам, которые носят облегающую одежду или лёгкую одежду, которая не скрывает то, что под ней, или короткую одежду. Шейх уль-Ислам (Ибн Таймийя) указал, что то, что женщины носили в своих домах во времена Пророка, (мир ему и благословение Аллаха), скрывало всё от пятки ноги до ладони руки. Всё это было закрыто, когда они были в доме, а когда они выходили на рынок, известно, что женщины Сахаба обыкновенно носили свободные одежды, которые волоклись по земле. Пророк, (мир ему и благословение Аллаха), разрешил им отпускать шлейф [подола] до локтя [старинная линейная мера длины, равная 45 см, т. е. длине локтевой части руки человека - прим. Марйам], но не более того.
Что касается сомнений, имеющихся у некоторых женщин, касательно слов Пророка, (мир ему и благословение Аллаха): "Пусть ни одна женщина не смотрит на ‘ауру другой женщины, пусть ни один мужчина не смотрит на ‘ауру другого мужчины; ‘аура женщины перед другой женщиной – от пупка до колена", которые они интерпретируют как указывающие, что женщины могут носить короткую одежду – Пророк, (мир ему и благословение Аллаха), не говорил, что женской одежде достаточно закрывать область от пупка до колена – поэтому таковое не может использоваться как доказательство. Что он действительно говорил, так это то, что ни одна женщина не должна смотреть на ‘ауру другой женщины. Таким образом, он запретил им смотреть, потому что ‘аура женщины, носящей свободную одежду, иногда может обнажаться при справлении нужды или по какой-то другой причине, поэтому Пророк, (мир ему и благословение Аллаха), запретил женщинам смотреть на ‘ауры друг друга.
Поскольку Пророк, (мир ему и благословение Аллаха), сказал, что ни один мужчина не должен смотреть на ‘ауру другого мужчины, означает ли это, что Сахаба носили изары [ткани, обёрнутые вокруг пояса] или штаны только между пупком и коленом? Представляет ли себе кто-то, что женщины могут встречаться с другими женщинами, не надев ничего, кроме одежды, которая закрывает её от пупка до колена? Никто не скажет такое ни за что. Такое случается только среди кафирских женщин. Запутанность, которую испытывают некоторые женщины, не имеет никакого основания; то, что некоторые женщины понимают из этого хадииса, - неправильно. Значение хадиса очевидно. Пророк, (мир ему и благословение Аллаха), не говорил, что женская одежда должна закрывать область только между пупком и коленом. Женщинам следует бояться Аллаха и испытывать то чувство стыдливости, которое является частью женской природы и которое является частью веры, так как Пророк, (мир ему и благословение Аллаха), сказал: "Стыдливость – часть веры". Это же говорится и в значении поговорки "более застенчивая, чем девственница в своём уединении". Такое – закрывать только область от пупка до колена – не было известно даже среди женщин джахилийи, такая вещь не была известна либо среди женщин, либо среди мужчин; желают ли эти женщины, чтобы мусульманки были внешне ещё хуже, чем женщины джахилийи?
В заключение: одежда – это одно, а смотреть на ‘ауру – это другое. Что касается одежды и того, что женщина носит перед другими женщинами, ей предписывается закрывать всё от ладони руки до пятки ноги, но если женщине нужно поднять своё платье кверху, чтобы сделать какую-либо работу и т.д., она может поднять его до своих коленей. И если ей нужно закатать свои рукава до плеч, она также может сделать это, если только она делает это настолько, насколько требуется. Но если это манера, в которой она обычно одевается, тогда это непозволительно. Хадис не указывает на это, ни при каких обстоятельствах вообще, поэтому он адресуется тому, кто смотрит, а не тому, на кого смотрят. Пророк, (мир ему и благословение Аллаха), не касался того, как женщинам следует одеваться; всё, на что он указывал, – была ‘аура. Он не говорил, что женское платье может закрывать только область между пупком и коленом, как ошибочно считают эти женщины.
Что касается махрамов, они могут видеть столько же, сколько может видеть другая женщина, т.е. женщине позволительно раскрывать перед махрамом то, что она раскрывает перед другими женщинами, итак, она может открывать свои голову, шею, ноги, руки, предплечья и икры т.д., но она не должна носить короткую одежду.
Из фатв шейха Мухаммада ибн Салиха Аль - ‘Усаймина для журнала "Аль-Дауа", выпуск № 1765, стр.55