Войти Регистрация
  • Базар
  • СП
  • Новый год 2018
  • Задать вопрос

Школьная форма

Во многих странах мира уже давно идут споры — нужна ли ученикам школьная форма? Этот вопрос обсуждают родители, учителя, министры образования, и, конечно же, сами дети. Поразмыслив хорошенько, можно прийти к выводу, что причины разногласий глубоки, и кроются они в первую очередь в противоречии между стремлением к коллективизму и возможностью самовыражения для каждого человека.

Как этот вопрос решается в мире?

Не так давно из-за проблемы школьной формы разгорелся скандал в Великобритании. Британская газета «Дейли телеграф» сообщила о том, что министерство образования страны отныне решило применять более суровые санкции к учащимся, появляющимся на занятиях в неуставном виде. Вместо того, чтобы просто отправлять их домой переодеться, как раньше, теперь от дирекции школ будут требовать немедленного исключения нарушителей общественного спокойствия. А всё дело в произошедшем незадолго до этого инциденте: в одной школе сразу двое учеников нарушили правила внутреннего распорядка: девочка 12 лет пришла на уроки с накладными ногтями, а её пятнадцатилетний брат — с причёской «ирокез». Да, это был настоящий шок! — который насмерть испугал чиновников министерства и заставил срочно издать такой указ. Но общественность взбунтовалась и пришлось дописывать поправки к указу — дескать, учителя должны деликатно попытаться выяснить причины такого поведения подростков, а только потом гнать из школы…

Японцы решают проблему школьной формы с точки зрения только им понятной восточной философии. Для младших школьников — ходите, дети, в чем угодно, но рюкзачки за плечами должны быть у всех, как две капли воды. В средних и старших классах всё наоборот — можете ходить хоть с мешком за плечами либо с сумочкой от Gucci, лишь бы школьная форма у всех была единой. Видимо японские деятели от образования решили, что если вопрос социального неравенства свести только к сумкам и обуви, то тогда он сократится до минимума.

В США, стране с вековыми патриотическими традициями, форму носят даже в детских садах. Нашему человеку трудно себе представить, как это происходит на практике. Интересно, а памперсы для каждого детского сада тоже выпускаются именные, с логотипом и гербом? Но, по крайней мере, это — позиция. Хорошо, если она устраивает большинство родителей и детей.

Как пытаются решить проблему школьной формы у нас?

Что касается России, то размышления, нужна ли школьная форма, и если «да», то действительно ли это скажется положительным образом на качестве образования или нет смысла городить огород, продолжаются уже лет двадцать. Пока в Москве думают, на местах пытаются решить проблему самостоятельно. Недавно в Пензе решили раз и навсегда покончить с беспределом и в одностороннем порядке ввести школьную форму. Учителя сетуют на то, что классы и коридоры учебных заведений уже давно напоминают скорее подиумы или ночные клубы, но отнюдь не Мекку науки. И с ними соглашаются не только психологи и социологи, но и сами законодатели мод. Популярные дизайнеры выстроились в очередь, предлагая свои услуги по разработке удобных и стильных моделей школьной формы для российских детей. Были проведены соц. опросы, по результатам которых:

1. 33% родителей высказались «безусловно за» введение единой школьной формы;

2. 31% родителей «скорее за»;

3. и только 10% категорически против.

Учителя сетуют на то, что классы и коридоры учебных заведений уже давно напоминают скорее подиумы или ночные клубы, но отнюдь не Мекку науки

Немного истории

А ведь школьная форма в России имеет очень давнюю и красивую историю. Знаменитый Смольный институт благородных девиц предписывал своим уставом носить платья разного цвета для воспитанниц разных возрастных категорий: с 6 до 9 лет — кофейный, с 9 до 12 лет — голубой, с 12 до 15 лет — серый и с 15 до 18 — белый. Платья для праздничных церемоний шились из натурального шелка, а повседневные — из камлота, который специально выписывался из Англии самой императрицей Екатериной II. Существует легенда, что царица даже принимала участие в разработке моделей этих нарядов.

Школьная форма была «вырублена топором» как классовый враг в 1918 году с приходом большевистской власти. В «Декрете о единой школе» так и было сказано — «искоренить наследие царско-полицейского режима». И лишь после Великой Отечественной, в 1949 была введена единая школьная форма с белыми и черными передничками для девочек и строгими костюмчиками для мальчиков.

Три аргумента «за»

1. Обстановка на уроках должна быть деловой. Мысли мальчиков не должны отвлекаться на мини-юбки одноклассниц, а мысли девочек — на то, как бы испортить жизнь этой зарвавшейся красотке из 9 го «Б», которая каждый день приходит в новых модных прикидах. 

2. Школьная форма сгладит социальное неравенство между детьми. Дети богатых родителей одеты в трендовые новинки сезона от модных домов Европы, а рядом с ними за партами сидят дети в моделях из ближайших секондов. Да, эта проблема очень серьезная. Усугубляется она психологией современных нуворишей, которые пытаются подавить и унизить других детей по имущественному признаку. Только вот достаточно ли будет просто одеть детей из разных социальных слоев в одинаковую одежду, чтобы в человеческом сознании что-то сдвинулось с мертвой точки? Вопрос открыт.

3. Воспитание у школьников чувства стиля и умения носить деловую одежду. Сторонники считают, что школьная форма поможет ребенку сориентироваться в мире моды и в будущей взрослой жизни не выбирать одежду для маргиналов и низов общества, а носить деловые костюмы, стильные платья и красивую качественную обувь.

Три аргумента против

1. Школьная форма лишает современного ребенка индивидуальности. Да уж, вряд ли кто-нибудь из подростков мечтает выглядеть точно также, как еще пятьсот человек в его школе. Но не забываем, что у каждого из них остаётся масса возможностей самовыражаться как угодно за пределами учебного заведения.

2. Такой стиль одежды мешает детям свободно двигаться, играть на переменках, вынуждает сдерживать свои порывы, чтобы не испортить форменную блузку или брюки.

3. Часто форму изготовляют из некачественных тканей, а стоит она при этом очень дорого — ведь её шьют на заказ. Некоторые производители пытаются удешевить процесс и предлагают использовать для костюмов недорогую синтетику — тогда получается ещё хуже: кожа детей не дышит и для здоровья получается только вред.

Подводя итоги, можно сказать лишь одно — чтобы каждому ученику захотелось с гордостью носить форму своей школы с её гербом на груди, нужен такой уровень образования в стране, чтобы подобные чувства у нашего подрастающего поколения возникали повсеместно. А для этого необходимы реформы, касающиеся не только школьной формы.

Комментарии

Будьте первым, кто прокомментирует