Блейк Крауч - "Сосны" (трилогия) + мини-сериал
Книги"Сосны. Город в Нигде"
"Сосны. Заплутавшие"
"Сосны. Последняя надежда"
До
самого конца первой части трилогии непонятно, произведение какого жанра
ты читаешь, и в этом состоит основная интрига. Если сказать, что-то
вроде "Сосны" - великолепный образчик..." и обозначить жанр, то
произведение потеряет львиную долю своей привлекательности. Оно
интересно именно тем, что совершенно непонятно, что происходит, почему и
какими законами управляется. Это детектив? Мистика? Ужастик?
Психологический триллер? О да - нам подсовывают краеугольные камни и
очень характерные сценки-иллюстрации всего перечисленного, нарочито
гипертрофированные признаки и детектива, и мистики, и...
"Сосны" НЕ является ничем из вышеперечисленного.
!Под катом будут махровые спойлеры!
"Сосны"
- это постапокалиптика. Знакомый нам мир мёртв уже почти две тысячи
лет. Он существует лишь в одном-единственном месте - крохотном,
зацикленном на себя самого, городке Заплутавшие Сосны. Осколок,
песчинка, реликт, заповедник... Вот только в жителях поддерживают
иллюзию причастности к большому миру (тому самому, что лежит в руинах за
ограждённым периметром) - и это превращает апокалиптику и
психологическую драму.
Первая часть настолько тщательно запутана
автором, настолько выверена и логично (сообразно с почти нечеловеческой
логикой этого места и времени) закончена, что не требует продолжения.
Всю книгу меня (да и большинство читателей, пожалуй) терзал вопрос: как?
Как автор распутает этот клубок из совершенно обычного мира почти
нашего современника, внезапно срывающегося во временнЫе и
пространственные аномалии. Мысль о безумии главного героя (активно
подпитываемая его странными провалами в памяти и мигренями, описанными
так достоверно, что я, как страдающий этой пакостью много лет, очень ему
сочувствовала) казалась мне единственным ключом к отгадке. Смущало лишь
то, что нас активно подталкивают к такому выводу, значит, он, скорее
всего, неверен.
Первая часть - вещь в себе. Но, к сожалению, продолжения у неё случились.
И
вот они, давая ответы на все вопросы, будучи интересными сами по себе,
значительно снизили накал первой части. Части вторая и третья - это уже
чистый детектив, замешанный, для остроты ощущения, на боевых сценах и
немножечко ужасах (нам уже ясно, кто кого ест, но прописаны сцены
мастерски), умело - почти до абсурда (это я про то, что не так пошло
совершенно всё, что могло пойти не так) - нагнетаемых.
Открытый конец
третей части воспринимается... пожалуй, как издёвка, а мотивы многих
ключевых персонажей - более, чем странные (и я даже не о тех, кто
изначально был психологически патологичен (как Пэм) или окончательно
"съехал" в процессе (как Пилчер).
Отдельный респект оформлению
обложек: они наглядно показывают, как от части к части мир "Сосен"
структурирутся, хронологизируется у уляжется в голове читателя.
Отдельный
НЕреспект переводу. Языковые конструкции, изначально чрезмерно сложные
(люди так НЕ говорят и крайне редко думают такой лексикой), местами
становятся совершенно неудобочитаемыми. Третью часть переводили,
кажется, вообще на коленке в обеденный перерыв: другого объяснения тому,
почему до сих пор сокращаемые до "аберов" аберрации внезапно стали
совсем англовариантными "эбби", я найти не могу.
В общем, читайте
"Сосны", но постарайтесь остановиться на первой части, чтобы сохранить
впечатление, удовольствие и послевкусие. Но вы не сможете (как и я),
потому что люди необычайно любопытны)
Зы. И да - есть экранизация.
Цитаты
"Сосны. Город в Нигде"
1. Тьма скапливается везде, где собираются люди.
2.
Придёт день, когда он повзрослеет, и будет уже поздно, и ты бы отдал
целое королевство, только бы вернуться и хоть часок провести с сыном в
детстве. Подержать его на руках. Почитать ему книгу. Покидаться мячом с
человеком, в глазах которого ты безгрешен. Он ещё не видит твоих
промахов. Он смотрит на тебя с чистой любовью, и так будет не вечно, так
что наслаждайся этим, пока оно есть. (Отец Итана Берка)
3. Бывают
моменты, когда видишь любимых людей такими, как есть, без прикрас, без
багажа проекций и совместных переживаний. Когда видишь их свежим
взглядом, как чужой человек, выхватывая ощущений того первого раза,
когда полюбил. До слёз и бряцания оружия. Когда идеал ещё был достижим.
"Сосны. Заплутавшие"
1. При некоторых условиях безопасность и правда - естественные враги.
2. Иногда лучшее, что можно сделать, - это просто выживать. (Дэвид Пилчер)
3. - Итак, между нами установилось взаимное доверие.
- Возможно. Или, по крайней мере, мы позаботились о взаимном уничтожении.
- По мне, это одно и то же. (Адам Хасслер и Дэвид Пилчер)
4. Отпустить - самое трудное и самое великое, что мы можем сделать для своих детей.
5. Когда где-то существуют твёрдые правила, в человеческой натуре ловко их обходить.
"Сосны. Последняя надежда"
1. - Мы жили вместе потому, что нам так было велено. Мы спали в одной постели. Иногда спали друг с другом.
- То же самое можно сказать о множестве браков, заключённых добровольно. (Брэд Фишер и Итан Берк)
2. Когда твой мир распадается на части, цепляйся за привычное.
3. Иногда лучшая компания для человека - это он сам. (Белинда Моран)
4. Пока хоть кто-то из людей жив, ещё не поздно.
5.
Хотел бы я жить в мире, где действия измерялись бы по стоящим за ними
намерениям... Но истина в том, что они измеряются по их последствиям.
(Итан Берк)
6. - Иногда нам приходится делать вещи, которые мы не хотим делать.
- Почему?
- Потому что это правильные вещи.
7.
Истина в том, что в этом мире нет ничего, кроме власти. Власти убивать и
власти миловать. Управлять жизнями. Делать их лучше или хуже. (Дэвид
Пилчер)
8. Твой фатальный провал заключается в том, что ты ошибочно
считаешь, будто все люди такие же, как бы. Что у них есть твоя отвага,
твоё бесстрашие, твоя сила воли... (Дэвид Пилчер Итану Берку)
9. Правда может быть опасна для слабых умов. (Пэм)
10. Не всегда дело только в тебе. (Тереза Берк)
11.Жизнь слишком трудна и слишком коротка, чтобы не быть с теми, кого ты любишь. (Адам Хасслер)
Мини-сериал "Сосны" (2 сезона по 10 серий, закрыт)
Я
уже говорила по поводу книг, что эту серию следовало бы свернуть на
одной первой книге - и тогда она была бы совершенно потрясающей, вещью в
себе, а цикл целиком - увы! - выродился в экшн на грани фарса.
Абсолютно то же самое можно сказать о случившемся одноименном
мини-сериале.
Кстати, внезапно обнаружила, что пост про сериал пишу
ровно через один год и один день после написания поста о книгах (а
кажется почему-то, что книги я прочла раньше... очень давно). Долго
решалась на сериал, потому что опасалась, что буду пугаться: в конце
концов сподвигла на просмотр мужа. Пугаться я собиралась аберов, но вот
как раз они в фильме не такие страшные, как в моем воображении, и куда
как более человекообразны, нежели живописует автор. Аберы из фильма -
эдакие, как в песне поется, люди-дикари со всеми вытекающими. Они даже в
долину, где расположены Сосны, не просто так - из любви к искусству и
покушать - лезут, а потому что их спровоцировали люди (ну вот кто бы
сомневался...).
Первый сезон сериала раскрывает сюжет трилогии -
практически всей целиком, отличаясь от нее лишь деталями разной степени
объяснимости (то есть, например, ясно, что возраст Кэтрин уменьшен для
нагнетания страсти и ревности, а возраст сына Итона увеличен для
возможности ввести линию подростковой любви; опять же, Пэм из верной
последовательности становится сестрою главного гения и по
совместительству главгада истории для повышения напряжения, но некоторые
мелочи остаются за рамками логики, хотя следует признать, что в книге
было примерно так же - детали за рамками логики, особенно, если
вдумываться слишком подробно).
Непонятно, зачем создатели вместили
всю трилогию в десять серий (хотя получилось, надо признать, насыщенно и
динамично), если собирались снимать продолжение (а они явно собирались -
это следует из заключительной сцены первого сезона... вырезать ее и забыть
- и получится почти шедевр). Вот тут-то у них и вышла осечка: талант
сценариста явно проиграл таланту автора литературного первоисточника,
так что второй десяток серий представляет собой собрание всевозможных
клише, а случайно выживших героев, вокруг которых крутился первый
сезон (и, как выяснилось, вся идея в целом), уничтожают с упорством,
достойным автора незабвенных ИП. Вот как раз из-за этого во втором
сезоне возникает необходимость в новом герое, в достойном лидере, в
человеке, который может повести за собой других - так на сцене
появляется доктор Теодор Йедлин. О нем так и тянет сказать: ты назначен
быть героем (с). Впрочем, сам формат позволяет вводить героев и прочих
действующих лиц по мере необходимости: разморозил нужного от
техногенного сна - и вуаля.
Подводя итог: сезон первый смотрится на одном дыхании, а второй - сквозь пальцы
Зато
во втором есть гей (должен же в сериале быть гей!) и альтернативная
логика, выраженная в постулате "рожай как можно больше детей!", хотя
Сосны не могут прокормить даже уже имеющееся население (рожай как можно
больше детей, чтобы было кому умереть от голода?). Кстати, рожать детей
должны девочки сразу же после наступления половой зрелости, которая
здесь приравнивается к возрасту менархе. Как они должны делать это в
условиях собственной недокормленной неразвитости и отсутствия лекарств и
технических средств (лекарства кончились вместе с едой... почему-то
планирующие путешествие заведомо в один конец не подумали о
невосполнимости ресурсов) остается загадкой (и заставляет вспомнить об
Апрее мадам Белецкой, пусть я и разочаровалась в авторе, но там хоть
злокозненные дУхи людям мозги пудрили из собственных корыстных
соображений...)
И лично мне была тягостна и неприятна линия с
инцестом, так что лично я снова рекомендовала бы ограничиться первыми
десятью сериями, но...
Цитаты
1. Я открестился от оружия, когда мне пришлось возмещать ущерб, которое оно наносит людям. (доктор Теодор Йедлин)
2. Нет никакого высшего блага. Есть только добро. И этого должно быть достаточно. (доктор Теодор Йедлин)