Развитие младенца-3
Интеллект ребенкаОригинал взят у в как развивать ребенка? младенцы
часть 3
восприятие
Восприятие доминирует над остальными психическими функциями (вниманием, мышлением, памятью, речью)
Это - самое главное, что нужно усвоить родителям. ЧТо не бывает отдельного развития речи, памяти, или мышления. Бывает восприятие, на котором работают все перечисленные функции! Что это значит?
Чем младше ребенок, тем сильнее работа восприятия (а значит, и всех функций) зависит от того, как функционирует двигательный (кинестетический) канал. Он ведущий у всех без исключения детей (примерно до возраста начальной школы), и только потом люди разделяются на аудиалов-визуалов и т.п. Но дети совершенно все зависят от двигательного канала (при этом один ребенок может лучше улавливать на слух, нежели другой, другой лучше запоминать зрительно в сравнении с третьим, но они все являются "кинестетиками" сейчас, даже если в будущем будут аудиалами и т.п.).
Так вот, во-первых, восприятие младенцев очень сильно зависит от движения. При этом нужно учесть, что не только от движения самого ребенка (поднял головку - по-другому увидел мир, сел - еще более по-другому, научился ползать - изменилась картина мира и т.п.), и от движения объекта или его положения в пространстве. Что это значит? Прекрасные "развивающие" мобили, подвешенные над кроваткой, не дают развиваться восприятию нормально, как это предусмотрено природой: они двигаются всегда одинаково, на одинаковом расстоянии. Изменения предметов предсказуемы и их никак не надо осмысливать - эта информация не подходит для того, чтобы долго на ней задерживаться. Все, что нужно - пассивно наблюдать до утомления визуального канала или пока не уснешь, или пока там батарейки не сядут. Каждый предмет, который хочет рассмотреть ребенок, движется определенным образом (или не движется вовсе). Тогда фиксируется траектория движения, откладывается в мозг, там сравнивается с предыдущей, и т.п. в общем - информация обрабатывается вовсю. К тому же присоединяются условия и факторы, вызывающие движения предмета: вообще-то вот эта штуковина всегда неподвижна, но если мама ее трогает, она почему-то перемещается. Мозг работает очень интенсивно, в отличие от наблюдения за заводными игрушками, движущихся всегда одинаково и запрограммировано. То же и с развивающимимся ковриками: один из действительно развивающих факторов для восприятия - рассчитать расстояние до предмета и рассчитать свое действие для захвата или для достижения предмета. А если на коврике всегда на одинаковом расстоянии висят одинаковые предметы - зачем тут думать? И мозг отдыхает, за него поработали производители развивающих игрушек.
Тем более это касается движения самого ребенка - чтобы ребенок по-настоящему исследовал мир, он должен максимально свободно выбирать свои движения (то есть, перемещаться не по клетке-манежу, а по всему жилищу, предварительно приспособленному для ползунка). У ребенка должна быть возможность всестронне обследовать интересный объект - проползти вокруг, если можно, открыть если открывается и т.п.
но не только сам двигательный канал требует движений. Остальные (аудиальный и прочие) также зависимы от них, и от работы двигательного. Например, у ребенка лучше формируется зрительный образ, если это дейтствие с реальным предметом, нежели рассматривание даже очень реалистичной картинки. То же касается слухового восприятия - поэтому одна песенка живой мамы как настоящего источника звука ценнее для работы мозга, нежели полный набор аудиозаписей всей классической музыки. Поэтому одна нота на настоящем инструменте (детская дудочка или бубен продается в каждом магазине) гораздо эффективней развивает слуховое восприятие, нежели все записи. То есть, предпочительнее максимально обрабатывать один объект, чем посмотреть на картинках тысячи. Мозг должен научиться обрабатывать информацию, а не забиваться накопленными и необработанными образами. теперь представьте, что такое для ребенка "развивающие пособия" или любые карточки? Мозг совершенно не принимает никакого участия в процессе - ему не на чем основываться, не поступило той информации, которую он должен обработать. Поэтому любое обучение младенца - всего лишь дрессура и натаскивание на знакомые образы, как собечек.
Исходя из этого, как же развивать младенца? Давать ему потрогать доступные предметы (особенно природные материалы: листики, шишечки, максимальное количество естественных фактур). Больше ему петь, проговаривать свои действия по возможности. Давать послушать разные источники звука (как птичка поет, как кот мяукает, как шуршит крупа в мешочке, как шумит ветер в листве). Организовывать его двигательную активность (чтобы он ползал за предметами по дому, чтобы это ползание было целенаправленное и осмысленное - понравилась та штучка, до нее надо доползти - рассчитать траекторию и расстояние, и ее схватить; а не заданная траектория движения как пособие для ползания Домана). Но главное - то, что было перечислено в 1 посте о младенцах: любить, лелеять, нежить и наслаждаться своим ребенком, не ожидая никаких его "развитий"! Не забывать в развити восприятия, что и движения ничего не дадут, если у ребенка эмоциональный голод и неудовлетворенные потребности в общении.
часть 3
восприятие
Восприятие доминирует над остальными психическими функциями (вниманием, мышлением, памятью, речью)
Это - самое главное, что нужно усвоить родителям. ЧТо не бывает отдельного развития речи, памяти, или мышления. Бывает восприятие, на котором работают все перечисленные функции! Что это значит?
Чем младше ребенок, тем сильнее работа восприятия (а значит, и всех функций) зависит от того, как функционирует двигательный (кинестетический) канал. Он ведущий у всех без исключения детей (примерно до возраста начальной школы), и только потом люди разделяются на аудиалов-визуалов и т.п. Но дети совершенно все зависят от двигательного канала (при этом один ребенок может лучше улавливать на слух, нежели другой, другой лучше запоминать зрительно в сравнении с третьим, но они все являются "кинестетиками" сейчас, даже если в будущем будут аудиалами и т.п.).
Так вот, во-первых, восприятие младенцев очень сильно зависит от движения. При этом нужно учесть, что не только от движения самого ребенка (поднял головку - по-другому увидел мир, сел - еще более по-другому, научился ползать - изменилась картина мира и т.п.), и от движения объекта или его положения в пространстве. Что это значит? Прекрасные "развивающие" мобили, подвешенные над кроваткой, не дают развиваться восприятию нормально, как это предусмотрено природой: они двигаются всегда одинаково, на одинаковом расстоянии. Изменения предметов предсказуемы и их никак не надо осмысливать - эта информация не подходит для того, чтобы долго на ней задерживаться. Все, что нужно - пассивно наблюдать до утомления визуального канала или пока не уснешь, или пока там батарейки не сядут. Каждый предмет, который хочет рассмотреть ребенок, движется определенным образом (или не движется вовсе). Тогда фиксируется траектория движения, откладывается в мозг, там сравнивается с предыдущей, и т.п. в общем - информация обрабатывается вовсю. К тому же присоединяются условия и факторы, вызывающие движения предмета: вообще-то вот эта штуковина всегда неподвижна, но если мама ее трогает, она почему-то перемещается. Мозг работает очень интенсивно, в отличие от наблюдения за заводными игрушками, движущихся всегда одинаково и запрограммировано. То же и с развивающимимся ковриками: один из действительно развивающих факторов для восприятия - рассчитать расстояние до предмета и рассчитать свое действие для захвата или для достижения предмета. А если на коврике всегда на одинаковом расстоянии висят одинаковые предметы - зачем тут думать? И мозг отдыхает, за него поработали производители развивающих игрушек.
Тем более это касается движения самого ребенка - чтобы ребенок по-настоящему исследовал мир, он должен максимально свободно выбирать свои движения (то есть, перемещаться не по клетке-манежу, а по всему жилищу, предварительно приспособленному для ползунка). У ребенка должна быть возможность всестронне обследовать интересный объект - проползти вокруг, если можно, открыть если открывается и т.п.
но не только сам двигательный канал требует движений. Остальные (аудиальный и прочие) также зависимы от них, и от работы двигательного. Например, у ребенка лучше формируется зрительный образ, если это дейтствие с реальным предметом, нежели рассматривание даже очень реалистичной картинки. То же касается слухового восприятия - поэтому одна песенка живой мамы как настоящего источника звука ценнее для работы мозга, нежели полный набор аудиозаписей всей классической музыки. Поэтому одна нота на настоящем инструменте (детская дудочка или бубен продается в каждом магазине) гораздо эффективней развивает слуховое восприятие, нежели все записи. То есть, предпочительнее максимально обрабатывать один объект, чем посмотреть на картинках тысячи. Мозг должен научиться обрабатывать информацию, а не забиваться накопленными и необработанными образами. теперь представьте, что такое для ребенка "развивающие пособия" или любые карточки? Мозг совершенно не принимает никакого участия в процессе - ему не на чем основываться, не поступило той информации, которую он должен обработать. Поэтому любое обучение младенца - всего лишь дрессура и натаскивание на знакомые образы, как собечек.
Исходя из этого, как же развивать младенца? Давать ему потрогать доступные предметы (особенно природные материалы: листики, шишечки, максимальное количество естественных фактур). Больше ему петь, проговаривать свои действия по возможности. Давать послушать разные источники звука (как птичка поет, как кот мяукает, как шуршит крупа в мешочке, как шумит ветер в листве). Организовывать его двигательную активность (чтобы он ползал за предметами по дому, чтобы это ползание было целенаправленное и осмысленное - понравилась та штучка, до нее надо доползти - рассчитать траекторию и расстояние, и ее схватить; а не заданная траектория движения как пособие для ползания Домана). Но главное - то, что было перечислено в 1 посте о младенцах: любить, лелеять, нежить и наслаждаться своим ребенком, не ожидая никаких его "развитий"! Не забывать в развити восприятия, что и движения ничего не дадут, если у ребенка эмоциональный голод и неудовлетворенные потребности в общении.
Ольга
Хорошая статья. Но по мне - так все хорошо без фанатизма :) и если ребенок с мобилем может дать маме принять душ, то почему нет :) а так да, мама, любовь и подручные предметы - можно быть с ребенком где угодно :))
23.11.2011
Ответить
Аурика
Я думаю,автор не призывает выбросить мобили:)))А объясняет,что покупка мобиля-это не супер-пуперразвитие ребенка и освобождение мамы от участия в процессе:))
24.11.2011
Ответить
Ольга
Ну это бесспорно! А еще, кстати, интересный факт. У нас есть этот развивающий коврик. И дома Дашка к нему подползет с разных сторон, перевернет и тд. Когда мы куда-то уезжаем, она 2 дня сидит на нем и с него изучает новое пространство, и только потом ползет :)) такой у нее кусочек дома в этом коврике ))
24.11.2011
Ответить
Zalik
Все-таки я думаю, что все хорошо в меру. Вот вернемся к мультикам. Когда ребенок ест, одевается, выполняются неприятные манипуляции а он в это время не отрывается от экрана -согласна. Есть в этом некое специальное зомбирование. Еще тогда когда этот вопрос с таким скандалом обсуждался в альфе я подумала - да мультики, суть замена мамы-папы на время. Но что тогда игружки как не то же самое? Маме нужна свободная минутка и ребенку в руки суется - что? А тут уж как мама считает нужным либо навароченная погремушка, либо чашка, которую не жалко. Я собственно о другом. Дети при этом тоже разные. Кто-то позвенит погремушкой и поймет что вот дескать предел ее использования. Я кто-то начнет стучать ею по разным поверхностям изучая то как меняется звук - а если об мау, или об стол или об собственный лобик?? Вот и развитие. Конечно потенциал простых игрушек неисчерпаем, я прекрасно помню из собственного детства как купленный вожделенный большой грузовик или кукла, оказывались за бортом БОЛЬШОЙ ИГРЫ, когда кубики превращались в город, а шахматы в его жителей и в ход шли любые подручные предметы и пластелином измазывалась вся квартира в пределах досигаемости двух пар ручек. Наверное самое главное не пытаться различными игрушками просто отвлекать ребенка, а играть с ним и тогда уж точно не важно сколько стоила и какой степени развития та или иная погремуха, главное мама рядом и так смешно ею шевелит и делает такие забавные морды)))
23.11.2011
Ответить
Аурика
Я бы сказала,что иногда надо дать возможность ребенку самому решить ,как он хочет играть,и дать ему возможность это делать,не вмешиваясь:)Именно простые предметы позволяют это сделать.Так что,тут,в статье,не о различие в детях,тут о другом:))
23.11.2011
Ответить
Ленка
"...любить, лелеять, нежить и наслаждаться своим ребенком, не ожидая никаких его "развитий"! " - вот то, что я чувствую! Спасибо, оч интересный журнал в ЖЖ!
23.11.2011
Ответить
Naranja
Все-таки есть у меня немножко интуиции, которая позволила мне не заморачиваться методиками раннего развития, а просто дать ребенку максимум свободы и мамы:)) Хорошая статья, созвучная моим мыслям:)
22.11.2011
Ответить