Сейчас, наверное, даже породистые собаки занимаются «ранним развитием» своих щенят… Уж очень модным является это понятие, точнее даже не модным, а самим собой разумеющимся, как когда-то было «тугое пеленание».
Термин «развивающие игрушки» уже давно и глубоко вошел в нашу жизнь. Уж если покупать своему ребенку игрушку, то обязательно самую дорогую и самую развивающую из всех развивающих.(тем более, что дорогая игрушка может здорово отмыть мамину совесть, когда она будет болтать по телефону с подругами или сидеть в социальных сетях)
Под психологическим понятием «развитие» всегда стоит возникновение нового качества, появления нового отношения к миру, к окружающим взрослым и сверстникам, новых способностей, желаний, интересов и мотивов. Движущей силой психического развития ребенка выступают противоречия между потребностями ребенка и его реальными возможностями, которые пока не соответствуют потребностям. Таким образом, главным условием для развития должна быть самостоятельность, то есть ребенок сам должен что-то придумывать, создавать, строить, узнавать, будучи ведомым именно своимиинтересами!!!! И возникаемые в процессе такой игровой деятельности трудности как раз и будут развивать его!!!!
Модное «Раннее развитие» же подчас представляет из себя стандартный обучающий процесс: мама, например, показывает двухлетнему малышу карточки с буквами алфавита, и «учит читать». А оно ему и ей надо???? Но как же, конечно надо! Все учат и я хочу!!!! И даже, если представить, что к трем годам он таки научится читать, то чтение для него будет механическим навыком, никак не связанным с его собственным желанием читать!!!! И в будущем такой ребенок, скорее всего, не станет великим ценителем книг, а будет избегать чуждого для него и бессмысленного занятия! Тут уже можно говорить о насилии над ребенком и его истинными потребностями, нежели чем о развитии!!!
Кстати, проводились даже исследования, которые показывали, что дети, которые с пеленок «обучаются и развиваются», оказываются в старшем возрасте менее творческими, менее уверенными в себе. В развитии ребенка существуют определенные сензитивные периоды, когда должны развиваться определенные психические сферы. Так вот дошкольное детство должно развивать эмоциональную и чувственную сферы, а не быть забито буквами и цыфрами. Все эти знания для ребенка-формальные, чужие и не нужные для его детской жизни. Также в дошкольное время очень важна свобода и самостоятельность, чтобы ребенок смог сам по максимуму открыть в себе все свои потенциалы. Кстати, в последнее время вижу все чаще очень развитых в читательно/писательном плане детей, но истеричных и совершенно не умеющих вести себя. Так что, делаем выводы…
Антимиф 2
Развивающие игрушки не должны быть говорящими, свистящими, танцующими и мигающими!!!! Я всегда, еще с добеременного периода была против таких игрушек. Я очень хорошо понимала, что они не смогут развивать ребенка, не будут стимулировать его фантазию. Но умудренные опытом подруги уверяли, что мне так захочется свободных минут, что я куплю любую «танцующую» игрушку, лишь бы мой малыш посидел хоть пять минут спокойно! НО!!! Я уже мама почти 2 года, и я все равно категоричная противница супер высокотехнологичных и современных игрушек!!!!
Порой такие игрушки удивляют, забавляют НАС, родителей из «серого СССР»!!! Но для детей они не будут развивающими! С ними не нужно играть, они не требуют ничего придумывать, не побуждают воображение работать. Нужно, например, нажимать на кнопку и лицезреть результат. Малыш не имеет возможности действовать самостоятельно, игрушка управляет им, он не оживляет, не додумывает, не представляет. В эту тему у нас была одна прогулка, когда сын в качестве машинки взял папин сланец. Он возил его, озвучивал, тарахтел! Мне было безумно стыдно, хотелось провалиться сквозь землю, я так и читала в лицах прохожих:»вот мать, а, игрушку нормальную купить не может»…..но в конце таких и других прогулок я понимаю, что вот так тернист и сложен путь развития настоящего человека, личности, ядрён батон!!!
Антимиф 3
Развивающие игрушки в гаджетах-зло, а не «адекватное развитие» детей 21 века!!!!
Когда-то мы с Сашей очень сильно спорили по этому поводу, давным-давно, еще даже до беременности. Он уверял меня, что мы живем в совершенно ином обществе, а во время взросления наших детей, технологичность и компьютеризированность станут вообще абсолютной нормой жизни, и поэтому малышей надо с пеленок «сажать за компьютер»!!! Я помню, как я расстраивалась от этих его рассуждений, плакала, и думала, что раз он так думает, то не будет у нас совместных детей!!!
Время шло, Саша менялся. Сейчас, когда у нас сын, мой муж является идейным противником компьютеризации дошкольного детства!!! Жалко только, что родителей, думающих как когда-то мой Саша, все больше. Компьютерно-планшетно-телефонная занятость детей-не только дань современного технологичного 21 века, но еще очень удобный вариант, чтобы «слиться», откупиться от детей! Мол, я ему все самое лучшее и дорогое, я хороший родитель!
Но это не так! Гаджеты способны нанести огромнейший вред!!! О развитии я вообще умолчу. Хочется описать конкретно на личном примере, почему это зло. Наш сын с детства знаком только с простыми допотопными не поющими игрушками, книжками, папиными инструментами, кухонной утварью и т.д. Когда он стал постарше, после 1,5 лет, он начал проявлять интерес к планшету. Я решила по-началу не проявлять категоричность, и смотреть там «безобидные» вещи с ним: погоду, фотографии и т.д. Потом он начал уже сам осваивать какие-то приложения, и иногда после «такого общения» мой спокойный ребенок превращался в дикого истерика.
Такие ситуации повторялись, и я начала понимать, что его психика еще просто не срабатывает, он начинает психовать из-за того, что в планшете может что-то происходить само собой, без учета его каких-то действий. То есть, например, в простой предметной деятельности, он привык, что путем прикладывания опрпеделенных усилий, он добивается определенного результата. А в планшете-НЕТ!! Шарики возникают, например, просто как заставка, и вернуть их нельзя, как бы ты не нажимал. Это неподвластно детской психике. Возникают сильные ситуации неудовлетворения.
Опытным путем я поняла, что для маленького ребенка очень важна игра в старом и единственном её значении! В значении познания окружающего мира и развития посредством игрушек той деятельности, котрая будет потом основой основ для него взрослого!!! Нельзя же представить, что наши дети будут целиком и полностью жить в гаджетах?! Все равно значимыми останутся такие виды деятельности, как готовка еды для женщин, и прикручивание шурупов-у мужчин! Людям нужно будет также общаться, влюбляться, строить семьи, воспитывать детей…..Поэтому хочется закончить НЕ МИФОМ!!!
НЕ МИФ
Самая лучшая развивающая методика заключается в том, чтобы просто жить с ребенком, общаться с ним и включать его во все сферы вашей взрослой жизни. Не нужно оставлять их с бабушками, когда вы собираетесь в отпуск, и думаете, что ему будет тяжело и он все равно ничего не запомнит! Не бойтесь получать от него «корявую помощь» в процессе готовки, сервировки стола! Не бойтесь давать мальчикам папины инструменты! Ведь они готовятся ко взрослой жизни, именно к тому, что сейчас делаем мы с вами! Развитие оно здесь, везде, на поверхности! Даже вот в этой кухонной полке.
Экономьте деньги, дамы и господа, на развивающих игрушках, а не на собственных чувствах, эмоциях и душевном тепле! Будьте мамами-конфетками! Любите друг друга!