Застенчивость, зажатость, неуверенность в себе...
Характер.Длинный пост про преображение моей очень стеснительной девочки.
Вика очень ко мне привязана, были периоды в раннем детстве, когда мне пришлось даже на время отказаться от танцев, потому что она очень тяжело переживала разлуку со мной. Конечно, в 2 года не было и речи, чтобы отдать её в садик. К 3 годам она стала потихоньку вовлекаться в игры с другими детьми, но только хорошо знакомыми, хотя по-прежнему ей вполне хватало семьи с веселым братом на 2 года всего старше. Я брала ее с 1,5 лет с собой на развивашки, которые сама и же вела, бесплатно, так она на мне висела много, при этом было видно, что ей занятия нравятся. В сад пошла в 3,3 довольно спокойно, забирала её после обеда. Воспитатели говорили, что она стесняется отвечать, не танцует и не делает зарядку. Я просила не давить, оставить, как есть, ибо мне не результат важен, а психологический комфорт ребенка, ну к ней и не приставали, не заставляли, отнеслись с пониманием. Потом пандемия, полгода без садика. Снова пошла в 4 года. Была уже гораздо уверенней в себе. Дома часто хвалили и хвалим, и красивая, и умная, рисует-лепит здорово, поет хорошо... Читали, обсуждали сказки про застенчивых героев (какие-то я сама придумывала). Дома-то она всегда была смелая и деловая. И вот проснулась у нее потребность в подружках, в коллективных занятиях, стала потихоньку активничать. И если в 3 года она Деду Морозу на утреннике прочитала стишок на ушко очень тихо и чисто ради подарка, то в 4 года вполне уверенно прочитала на весь зал, стала принимать участие в танцах, зарядке, и все чаще ее включали в танцевальные номера и давали стихи.
Дочка ходит ко мне на танцевальный кружок с 3 лет. Полгода просто сидела на лавочке, я ее не трогала. Потом стала включаться в некоторые виды деятельности. Но ни разу за все время не захотела выступать с девочками на сцене, даже красивый костюм не помог. Да и ладно, хоть разминку и гимнастику делала, я и тому рада была. Никогда не заставляла против воли.
В 5 лет пошла на подготовку к школе (захотела учиться, решили попробовать) и на занятия на фортепиано. Сначала была зажата, но постепенно, в том числе и благодаря замечательным педагогам, раскрепостилась. На пианино очень важно уметь расслаблять кисти, поначалу было с этим сложно. Но потихоньку стало получаться, а вместе с этим и общая зажатость уходила. В конце учебного года Вика согласилась участвовать в отчетном концерте муз. школы, сыграла и спела три простых песенки, все правильно, даже не было заметно, что волнуется. И... я не поверила своим ушам! - сообщила мне о желании прочитать стихотворение со сцены перед публикой. Сын-то с 4 лет выступает, он вообще очень общительный, контраст такой. И вот дочка созрела. Ну не проблема, я договорилась с руководством ДК, и 1 июня дочка прочитала стихи А. Барто "Стадо". Выразительно, громко, в общем, хорошо. А потом и на День России вместе с братом очень здорово прочитали вместе стихи о Родине, бабушка с Украины сказала, что дети довели её до слёз своим выступлением, так растрогало. Потом 22 июня попросили детей снова выступить, дочка охотно согласилась. Понравилось выступать перед публикой. Это моя-то Мисс Застенчивость!!! И на танцах прогресс - изъявила желание участвовать в танце. Пока еще не выступали, но видеосъёмку на днях провели.
В общем, что хочу сказать, дети могут сильно поменяться. Какая дочка была в 3 года - пугливая, неуверенная в себе, бука, которая о своих желаниях, типа, попить или о том, что ушиблась, говорила при людях шепотом мне на ушко, и какая сейчас - веселая, активная и даже инициативная в играх с детьми, вполне себе социально открытый ребенок. Хотя на ушко мне пошептать что-то еще любит. В июле нам предстоит первая разлука, на целых три недели дочка уедет к бабушке с дедушкой далеко от мамы. Сама захотела, глядя на брата, который с 4 лет ездит туда, говорит, что будет скучать и звонить. Уверена, что всё пройдет нормально.