Войти Регистрация
  • Базар
  • СП
  • Новый год 2018
  • Задать вопрос

Развитие речи у детей — почему ребенок не говорит?

Ни для кого не секрет, что развитие речи у детей — один из главных признаков формирования личности. Развитие речевых навыков происходит в несколько этапов, зависит от возраста и индивидуальных особенностей каждого малыша. Первые слоги ребенок осваивает в ранний период — примерно в 8–12 месяцев от рождения.

Формирование речи у детей младшего дошкольного возраста (3–4 года) происходит наиболее продуктивно — говорят предложениями, могут выразить свои мысли четко и понятно для окружающих. Четырехлетний малыш уже может поделиться впечатлениями от происходящих с ним событий, пересказать сказку, прокомментировать бытовые ситуации.

Формирование речи у детей младшего дошкольного возраста (3–4 года) происходит наиболее продуктивно — говорят предложениями, могут выразить свои мысли четко и понятно для окружающих

Для многих родителей недостаточное развитие речи детей 2 лет становится причиной для беспокойства. Они ищут выход из ситуации в литературе, у специалистов, обращаются к психологам и логопедам. При этом забывают, что у разных детей стартовые возможности отличаются. Другие же родители, напротив, уверены в том, что их чадо обязательно заговорит, просто еще не время. Действительно, многие малыши начинают овладевать речью немного позже, однако, если развитие речи детей 3 лет все еще оставляет желать лучшего, это может служить признаком имеющихся отклонений в развитии.

Достаточно вспомнить другие успехи малыша и сравнить их с достижениями сверстников, чтобы понять, что освоение навыков не может происходить одновременно у всех детей одного возраста. Пока один малыш опасливо передвигается по стенке, другой уже может уверенно ходить и бегать без посторонней помощи. Аналогичное объяснение, порой, имеют и «проблемы» с речью. Родители могут облегчить ребенку задачу, занимаясь с ним и следуя рекомендациям специалистов.

Стоит отметить, что границы нормы относительно возраста, когда ребенок должен начать разговаривать, все же имеются. Так, по достижении трех лет ребенок уже должен уметь изъясняться. Пусть его произношение еще далеко от совершенства, однако родственники уже могут понять, чего он хочет и о чем говорит. Если же до трех лет малыш так и не научился разговаривать, то в дальнейшем ему будет еще труднее, ведь влияние речи распространяется и на другие способности.

Почему отсутствует речь раннего возраста?

Существуют несколько наиболее распространенных причин:

1. Наследственность. Если оба родителя (или хотя бы один из них) начали разговаривать относительно поздно, то не стоит удивляться, что ребенок — «молчун». Во всем виноваты гены! Однако, такое объяснение отсутствия речи применимо лишь к детям, возраст которых не достиг трех лет.

2. Проблемы с органами слуха. Если ребенок плохо слышит, то и не может распознавать речь окружающих в полной мере. Соответственно, процесс овладения речью может существенно затянуться, а также развиться патология речи. Причинами дефектов слуха могут быть врожденные или приобретенные заболевания, особенности строения ушного канала.

3. Последствия тяжелых заболеваний. Результатом серьезных болезней или недоношенности плода в период беременности может стать общее состояние ослабленности детского организма. В случае, если было нарушено развитие нервной системы, то следствием этого может стать и задержка в освоении речевых навыков.

4. Гипоксия плода в период беременности. Внутриутробное кислородное голодание или родовая травма тоже могут служить причинами задержки развития речи.

5. Общая отсталость в развитии. Если ребенок по многим признакам показывает худшие результаты, чем сверстники, не стоит удивляться, что и заговорит он позже других. При этом давно замечено, что в большинстве случаев девочки начинают разговаривать раньше мальчиков, осваивая это умение постепенно. Мальчики же, очень часто, долго сохраняют молчание, а затем неожиданно начинают «выдавать» целые предложения.

Патология речи — как определить?

Первое, что следует сделать заботливым родителям, чей ребенок долго не может освоить речь раннего возраста — установить причину этого явления. Помогут в этом квалифицированные специалисты — педиатр, ЛОР, логопед, невролог. Для определения уровня развития речи логопед обычно проводит простые тесты. По итогам исследования, специалист сможет выявить несоответствия развития речи возрасту малыша, если таковые имеются. Для установки точного диагноза, возможно, потребуется и консультация невролога. Этот врач сделает соответствующие выводы о здоровье нервной системы крохи, опросив мать о протекании беременности, особенностях родового процесса, поведении младенца. ЛОР поможет выявить проблемы со слухом, артикуляционным аппаратом. Возможно, причина проблемы — короткая подъязычная уздечка. Для определения причин ЛОР проведет исследования ротовой полости, слуховых органов, а также сделает аудиограмму.

Когда же следует провести данные исследования? Как известно, чем раньше будет выявлена проблема, тем легче с ней будет справиться, поэтому рекомендуется получить консультацию вышеперечисленных специалистов уже в годовалом возрасте малыша. Также следует повторить визиты к докторам в два и три года. 

Методы развития речи

Многих родителей волнует вопрос о том, как развить речь. Чтобы ускорить процесс развития речи, стоит как можно раньше начать несложные занятия с малышом, направленные на общее интеллектуальное развитие и освоение речевых навыков в том числе. Основные методы развития речи доступны каждому родителю. Следует разговаривать с ребенком, просить его повторять несложные звуки, слоги, слова уже на первом году жизни. Нужно произносить слова четко, спокойным тоном. Когда ребенок уже понимает значение элементарных реплик взрослого, нужно задавать ему простые вопросы, на которые он сможет ответить «да» или «нет». Постепенно перейти на более сложные вопросы, ответ на которые должен быть уже более развернутым, и содержать несколько слов. Также можно научить ребенка давать характеристики предметам по цвету, размеру, форме. С самого раннего возраста малышу нужно читать короткие, но запоминающиеся стишки.

Родителям важно понять, что не стоит заставлять ребенка выполнять упражнения против его воли, или когда он не в духе. Доброжелательность и терпимость со стороны родителей — первый шаг на пути к успеху и взаимопониманию с крохой.

16 комментариев

Россия, Белгород

Абсолютно согласна с Наталией, чем раньше обратиться к специалистам, тем быстрее ребенок заговорит.

Вот я с рождения с нашим сыночком постоянно разговаривала, читала сказки и стихи. Все время на улице рассказывала о том, что нас окружает. И он в два года муху-цокотуху на своем день рождении рассказывал, пусть и коряво, и путал слова, но ведь рассказывал.
Хотя многое зависит и от физического здоровья. Сестра вот со своим сыном тоже занималась, как и я. Но он в 2,5 года только пальцем показывал. Невролог выдала направление на массаж, на электрофорез и назначила принимать мармелад зайчонок с витамином В6 и магнием. Оказывается у мальчика был гипертонус мышц, что и влияло на речевую деятельность. После выполнения всех назначений племяш очень быстро заговорил.

наверное пока это всё принимал, уже и время пришло заговорить)

Россия, Москва

Разговоры и чтение книг очень полезны для ребенка, но на развитие речи никак не влияют. У меня старший в 2 года разговаривал предложениями да так, что незнакомые люди его понимали. А младший в этом возрасте только отдельные слоги говорит. А занималась я с ними одинаково.

и вы на счет младшего не переживаете? Моему 2, говорит совсем немного, в целом развивается отлично. Вот думаю стоит уже переживать или еще подождать. И да, я тоже разговариваю с ним, сказки читаю, рассказываю) Но без фанатизма, умиляют мамочки которые даже на детской площадке бегают за малышом и всё-всё комментируют)

Россия, Москва

Вообще не переживаю. Он развивается хорошо, все делает, все понимает, выполняет практически все, что попросишь. Зачем лишний раз таскать ребенка по врачам?

Россия, Санкт-Петербург

Ни в коем случае данный вопрос нельзя пускать на самотек и думать- рано или поздно заговорит. Часто родители упускают слишком много времени и ребенку уже очень сложно восстанавливаться. У меня две подруги- у одной мальчик до 2 лет молчал, вообще ничего не говорил, только отд. звуки- оказалось при родах пережали что-то в шейном позвонка и родители с огромным трудом разговорили к 4 годам, сейчас все хорошо. Вторая подруга, мальчик говорит, но каша во рту и никто не понимает - 4,8, сходили к логопеду, звуки хорошие, а произнести ничего не может, оказалось задержка развития речи. Никого не пугаю, но всегда лучше проконсультироваться с парой специалистов, а не прятать голову в песок...

Россия, Москва

У меня оба сына леворукие у таких с речью позднее все проклевывается. Мы не переживали. В 3,5 года заговорил.

Россия, Москва

Старший у меня левша в два года болтал без умолку, а младший - правша, говорит только отдельные слоги. Так что леворукость - не показатель.

Россия, Москва

Многие считают, что если ребенок долго не говорит, то проблема в том, что родители мало ему читают или не разговаривают. Убедилась в обратном. Старшему читать начали очень рано - еще не сидел, до этого рассказывали потешки и пр. После года могли читать часами!!! Ему очень нравилось, был очень усидчивым. Но к 2,4 из нормальных слов были только "машина" и "чистота", еще несколько слов типа мама, дай и пр. Зато язык жестов себе придумал очень сложный. У него даже экскаватор и подъемный кран был. Варианты типа "сделайте вид, что не понимаете его" не проходили совершенно. Книжки на развитие речи, стихи и пр тоже. Вообщем, надоело, пошла к логопеду, хотя почти все говорят, что до 3 лет может не говорить. И с первого занятия у логопеда ребенок стал пытаться говорить(я всегда была на занятии, ничего особенного там не было). Мы сходили максимум 10 раз, видно было как "прорвало", после каждого занятия все больше и больше говорил. Вообщем, это было дороговато, но в нашем случае того стоило точно. Уже в саду в 2,10 логопед (из сада) пообщалась с ним и была в восторге просто. Сказала, что по звукопроизношению, конечно, еще есть проблемы, но они в рамки возраста укладываются. Но вот как и что он говорит, как он использует язык, части речи, фразеологизмы и пр..... дословно "у меня 20 человек в подготовительной группе хуже говорят". Так что, если ребенок большой и не говорит, то может стоить поводить его немного к специалисту, чтобы тот толчок дал. Для себя сделала вывод, что это было из разряда, когда с родителями ребенок занимается хуже, чем с воспитателями-преподавателями.

Украина, Днепропетровск
про телевизор и мультики — согласна на все сто
Россия, Москва
Мне тоже в fdoctor.ru гвоорили, что главное ребенку читать и говорить с ним, а главное не давать смотреть телевизор и мультики более получаса в день.
Алина Лебедева 26 августа 2014, 01:44
Россия, Санкт-Петербург

Мой сынок в свои неполные 2 уже очень неплохо говорит, но я с ранних месяцев ему много читаю и постоянно с ним говорю. Наш папа должен был ехать на 4 мес в командировку, так чтобы сын не забыл его голос и просто для развития - муж записал ему много слов и историй на музыкальный плеер зайчик Алило. Сынок постоянно носил его с собой и на площадку, и по дому, даже спал с ним. Папин голос его успокаивал и радовал, а еще он повторял за ним слова. Мне кажется это очень помогло развить его речь достаточно рано.

Сыну 3,5 только начинает говорить, он за свои три года в совершенстве освоил профессию комик-мим. Объяснял что хочет, чего нет, - жестами и нечленораздельными словами. Сейчас начинает говорить сразу предложениями, но пока не хватает речевого аппарата, видимо из-за постоянного насморка (алергик, астматик) дистрофия гортани. Но мы не унываем, отдали на развивашки, отличник по всяким заданиям. Поэтому смотрим в будущее уже с радостью.

Всем ДОБРОГО утра!

Россия, Москва

Конечно самое главное для развития речи - это общение. По-больше разговаривайте с малышом и все будет хорошо.

Россия, Севастополь

соглашусь. с детьми нужно проводить больше времени. тогда все наладится и ребенок вырастит общительным


laza1983 26 марта 2016, 14:54
Россия, Казань

Это точно, лучше и не скажешь)