Детский плач
Интересные мысли и статьиОчень много сейчас информации и советов о том, как реагировать на детский плач. Кто-то говорит, что нужно игнорировать - само пройдет, С детства нас приучили, что плакать плохо и мальчикам в особенности. А современные психологи говорят, что плакать очень полезно и нельзя детям запрещать этого делать. В голове от такой разносторонней информации - каша.
Попробую внести ясность.
Для того, чтобы определить свое отношение к плачу ребенка и реакцию на него, нужно разделить плач на две категории:
1. Плач, как проживание и отпускание эмоций
2. Плач, как манипуляция
В первом случае плакать он может, когда расстроен, ему больно, обидно, страшно, печально, он устал. Это способ прожить эти эмоции, опустошить свой "сосуд эмоций" и жить дальше. Такой плач очень вредно прерывать. Чем чревато - ребенок не проживет эмоцию и будет носить ее с собой. Эмоции зажимаются в теле и при накоплении их появляется психосоматика (болезнь тела причина которой психологическая). Это может проявиться и в дальнейшем плохом поведении ребенка практически "ни с чего". Например, накопленные непрожитые/прерванные взрослыми эмоции прорываются через агрессию или истерику (когда "сосуд эмоций" полон и происходит "взрыв"). Наверняка вы в своей жизни найдете такие примеры, когда накопилось и "взорвались". У ребенка от рождения есть механизм очищения и только мы, взрослые, своим воспитанием ломаем его, а потом мучаемся с детьми и они мучаются всю жизнь.
Самая лучшая реакция мамы (и других взрослых) - дать поддержку и даже ничего не говорить. Просто обнять, взять на ручки, погладить. Либо говорить какие-то нейтральные слова типа: "Ударился малыш, больно коленочку" и все. Нельзя успокаивать словами - не плачь, ну успокойся, уговаривать, увещевать, что все пройдет, или что было не больно, требовать, чтобы он рассказал что случилось, пока накал эмоций еще силен. Дать поддержку и не мешать. Все что вы говорите в моменты сильных эмоциональных потрясений (к которым относится и выпускание через плач) записывается у ребенка в бессознательное.
Что касается второй причины плача - плач как воздействие на родителя с целью что-то от него получить. Ребенок может привлекать плачем внимание или добиваться чего-то от родителей. Вот здесь очень вредно подкреплять такое поведение.
Подкрепление может быть как положительным - заплакал - дали конфетку. Так и отрицательным - заплакал, дали по попе. Но и та и другая реакция это поведение закрепляет.
Лучшей реакцией родителя будет такая, из которой ребенок бы понял, что эта кнопка не работает. Что делаю я, например. Если Рома начинает ныть и что-то просить - я его "не понимаю" и просьбу его исполнить не могу. Я прошу его успокоиться и сказать нормальным голосом. Здесь уже никакого прерывания эмоций не происходит, потому что эмоция "деланная" с целью воздействия а не реального проживания. Критерием такого манипулятивного плача является то, что ребенок им достаточно хорошо управляет. То есть, если попросить его успокоиться, он делает это быстро. В отличие от ситуации проживания эмоций, которые не всегда можно вот так остановить. Со временем у ребенка появляется понимание, что плачем не добиться того, чего можно добиться просьбой (при условии, что ваши домашние поддерживают эту стратегию и на манипулятивный плач не ведутся) и нытье довольно редкая история.
Подводя итог вышесказанному: если у ребенка переживание - ему нужна ваша поддержка, принятие и понимание. Если ребенок учится взаимодействовать с людьми с целью удовлетворения своих потребностей - подсказывайте ему более подходящие работающие модели.