массаж для новорожденных
Массаж В период восстановления здоровья ребенка интенсивность и продолжительность занятий несколько увеличивается. Лечебная гимнастика проводится в рамках общеукрепляющего комплекса, соответствующего возрасту и развитию ребенка;лучше ориентироваться на комплексы, предложенные в разделе «Недоношенные дети».
С целью ортопедической профилактики предпочтительным остается горизонтальное исходное положение. Особенно рекомендуются упражнения, укрепляющие мышцы спины, живота и ног. Замечательный лечебный эффект дают плавание и упражнения в воде.
В массаже, помимо поглаживания, применяют растирание и разминание, которые оказывают сильное воздействие на мышцы, повышая их тонус, и нормализуют общий обмен веществ в организме. Примерное занятие для ребенка в возрасте от 6 до 9 месяцев в восстановительном периоде 1. Поглаживающий массаж рук.
2. Скрещивание рук на груди.
3. Массаж ног.
4. Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно.
5. Повороты со спины на живот вправо.
6. Массаж спины..
7. Массаж ягодичных мышц (все приемы).
8. Упражнения в ползании.
9. Массаж живота (укрепляющий, со стимулирующим пощипыванием вокруг пупка).
10. Приподнимание головы и туловища при поддержке за отведенные в стороны руки.
11. «Парение» на животе.
12. Массаж грудной клетки спереди назад.
13. Приподнимание из положения на животе при поддержке под локти до перехода в положение стоя на коленях.
14. Отведение рук в стороны и скрещивание их на груди.
15. «Скользящие шаги».
16. Приподнимание прямых ног до палочки.
После выздоровления ребенка возможны остаточные явления рахита, которые проявляются главным образом в значительной задержке психомоторного развития и костных деформациях.
Лечебная гимнастика проводится из различных исходных положений.
Широко используются упражнения, укрепляющие мышцы спины, живота, ног, восстанавливающие двигательные навыки (повороты со спины на живот, присаживание, ползание и т. д.). Нагрузку в занятии приближают к нагрузке, рекомендованной для здорового ребенка.
Помимо общего массажа применяют стимулирующие приемы, укрепляющие ослабленные мышцы.
Особое внимание следует уделять профилактике плоскостопия, искривлений позвоночника и исправлению деформаций костей голени. Примерное занятие для ребенка в возрасте
от 9 месяцев до 1 года
1. Отведение рук в стороны и скрещивание их на груди (самостоятельно).
2. Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно (самостоятельно).
3. Круговые движения рук.
4. Самостоятельные повороты со спины на живот за игрушкой.
5. Массаж спины.
6. Приподнимание туловища из исходного положения на животе при поддержке за локти в положение стоя на коленях и стоя.
7. Ползание или ходьба на четвереньках за игрушкой.
8. «Тачка» — ходьба на руках при поддержке за ноги.
9. Массаж живота.
10. Поднимание выпрямленных ног (самостоятельно).
11. «Скользящие шаги».
12. Присаживание за отведенные в стороны руки, держась за кольца.
13. Из исходного положения сидя — повороты туловища вправо и влево за игрушкой.
14. Поднимание головы и плеч из положения лежа на животе.
15. Наклоны туловища при фиксированных коленях из исходного положения стоя.
16. Упражнения для стоп. Примерное занятие для ребенка в возрасте от 1 года до 1 года 6 месяцев 1. И. п.: лежа на спине. Отведение рук в стороны и скрещивание их на груди.
2. «Скользящие шаги».
3. Сгибание и разгибание рук попеременно («бокс»).
4. Переход в положение сидя — колени фиксированы.
5. И. п.: сидя. Повороты вправо и влево за игрушкой.
6. Поднятие рук над головой («Достань игрушку») и возврат в и. п.
7. Переход в положение лежа.
8. Поднимание выпрямленных ног.
9. Поворот со спины на живот за игрушкой в обе стороны.
10. Подползание под скамеечку.
11. Поднимание головы и плеч из положения лежа на животе. То же одновременно с ногами («рыбка» или «лодочка»).
12. Из положения стоя с фиксированными коленями — наклоны и выпрямление туловища. Наклониться, взять игрушку, поднять ее над головой.
13. Массаж стоп, упражнения для стоп.
14. Ходьба по ребристой дорожке.
15. Приседание за игрушкой.
16. Самостоятельный поворот с живота на спину в обе стороны.
17. Переход из положения лежа на спине в положение сидя, держась за кольца (присаживание).
18. Круговые движения рук.
ОСТРЫЕ РЕСПИРАТОРНЫЕ ВИРУСНЫЕ ИНФЕКЦИИ
И ИХ ОСЛОЖНЕНИЯ
Острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) встречаются очень часто у детей грудного и раннего детского возраста. Максимум заболеваемости
приходится на зимне-весенний период, поэтому общепринято придавать особую роль в их возникновении простуде. Конечно, переохлаждение ослабляет организм, снижает его защитные силы, но основной причиной ОРВИ являются различные вирусы. Вирусы, поражающие верхние дыхательные пути вызывают не только насморк, но и воспаление всей носовой полости, гортани. Во многих случаях заболевание осложняется отитами, бронхитами,
бронхопневмониями. Страдает весь организм ребенка.
Особенности физиологии органов дыхания у маленьких детей определяют специфику течения болезни, выбор методов лечения. Верхние дыхательные пути, бронхолегочная система существенно отличаются от
таковых у детей старшего возраста и взрослых. Носовые ходы узки и склонны к отеку, гортань и трахея недостаточно развиты, имеют рыхлую слизистую оболочку, формирование бронхиального дерева завершается только к 10-летнему возрасту, легкие имеют упрощенное строение. Таким образом, дыхательная система, находясь в состоянии усиленного роста, выполняет значительную нагрузку, связанную с напряженным обменом веществ и повышенной потребностью ребенка в кислороде.
Дыхательные движения осуществляются главным образом за счет сокращения диафрагмальной мышцы, то есть преобладает брюшной (диафрагмальный) тип дыхания. В этом возрасте весьма велика упругость легочной ткани и соответственно мала растяжимость, в связи с чем ребенок
затрачивает на вентиляцию гораздо больше энергии, чем взрослый.
Грудная клетка находится как бы в состоянии вдоха, ребра расположены почти горизонтально, перпендикулярно отходят от позвоночника. В связи с этими особенностями дыхание у ребенка раннего возраста поверхностное
и частое, эффективность его сравнительно низка. Однако при активной двигательной деятельности, при плаче и крике объем легочной вентиляции увеличивается в 2-3 раза, причем коэффициент использования кислорода повышается при мышечной работе и снижается при утомлении и беспокойстве ребенка.
Таким образом, в связи с особенностями строения и функционирования органов дыхания у детей раннего возраста, в связи с отсутствием специфического лечения ОРВИ и частым развитием осложнений, методом
ЛФК (лечебной физкультуры) и массаж имеют первостепенное значениe.
Лечение положением, специальные упражнения и массаж помогают им становить нормальный ритм, глубину и частоту дыхания, снять или уменьшить спазм бронхов, облегчить откашливание. Особенно важно это для часто болеющих детей и аллергиков, у которых ОРВИ сопровождаются астматическими состояниями.
Лечение положением, некоторые упражнения и легкий поглаживающий массаж можно начинать с первых дней болезни. Противопоказанием служит высокая температура, нарастание признаков дыхательной и сердечно-сосудистой недостаточности, общее плохое состояние ребенка.
Прежде всего необходимо создать комфортное положение малыша в постели. Для этого в изголовье под матрас кладут подушку, при этом верхняя половина тела ребенка (голова, туловище) будет приподнята примерно на 20°. Дыхание облегчается за счет некоторого опускания диафрагмы.
Нельзя укладывать ребенка на перине, в подушках, такое положение затруднит и ослабит его дыхание. Очень важно регулярно проветривать комнату, обеспечивая приток свежего воздуха.
Для профилактики застойных явлений в легких надо часто менять положение ребенка в кровати, поворачивать его с боку на бок, на спину.
Полезно брать малыша на руки, держать у своей груди вертикально.
При осложнении ОРВИ бронхитом с затрудненным отхождением мокроты необходимо несколько раз в день укладывать ребенка в дренажном положении. Возьмите плотную подушку или валик и положите малыша на спину таким образом, чтобы его голова и грудь были опущены
по сравнению с нижней половиной туловища и ногами. В этом положении удобно делать массаж грудной клетки (рис. 233). Массаж Легкие поглаживания грудной клетки и стоп ребенка можно начинать уже в первые дни болезни прямо под одеялом. После снижения температуры и улучшения общего состояния малыша проводится более активный
массаж, лучше в дренажном положении. Ребенка во время процедуры не обнажают полностью, при массаже грудной клетки нижнюю часть тела прикрывают пеленкой или легким одеяльцем.
Вначале массируют спину, применяя поглаживание, тщательное растирание (подушечками пальцем, «пиление», гребешками согнутых пальцев) до появления легкого покраснения кожи. Особенное внимание уделяется
грудной клетке, где поглаживание проводится по межреберным промежуткам в направлении от позвоночника в сторону по ходу ребер.
Затем подушечками широко расставленных пальцев (граблеобразное растирание) растирают промежутки между ребрами. Разминание на спине возможно в виде надавливания в сочетании со сдвиганием. Можно легко поколачивать по грудной клетке тыльной стороной расслабленных пальцев, можно похлопывать
полураскрытой кистью (при правильном выполнении приемов получается слегка гулкий звук за счет воздушной прослойки между ладонью и кожей). В любом случае ударные приемы должны быть ритмичными,
быстрыми и не вызывать у малыша неприятных ощущений. Все приемы надо обязательно чередовать с поглаживанием.
Пояснично-ягодичная область, ноги и живот массируют в соответствии с возрастным комплексом (у детей до полугода массируют и руки), особое внимание уделяя массажу живота, так как при длительном затруднительном
кашле нередко наблюдается расхождение прямых мышц
живота, растягивается пупочное кольцо и возможно появление или увеличение пупочной грыжи. В этом случае надо зафиксировать грыжу и проводить массаж, используя стимулирующие приемы пощипывания, точечного массажа.
Передняя поверхность грудной клетки массируется так же тщательно, как и задняя. Поглаживание делается в направлении от середины грудины вверх и немного в стороны к надключным ямкам, затем от середины грудины слегка вниз и в стороны к подмышкам. Растирание — по
межреберьям (граблеобразное) (рис. 235). Область грудины не затрагивается.
Очень мягко растирают верхнюю часть груди, подушечками противопоставленных двух пальцев — ключицы. Из ударных приемов применяют самый легкий: поколачивание кончиками пальцев (движения напоминают таковые при печатании на пишущей машинке), очень эффективна вибрация ладонью по ходу нижних ребер. Все приемы обязательно чередуются с поглаживанием.
В зависимости от самочувствия ребенка массаж можно делать до 10 раз в день, чем слабее ребенок, тем занятие должно быть короче (2- 6 м), а количество подходов к ребенку — больше. Лечебная гимнастика Дыхательные упражнения в виде ритмичных надавливаний на грудную клетку ребенка можно делать в различных положениях, даже не вынимая малыша из кроватки.
1. Ребенок лежит на спине. Положите ладони на передне-боковые поверхности грудной клетки. Проследите за дыханием малыша и в конце выдоха слегка надавите на ребра. Повторите это движение несколько раз
2. Ребенок лежит на животе. Наблюдая за его дыханием, в конце выдоха ритмично надавливайте обеими ладонями на задне-боковые отделы грудной клетки.
3. Ребенок лежит на боку в удобной позе. Ритмично надавливайте на боковую и заднюю поверхности грудной клетки в конце выдоха. Повторите упражнение на другом боку.
4. Возьмите малыша на руки, лицом к себе. Ритмично надавливайте ему на спину в конце выдоха, продвигая свою ладонь от шеи до поясницы.
По окончании острого периода болезни необходимо включать в занятие более сложные упражнения.
5. Ребенок лежит на спине. Разведите его ручки широко в стороны (вдох), скрестите их на груди (выдох). При скрещивании следите, чтобы сверху была то одна, то другая рука.
6. Исходное положение то же. Разведите руки ребенка в стороны и поднимите вверх (вдох), затем опустите и прижмите согнутые руки к груди (выдох).
7. Ребенок лежит на боку. Поднимите его согнутую ручку вверх (вдох), затем опустите ее, тесно прижимая к поверхности грудной клетки (выдох).
8. Ребенок лежит на спине, руки вдоль туловища Поднимите его руки вверх через стороны, скользя ими по поверхности стола ,— вдох.
Опустите таким же образом — выдох.
9. Ребенок лежит на спине. Согните одновременно обе его ноги, прижимая колени к животу, — выдох, разогните их — вдох.
10. Повороты со спины на бок, со спины на живот и обратно.
Дыхательные упражнения обязательно сочетаются с массажем. По мере улучшения общего состояния ребенка продолжительность занятий может быть увеличена до 10- 25 мин, проводить их достаточно 2-3 раза в день. Вводятся упражнения в соответствии с возрастом и уровнем психомоторного развития (см. соответствующие комплексы). Нагрузка увеличивается (за счет более энергичного массажа, увеличения количества
упражнений, числа их повторений) очень постепенно. Необходимо учитывать состояние малыша, течение и особенности заболевания, степень отставания ребенка от своих сверстников.
Обязательно советуйтесь с лечащим врачом. Примерные комплексы массажа и лечебной гимнастики в остром периоде заболевания (при снижении температуры тела до нормальных или субфебрильных цифр) В этот период противопоказанно положение ребенка лежа на животе, а следовательно, и упражнения, связанные с выкладыванием на живот.
При выкладывании на живот затрудняется движение диафрагмы (за счет которой у грудных детей осуществляется большая часть вентиляции легких)
и блокируется подвижность грудной клетки. Такое положение более или менее препятствует свободному дыханию и может быть использовано при выздоровлении для тренировки функции дыхания.
Комплекс для детей от 1 до 4 месяцев
1. Поглаживание рук.
2. Поглаживание ног.
3. Поглаживание стоп.
4. Рефлекторные упражнения для стоп.
5. Рефлекторное разгибание спины в положении на правом и левом боку.
6. Поглаживание передней поверхности грудной клетки.
7. Легкие ритмичные надавливания на передне-боковые отделы груди.
8. Поглаживание живота.
Комплекс для детей от 4 до 9 месяцев
1. Поглаживание рук.
2. Отведение рук в стороны и скрещивание их на груди.
3. Поглаживание ног.
4. Поглаживание стоп, легкое растирание.
5. Рефлекторные упражнения для стоп.
6. Сгибание ног одновременно.
7. Поворот на правый бок и обратно на спину.
8. Массаж живота (поглаживание, растирание, точечный массаж, пощипывание вокруг пупка или «пальцевой душ»).
9. Поворот на левый бок.
10. Поглаживание передней поверхности грудной клетки, вибрационный массаж (поколачивание кончиками пальцев или тыльной стороной пальцев).
11. Легкие ритмичные надавливания на передне-боковые отделы грудной клетки в конце выдоха.