Образование ребенка 4 лет. Чем заниматься?
С сыном я занимаюсь с рождения с большим удовольствием. И раньше не возникало никаких вопросов. Не имея специального образования, но поискав информацию в интернете я всегда знала чем заниматься. До года: потешки, массаж, кубики, пирамидки и т.д. С 1 до 3: мелкая моторика, цвета, животные и т.д. После 3 начали изучение букв и цифр. И вот вчера сыну исполнилось 4 года и я в каком-то тупике. Мне все время кажется, что я что-то упускаю. Напишу чем мы занимаемся на данный момент и возможно вы мне подскажите что еще добавить.
1. Учим буквы. Сколько сын знает букв точно не скажу, никогда не проверяла. Иногда какую-то забывает, а иногда наоборот вспоминает ту, что никак до этого не мог запомнить. Точно скажу, что больше половины он знает. Соединять буквы в слоги никак не получается, объясняла уже по разному, пока не удается. Книги и пособия по которым мы учили буквы сын начал отвергать, поэтому сейчас в основном рисуем буквы, лепим и т.д.
2. Учим счет. До 12 считает без проблем. Дальше теряет 13, 16 и 17. и досчитывает до 20. Я напоминаю.
3. Учим цифры. Знает как пишутся цифры до 10, но иногда путает. Сам без образца может написать до 5.
4. Прописи, разные обводилки. Раньше очень любил, а сейчас интерес потерял. Соглашается только иногда.
5. Пазлы. Не могу сказать, что большой любитель, но иногда собираем.
6. Настольные игры. Иногда играем в лото, домино, мемори.
7. Творчество. Здесь проблем не возникает. Любим рисовать, лепить, клеить.
8. Логика. Выполняем разные задания типа "найди отличия", "Найди лишний предмет" и т.д. Раньше занимались по журналам "Умные книжки" Земцовой. Но сейчас Илья все реже соглашается, видимо они ему надоели.
9. Чтение книг. Много читаем художественной литературы. Иногда познавательную.
10. Времена года. Признаки времен года знает, но в правильной очередности, наверное, не назовет.
Цвета и формы знает вроде хорошо, поэтому на них уже почти не останавливаемся.
Может что-то упустила, но пока написала, то что вспомнила. И теперь мои вопросы:
1. Как изучать с ребенком буквы кроме печатных пособий и творчества?
2. Как помочь ребенку понять как складывать буквы в слоги? Или, если не понимает в 4 года, подождать?
3. Как заниматься математикой? Кроме счета и цифр. Мне кажется можно начинать простое сложение и вычитание, но не понимаю как объяснять. На пальцах или палочках, наверное, неправильно, а как по другому?
4. Наверное, можно уже изучать дни недели и месяцы. Но не знаю как подать эту информацию, чтобы было интересно.
5. Ну и последний вопрос, на что еще обратить внимание? Меня преследует ощущение, что я что-то упускаю.
Буду очень благодарна всем кто поможет разобраться. Буду рада почитать как вы занимаетесь со своими детками такого же возраста. Потому что примерные занятия я смогла найти только в возрасте до 3 лет(
Елена
На мой взгляд говорящая азбука — это лучшее средство для изучения букв. Моя дочка по ней выучила все буквы, когда ей еще и 3 не было. Для нее это была игра, ей нравился сам процесс — нажимаешь кнопку, слышишь букву, слово на эту букву, весело. Я не настаивала на изчучении просто дала книгу поиграться. Но была сильна удивлена результатом. А самое главное книга вызвала у нее интерес к изучению букв — потом надолго ее любимыми книгами стали азбуки в стихах — благо таких очень много, каждый автор считает своим долгом написать подобную азбуку.
Надо наверно теперь мне подобную купить для изучения английского алфавита
19.06.2014
Ответить
Ольга
Комментарии не читала, может повторюсь. Нам тоже 4 и я тоже была немного в ступоре. Как и чем решила заниматься я и что мы знаем.1. буквы знаем. учится читать, но идет тяжело. я не настаиваю и вообще бы не учила лет до 5-6, пока сам не захочет, но муж очень настаивает и сам пытается его учить.2. считаем до 20. вообще до 7 лет должен научиться считать до 100. при этом хорошо складывает в пределах 10. и немного вычитание умеет делать, но тяжелее. делаем и на предметах, и на пальцах, и считать учились первое время на пальцах и предметах. по методике так и учат. есть хорошая книга Бахтиной "Математика", там несложные задачки, типа — у одного зайца 2 уха, сколько ушей у 2 зайцев? Даня решает многие.2. занимаемся развивтием логики, мышления, внимания и т.п. по различным пособиям — Игралочка Петерсена, Дошкольная мозаика, всякие проводилки (но очень не любит), лабиринты и все что нахожу в интернете по его уровню, по сложности. Сейчас подготовила на лето ежедневные тоненькие папочки с такими занятиями — в папочке листов 10-15 с заданиями. делаем конечно не каждый день, примерно раз в 3 дня.4. много инсценируем сказок, я считаю это очень важным для развития, в т.ч. и речи5. дни недели и месяцы думаю начнем изучать осенью-зимой. я сделала ему календарь (можно посмотреть в дневнике и скачать),он думаю нам в этом поможет.6. времена года знает и хорошо называет. у нас пробелы в профессиях.7. пазлы тоже не любим, хотя периодически подсовываю8. играем в логические настольные игры ( в основном фирмы бондибон) и дидактические игры, которые делаю сама — лото, мемори, домино и т.п.9. играем с папой в шахматы, тоже будем продолжать. хотя надо бы этим посерьезней заняться.я составила себе план на будущий год, т.к. в сад 90% что не пойдем. что решила туда включить:1. более обстоятельно познакомить с буквами, прежде чем учить читать. сделать небольшие занятия на каждую букву, которые будут включать и развитие речи, знакомство со звуками, буду использовать:1000 логопедических игр Сорокиной, пособия Дуровой, Артикуляционные упражнения, Пальчиковые игры, книгу Курицыной по развитию речи. Когда пройдем все буквы и звуки занового, уже начать учить читать, причем в играх.2. Математикой будем продолжать заниматься по Бахтиной, решать задачки, заниматься по игралочке. Вообще я считаю, что математика это не умение считать и знать цифры, а математическое мышление, умение логически мыслить. Поэтому продолжаем заниматься с блоками Деньеша, палочками Кюинзера, танграмом.3. Продолжим заниматься по ежедневным папочкам, где 10-15 заданий — лабиринты, 4 лишний, последовательности, кумон, найди отличия, продолжи ряд, умные книжки и все что найду в сети. Еще для этой цели купила логико-планшет. Очень понравился!4. Хочу подготовить на следующий год ряд тематических занятий, тем которых мы не затрагивали — по сказкам и книгам.5. И хочу сделать серию тематических занятий по континентам, а затем странам мира, т.к. вообще не затрагивали эту тему.6. ну и само собой продолжать развивать сюжетные игры, заниматься спортом, делать инсценировки, готовить вместе, ходить гулять, в музеи, парки, театры.7. Раз в 2-3 недели заучивать новое стихотворение.вот как-то так... планы конечно большие, но надеюсь удастся справится и найти время
13.06.2014
Ответить
toma
Я беру тестовые задания для детей 4-х лет, прогоняю и сразу видно что упустила. Дни недели мы выучили еще до трех лет по мультику "Паравозик чух-чух и дни недели"(осталось только переучить на украинский ). На слоги мне нравятся кубики Зайцева, но сама еще не пробовала, мы только пару букв знаем. Думаю говорящую азбуку ей купить, но все как то руки не дойдут.
13.06.2014
Ответить
Катерина
беру на заметку пост и комментарии к нему, т.к. только сегодня думала о том, что как много информации для деток до 3-х лет и для подготовки к школе, и как-то мало дифференцируется на 4-5 лет. вы большие молодцы, многим занимаетесь, и много уже умеете, нам будет 4 в июле, я тоже не напрягала его с буквами, пока сам не стал проявлять интерес, вот сейчас этим активно занимаемся, считаем хорошо тоже до 12, а вот писать цифры не умеем. добавлю, а может это и было, я просто невнимательно прочитала, в 4 года надо уделять внимание развитию речи , в плане логопедических упражнений, развивать внимание и память, и двигательные навыки совершенствовать: прыгать на одной ножке, уметь держать равновесие, кидать — ловить мяч и т.д. http://vk.com/fave?w=wall-2756772_65859тут пособие по обучению чтению, которое нам советовал логопед, она сказала не нужно учить буквы, учите слоги сразу, мы приобрели букварь Жуковой, попробовала пару месяцев назад — не пошло, сейчас у ребенка появился интерес к этому, поэтому снова начали заниматься. Надеюсь, чем-нибудь вам помогла ))))
13.06.2014
Ответить
Олеся
Память это наша больная тема, не хочет сын ничего заучивать и запоминать. У нас вот такая книжечка есть http://www.labirint.ru/books/377829/ Берем оттуда иногда игры. Внимание я к логике отнесла) Развитием речи мы действительно сейчас мало занимаемся. От 2 до 3 мы активно занимались развитием речи и мелкую моторику развивали и артикуляционная гимнастика была и разные журналы для речи, на дыхание упражнения и т.д. И так нам надоели эти игры, что теперь ограничиваемся разговорами, чтением книг, иногда по пособиям занимаемся. Я не настаиваю так как сын сейчас хорошо разговаривает, выговаривает почти все, правильно предложения строит.Идея с окошечками отличная! Попробуем)))
13.06.2014
Ответить
Катерина
и вот еще подборка игр на изучение букв http://www.igraypodrastay.ru/razvivayuschie-igri/bukvy-i-chtenie/94-18-igr-dlya-izucheniya-bukv-s-detmi.htmlа мы вот не выговариваем еще р, ж, ш, упражнения делать не хочет, хотя логопед сказал, что это все равно все в норме для нашего возраста, Р вообще к 5 ти может только встать
13.06.2014
Ответить
Tanja
Математика:пособия Петерсон, Шевелева (оказалось, что у Петерсон разные варианты: сейчас в первой книге счет с 1 до 3, а в старой версии: 1-5, так что мы повторяем второй раз, хотя сейчас чересчур легко). У Шевелева встречаются необычные задания, с ними полезно ребенка познакомить; у Петерсон много одннообразной долбежки (что лишнее, продолжить...)игры-ходилки:вот эти дешевые — длинные, играем с двумя кубикамиРыжий ап — много условий на карточках "прибавить 1", "вычесть 2". Наверное, можно и в обычной ходилке придумать как сделать.Из азбук сын не отвергает Остера, он смешной. Идеи, что можно сделать с буквами, — в Соболевой.
13.06.2014
Ответить
Мира
Дни недели — мы сделали календарь с передвижным окошком. В календаре только дни недели (без дат) — заинтересовали — чтоб он мог знать когда выходные, когда мультики :)Слоги — есть книжки перекидные, в них слова разрезаны на слоги, перекидываются — получаются новые слова. Ребенка это веселит, так и учит слоги. На планшете тоже приложение хорошее по чтению слогов, но складывать слоги в слова — у нас опять проблема :)Счет — лучше на интересных предметах — конфетах и яблоках :)Скажу что в садике учат по картинкам(им показывают картинки, ситуация подробно описывают , потом просят ребенка рассказать по картинке): 1 Правила дорожного движения (сфетофор, не играть на дороге, не обходить автобус сзади и проч. ) 2 Правила поведения на улице (не забирать у собаки кость, не брать конфетку у тети)3 Пожарная безопасность (Картинки со стихами — не подходить к кипятку, не играть с огнем, не поджигать пух и проч.) вот эти карточки http://30astr-mdou10.caduk.ru/p44aa1.html4. Музыкальные инструменты5. Звери в лесу (что делают в разные времена года)Это только что я заставала за этот год в свои редкие посещения (дети до 4-х лет), там очень большая программа.Еще учат песни- стихи, танцы. Два раза в неделю.
13.06.2014
Ответить
Illinu
Для 4лет вы сделали уже более чем достаточно и даже с опережением. Но можно отнестись к процессу обучения без фанатизма. Например, научить читать неправильно — это хуже, чем не уметь читать вообще.Кроме того, обучение чтению в любом виде целесообразно на базе имеющегося у ребенка правильного звукопроизношения. Ну и по поводу сложения и вычитания подождите хотя бы год, т.к. Нельзя объять необъятное- зачем бежать впереди паровоза, да и далеко все равно не убежать) Конечно, Вы молодцы!
13.06.2014
Ответить
Олеся
Спасибо. Цели опережать или сделать вундеркинда нет. Наоборот мы до 3 лет не учили ни буквы, ни цифры, я считала, что рано. А сейчас начиталась в интернете, что дети в 3-4 года уже читают, считают чуть ли не до 100, и мне начинает казаться, что мы отстаем. Занимаемся мы не очень много, каждый день не получается. Зато читаем много (я читаю, ребенок слушает), обязательно каждый день несколько раз. Мне кажется, что это даже важнее чем обучение счету или чтению, у ребенка расширяется словарный запас и кругозор.
13.06.2014
Ответить
Illinu
В 4-5 лет умение считать как раз до 12ти является соответствующим возрасту, вы это умеете уже в 4: молодцы! Конечно, есть те, кто до 20 считают, а то и до 100, но в рамках возрастной нормы это счет до 12ти. Буквы можно изучать в качестве знакомства, т.к. Осознание связи письменного знака и соответствующего ему звука приходит к ребенку не так быстро и просто, как кажется нам, взрослым. А про сложение и вычитание отдельная тема, это еще сложнее
13.06.2014
Ответить