МОЙ МАЛЫШ КАПРИЗНИЧАЕТ: ПОВЕДЕНИЕ МАЛЫША ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ
Психологическое развитиеВсем молодым мамам знакома ситуация, когда, казалось бы, малыш, только-только ставший чуть более спокойным и самостоятельным, вдруг навязчиво и капризно требует взять его на ручки, безутешно плачет как только мама пропадает из поля зрения (в сложных случаях - отдаляется от него хотя бы на шаг!) и вобще ведет себя «из рук вон плохо».

«Не потакай капризам!» - скажут подруги, «Разбаловали!» - добавят бабушки. Где же истина? Где эта грань между баловством и любовью? И как не сойти с ума от требований маленького человечка?
Отнестись к этой ситуации гораздо проще и спокойней, поможет понимание ее первопричины.
Человеческий ребенок, попав в этот мир, пожалуй, будет признан самым беспомощным созданием на Земле. К тому же, Природа отвела человеку рекордный срок, чтобы адаптироваться к самостоятельному существованию. Развитие человека происходит так долго, потому что он самое сложное создание на Земле. Его умственное развитие для него не менее важно, чем умение ходить и манипулировать предметами. В свой первый год малыш должен освоить мироустройство, научиться коммуникации - понимать речь, обяснять свои потребности. Активно развивается мышление, идет подготовка к абстрактому мышлению, ступени познания, присущей только человеку!
Это сложный, комплесный процесс, настолько же сложный и удивительный, как и процесс его физического развития.
Как по неделям, будучи беременной, вы могли читать о том, как развивается на этой неделе малыш в утробе, так и в первые месяцы после рождения – развитие мозга маленького человека подчинено четкой программе.
Если переворачиваться, ползать и ходить малыши начинают в разное время, то первые «вехи» в его умственном развитии, такие как умение различать узоры, осознавать себя как отдельную личность и другие, закономерно проявляются на соответсвующей неделе его жизни (при условии, что малыш родился в срок, в противном случае отсчет ведется от ПДР).
Такие скачки в развитии малыша переворачивают его восприятие об окружающем мире –происходит его маленькая «научная революция». Вчера веселый, улыбчивый и «самостоятельный», сегодня он требует целый день носить его на руках и не отпускает вас ни на шаг – и в этом нет ничего удивительного, если понимать, что в этот момент в голове ребенка происходит сложная писхологическая работа.
Основное, что нужно помнить: за каждым «кризисом» (который может длиться 2-3 недели) наступает период, когда малыш наслаждается новыми знаниями, с интересом изучает «перевернувшися» в очередной раз мир вокруг - это период отдыха перед новым скачком в развитии. Важно отметить, что перед очередным скачком его умственного развития, вам может даже показаться, что ребенок сделал «шаг назад» - не переживайте, это как раз и значит, что все идет «по программе».
Замечательная книга «Капризничает – значит развивается» Хетти Вандерейт и Франс Плой рекомендована к прочтению всем мамам, которые устали от капризов своего малыша и хотят разобраться в их первопричине. Неделя за неделей авторы описывают новые возможноти, которые приобретает малыш и делятся описанием поведения деток в эти периоды. Зная и понимая причины плача, вы больше не будете считать, что малыш растет капризным и избалованным, сможете вовремя поддержать на этом сложном этапе его развития.
Помните, что в первый год жизни ребенка закладывается его доверие к окружающему миру, которое сформирует его отношение к жизни, к окружающим его людям и к самому себе.
Источник: mi-mami.ru