Малыш и иностранный язык
Интеллект ребенкаЯ считаю, что малыша нужно обязательно учить иностранному языку. Тем более, говорят, что до 5 лет они все впитывают как губка.
Например, я со своим продвинутым английским и то чувствую себя немного ущербно, вспоминая слова проректора нашего университета (надо сказать экономического): "иностранных языков нужно значть как минимум два. И между прочим, английский язык - это не иностранный язык - это универсальный способ общения". Всегда мечтала выучить еще французский, немецкий, итальянский и даже арабский (где только времени столько взять?)
Поэтому еще будучи беременной стала задумываться, как и когда прививать ребенку любовь к иностранным языкам. Конечно, все должно быть не в ущерб родному, и в голове у малыша не должно быть путаницы из слов. Сегодня в интернете нашла много полезных статей, все они ниже, Если кому покажутся полезными, буду рада.
Интересует и ваше мнение, особенно Вики (профессионала в этом деле) и Кати (мамы билингвальной семьи) - как вы будете малышей учить двум языкам?
Я дочке уже присматриваю садик с носителем языка, но это только с двух лет. Пока хочу заказать книжечки -
Обучение малыша английскому языку - как и когда?
Когда я училась в Лингвистическом университете, одна преподавательница рассказывала нам, что «она говорит со своим внуком только по-английски и к 5-ти годам он знает даже названия насекомых на этом иностранном языке». Другая преподавательница сказала, что если мы хотим, чтобы ребенок с рождения знал два языка, то один из родителей должен говорить с ним ТОЛЬКО на одном языке, а другой – на другом. Я подумала, что на такой подвиг я не способна: говорить с собственным малышом на иностранном языке, а как же «зайка, солнышко, малыш», не говоря уж о песенках, стишках на русском! На курсах для будущих мам я спросила нашего педиатра, как она относится к изучению английского языка с грудничком. Она ответила, что если говорить с ним РЕГУЛЯРНО, ПО ЧАСУ В ДЕНЬ на английском, толк будет.
О том, как мы учили с дочкой английский от рождения до года, читайте
Мнение педагога Валентины Савельевой:
«Итак, с какого возраста начинать? С семи, с пяти, с трех лет или прямо с пеленок? А что, можно и с пеленок – хозяин барин. Известны случаи, когда на занятия приводили детишек в памперсах. Вот только зачем? В этом случае понадобится либо круглосуточный гувернер со знанием английского, что очень дорого, либо детский сад с англоговорящим воспитателем…
Русскому малыш учится постоянно, с рождения по 10 часов в день с участием родственников, телевизора, книжек. А английскому?! В лучшем случае три часа в неделю, да еще в искусственно создаваемых ситуациях!!!..
Психологи говорят: что закладывается в детстве, то сохраняется до распада сознания в старости. Однако память ребенка такова, что без многократного повторения из его восприимчивой головки все улетучивается. Еще раз напомню: английский – это ведь не родной, на котором мама изо дня в день повторяет «не пе-е-ей из лужицы, козленочком станешь». Так что, если вы не уверены в том, что сможете предоставить ребенку систематичность в обучении с горшка (4-6 раз в неделю по полчаса) и хотя бы до окончания школы (1-3 раза по часу), лучше не беритесь…
Ну вот вы все-таки решились на обучение в дошкольном возрасте, нашли хорошего репетитора-гувернера (группу). Даже на занятиях побывали, но… разочаровались. И по правилам как будто обучение проходит в форме игры: и хлопают, и топают, и песни поют, и с куклами-кубиками возятся уже два месяца, а ребенок все еще не говорит! Не спешите. Заговорит. Существует «норма молчания» – три-четыре месяца, тем более дома, где нет той самой «языковой среды». Поэтому терпите. Скажите бабушкам, чтоб не нервничали по поводу выбрасываемых на ветер денег и не нервировали вас. Главное – следует помнить, что каждый малыш будет двигаться в своем темпе, что есть люди, а значит, и дети, которые не предрасположены к изучению языков вообще, и результатов придется ждать еще дольше. Радуйтесь каждой выученной фразе, аплодируйте и вызывайте на бис новое стихотворение, обменивайтесь фразами (элементарным-то английским владеет каждый, пусть он в этом и не признается), делайте все, чтобы малыш понял, что его умения и навыки нужны не только репетитору, но и вам».
Мнение педагога Надежды Ляпенковой, руководителя «
«Многие мыслят в русле устоявшихся представлений о том, что нужно малышу, чем заниматься, чему, как и когда учить. В частности, в головах многих существует так называемый «малый джентльменский набор» занятий для малышей (чуть ли не с рождения) – это музыка, иностранный язык, плавание, далее – теннис, бальные танцы, занятия живописью. Наши бабушки стремились заниматься по этой схеме с нашими родителями, наши родители пытались точно также дать нам как можно больше из представленного набора.
Помните, как поступали русские дворяне? Они приглашали в дом гувернантку-француженку (или немку, или англичанку). Никаких специальных занятий не было. Няня-гувернантка находилась с ребенком целый день: будила, одевала, гуляла, кормила и постоянно разговаривала с малышом по-французски, короче говоря, погружала его в языковую среду. Через некоторое время малыш начинал понимать чужую речь, а потом и говорить. И с произношением все у него было в порядке. Результат нам всем известен из исторических записок и из литературы. Иностранным языком владели в совершенстве, а на родном многие изъяснялись с трудом…
Невозможно научить ребенка иностранным языкам, если интеллектуальный багаж его беден, мышление не развито, если ребенок не имеет достаточной практики речевого общения. Владея секретами родной речи и навыками чтения, малышу затем гораздо легче будет даваться и изучение иностранных языков.
Если же вы считаете, что ваш малыш уже готов к изучению чужого языка, то подойдите к этому со всей серьезностью.
В младшем возрасте обучать языку можно только через разговорную речь. Детские рифмованные четверостишья, где три слова русских, а одно английское – на мой взгляд, может быть, и развивают память, но языку не учат. И ради чего это всё? Ради того, чтобы к концу учебного года ребенок худо-бедно запомнил два десятка слов, которые очень быстро забудутся, не найдя себе применения в активной речевой практике. К тому же в более старшем возрасте эти же два десятка слов будут выучены во много раз быстрее.
Очень важный момент – это правильная постановка произношения, усвоение грамматического строя речи, усвоение словосочетаний, фраз, а не только отдельных слов.
И тут перед ответственными родителями во весь рост должен встать вопрос: кто и как занимается с вашим ребенком….»
Представленное ниже мнение Михаила Федотова (те выдержки из его статьи, которые мы публикуем) оказалось очень созвучным мнению
«…Я думаю, что стандартным способом, который только и принят всеми преподавателями и группами иностранных языков, в первые годы жизни иностранный язык изучать не нужно. Этот же вывод относится к первым классам начальной школы…
Дети, которые проходят программу РР (раннего развития), имеют колоссальную нагрузку. По моему мнению, их по возможности нужно разгрузить от всего лишнего, оставить им побольше свободных часов для игры и размышления о жизни, и тем более нужно исключить бессмысленные часы напряжения. Чтобы выучить язык за два-три урока в неделю с преподавателем, нужны годы. В каком бы возрасте ребенок ни приехал за границу, он выучит язык намного глубже за недели и месяцы. Бессмысленно учить слова и выражения, потому что, не подкрепленные общением, они в голове ребенка не задерживаются. Диалоги – двадцать-тридцать фраз, простые ответы на вопросы, которым учат в группах английского, абсолютно не приближают к знанию языка во взрослом возрасте. Можно, конечно, сообщать сослуживцам, что моя четырехлетняя дочь занимается английским, но это единственное, ради чего вы тратите время, деньги и запас прочности ребенка…
Сразу возражения. А если он общается с носителями других языков? Тогда всё наоборот, дайте ему максимальную возможность говорить на родном языке с бабушкой грузинкой или соседом-узбеком. Это открывает новые слои в сознании ребенка, колоссально укрепляет его ум. Преподаватель этого добиться принципиально не может. (Кроме случая круглосуточной гувернантки, когда обязательно нужно вводить второй, третий и т.д языки.) И всё-таки главное – для чего вам нужен язык?? Для будущей поездки в страны капитала эти занятия абсолютно бесполезны… Вам нужен язык, чтобы ребенок мог смотреть фильмы на английском языке? Но тогда и учите по фильмам. Ни один известный мне учитель так не учит. Возьмите нужный вам фильм и разбирайте его по сценам, сцены заучивайте наизусть, пересматривайте – это отличное, очень полезное занятия. Я ведь не писал, что не нужен английский язык, я только обо всех типах занятий, которые встречал сегодня. А есть ли тип занятий, который может быть полезным в будущем? «Есть ли такая партия»? Есть. Нужно забыть о беседах в классах и группах, все эти «вот из ё нейм» и «ай эм э бой», а только учить наизусть, подробнейшим образом разбирая и сотни раз повторяя, стихи и сказки. Так чтобы это были законченные осмысленные куски художественного текста, который уже не забудется до смерти. На каждый такой кусок нужно тратить много месяцев, но само занятие не должно быть дольше семи-десяти минут в день, при этом преподавателем могут быть сами родители, которые выучат этот кусок вместе с ребенком. Когда это понадобится, тем более в среде, из этих опорных пунктов памяти, иностранный язык взрывным образом сформируется за считанные недели, достаточно только, чтобы в памяти был десяток сказок или стихотворений. Но это экономит громадный кусок бесполезно выброшенного времени, в течение многих лет детства. Более того, вариант, который предлагаю я, позволяет взять два-три, даже и четыре разных языка, тратя на это очень мало времени…»
Как ребенку изучать иностранный язык
Иностранный язык следует изучать по принципу усвоения родного языка. С момента рождения ребенок слышит речь взрослых обращенную друг к другу и к нему самому. Никому не приходит в голову говорить ребенку только отдельные слова. Мы разговариваем фразами. А отдельные слова, несомненно, выделяем голосом, показывая предмет или картинку, иллюстрирующую слово или объясняем жестами. Постепенно, по крупинкам, по слову, малыш начинает понимать нашу речь. Так же постепенно он пытается начинать говорить те слова, смысл которых он хорошо понимает. Он смотрит телевизор, слушает песенки, стихи и сказки. И так далее. Активная речь складывается постепенно, по мере понимания все большего числа слов.
Такой же подход стоит использовать и в обучении иностранному языку. Не стоит делать подстрочный перевод слов и фраз, комментировать каждое свое действие на родном языке или требовать от ребенка «а как кошечка будет по-английски?» Нужно просто говорить с ребенком на иностранном языке, играть с ним, читать, смотреть видеозаписи на изучаемом на языке. То, чем вы занимаетесь на родном языке. Понимание речи и активное включение в нее придет постепенно, возможно, не так скоро, как вам бы хотелось. Но оно будет твердым, уверенным.
И только после того, как ребенок начнет говорить на языке, лучше постепенно начать вводить письменную речь (то есть учить читать и писать на иностранном языке). Но, конечно, не стоит этого делать раньше, чем на родном языке».
Опыт родителей
1) Я занимаюсь английским с детьми уже 7 лет, по опыту могу сказать, что лучше начинать с 4 лет. К этому возрасту большинство детей владеют родной речью в достаточном объеме и изучение ин.языка не повлияет существенно на становление нормального произношения и грамотности. Другое дело, если малыш с рождения слышит иностр. речь – он постьепенно начинает говорить на 2 языках(двуязычные семьи) Правда, в этом случае и говорить детки начинают позже. Я год пробовала работать с 2-летками – скажу однозначно – это просто бизнес на основе моды на раннее развитие, в плане изучения языка – это фикция, лучше ходить с малышом на простые развивающие занятия (творчество, пальчиковые игры и т.д) . Т.к. английский (как и все остальное) детям преподносится в форме игры, то занятия будут такими же развлекательными и занимательными играми с той разницей, что педагог будет петь и говорить по-английски (в перемешку с русским). 2-3 часа в неделю такой «путаницы» не помогут малышу овладеть английским, а вот запутать – могут. К слову, после столь ранних занятий 80% деток посещали логопеда в том же центре. Вслух родителям об этом никто не скажет – Вы несете им немалые деньги. Меня периодически приглашают проводить занятия английским с малышами, но теперь я четко ограничиваю возраст – 4 года, 3 – в тех случаях, когда ребенок ОЧЕНЬ хорошо говорит по-русски.
Это лишь мое мнение педагога,мамы, а решать Вам конечно (Юляkor).
2)Согласна с Юлией , что толку не слишком много – мода, родителям приятно. У меня дочка (ровно 3 года) знает массу английских слов, поет английские песенки, в книжках английских наизусть вставляет слова, поскольку слышит иностранную речь вокруг, телевизор и т.п. Но общаться по-английски не может, т.к. дома говорим только по-русски. Тяга к языку у нее есть, и я уверена, что она бы «взяла» язык , если бы пошла в садик, но поскольку знаю, что скоро возвращаемся – смысла не вижу, все равно все потеряет, как поддерживать язык дальше – не знаю, в действенность «курсов» английского для малышей я не верю. Мне кажется, я и сама теперь могла бы такие курсы организовать – ну пели бы дети песенки с пальчиковыми играми, – и родители были бы счастливы, можно было бы с гордостью чадо друзьям продемонстрировать…. но я-то даю себе отчет в том, что это не означает реального знания языка и это не то, что мне нужно! И если уж и заниматься дальше – то хотелось бы с носителем языка, только где его найдешь… Кроме того, хочу подтвердить, что дочка заговорила позже сверстников, поскольку все-таки была в двуязычной среде. Она не отстает, к 2 -м годам у нее появилась простая фраза, но в год и 8 месяцев она еще только начала по 2 слога складывать, и те – неправильно, а у друзей в России дети тараторили уже