Уверенность малыша и его самооценка. Рекомендации психолога
Развитие детей 1-3 года
Неуверенность - одно из личностных качеств, мешающих ребенку в игре, общение, а впоследствии, и в учебе. Формирование уверенности зависит от многих условий, как объективных (взаимоотношения в семье, особенности окружающей социальной среды, национальные и религиозные особенности), так и субъективных (тип нервной системы, темперамент). Во всех случаях доминирующим является отношение взрослых к ребенку. Именно оно формируют основную личностную характеристику – самооценку. Самооценка – это умение оценивать свои личностные качества.
От самооценки зависят взаимоотношения личности с окружающими, его критичность, требовательность, отношение к успехам и неудачам. Самооценка бывает адекватной и неадекватной (завышенная и заниженная). При завышенной или заниженной самооценки ребенок начинает неправильно оценивать себе, вследствие чего у него повышается тревожность, возникают эмоциональные срывы. Первым социальным институтом, формирующим самооценку малыша, является семья. Ведь дошкольник видит себя глазами близких взрослых. Если оценка и ожидания в семье не соответствуют особенностям ребенка, то его представления о себе будут искаженными. В зависимости от особенностей воспитания в семье у детей развивается адекватная, завышенная или заниженная самооценка.
Адекватная самооценка формируется у ребенка если:
- родители уделяют малышу много времени;
- положительно оценивают малыша, но не выше, чем большинство сверстников;
- часто поощряют ребенка, но не ПОДАРКАМИ;
- используют наказание в виде отказа от общения;
- адекватно оценивают физические и умственные возможности малыша;
- прогнозируют хорошие успехи в игровой и учебной деятельности.
________________
Статья подготовлена по материалам Клуба по раннему развитию
БЕСПЛАТНЫЕ консультации специалистов по детскому развитию:
Хотите читать новые материалы по развитию и воспитанию детей у себя в ленте? Добавляйте нас в друзья.