Книги по воспитанию. Сухой остаток.
Книги для родителейИтак, продолжаю обзор прочитанных книг в формате «сухой остаток». Иными словами, я считаю книгу не зря прочитанной, если закрыв её, я встала и пошла воплощать. Текста много, зато это реально измеримые результаты.
Людмила Петрановская «Тайная опора» и «Если с ребенком трудно». Их не читали только ленивые те, кого еще не коснулся кризис трехлетия. В книгах мало страниц, а это уже большой плюс, чтобы их прочесть, отбросив убеждения в стиле «не верю во всех этих психологов». Польза: я теперь гораздо более мастерски предотвращаю или гашу истерики, выбираю более правильные слова и правильное время для воспитательных бесед. Многие жалуются, что главная мысль «у всех этих психологов» - это keep calm and mother on - терпеть, молиться, любить. Петрановская тоже об этом говорит, а еще она говорит, что если у ребенка наблюдается раздражающее поведение, даже если оно свойственно данному этапу его развития, его (не ребенка, а поведение) надо менять. Например, нет ничего ненормального в беготне и веселых криках после 21:00, но если в другой комнате уже спит дедушка, которому вставать завтра в 5:40 на работу - принимать меры однозначно.
А какие меры? Здесь мы плавно переходим к гигантскому обзору «Ваш ребенок может все» от Пэг Доусон и Ричард Гуар. Долго эта книга лежала нетронутой. От одного названия мне уже мерещилась фанатичная мамашка-тренер, осыпающая малыша всякой мотивирующей чепухой в стиле you can do it! Оказалось, совсем о другом. Я читала и едва не плакала. В то время, когда моя мама тщетно пыталась приучить меня к порядку на рабочем столе, застиланию кровати, когда я до ночи сидела за ненавистными уроками или сдавала экзамены хуже, чем на самом деле знала материал, 2 умных человека уже (с 1980 года велись исследования) разработали способы решения наших проблем! Все эти мелочи, раздражающие родителей и кирпичик за кирпичиком разрушающие связь с детьми, а также веру детей в собственные силы - могут быть устранены!
В книге описаны проблемы в основном детей школьного возраста и читать ее не очень легко. Первая половина - это теория, нейронные связи, мозги, схемы, а также таблички, опросники, анкеты, помогающие родителям диагностировать проблему. Я читала по диагонали и пыталась выловить хоть что-то применимое к моей почти трехлетке. Во второй половине книги авторы разбирают каждую проблему по косточкам и дают конкретные шаги по ее преодолению. Что же я выудила?
1. Если наблюдается поведение ребенка, выводящее меня из равновесия - надо принимать меры, а не списывать на полнолуние, дождь, кризис трехлетия, татарские корни и подобное.2. Создать подходящие условия. Этим все мамочки занимаются с рождения. Если ребенок просится погулять «еще чуток», а мы знаем, что его лимит - полтора часа, дальше он будет истерить от усталости, то принимаем превентивные меры. Или затариваемся ящиками, чтобы ребенок мог легко убрать за собой в комнате.
3. Разработать план преодоления проблемы. И чем мельче шаги - тем лучше. Например, если ребенок не ладит с другими детьми - покупаем ему таймер и просим продержаться без грубостей хотя бы 5 минут, потом 10, потом 30 и т.д.
4. Ребенку нужны поощрения. В том числе материальные или вкусные. Мне, ребенку 90-х, это было дико, т.к. в те времена единственной мотивацией было «учись, а не то будешь дворы подметать или бананы продавать». Если в семье и появлялись конфеты или игрушки - то «за просто так», потому что родители смогли их раздобыть. Здесь не могу не привести ссылку на шикарную статью о видах поощрения.
5. Не обольщаться насчет популярных ныне «полезная привычка за 21 день» или «приучение к горшку за 1 день». Авторы советуют запастись терпением и придерживаться плана не менее 2-3 месяцев, а потом постепенно ослаблять контроль - и, кстати, описывают как именно его ослаблять.
Итак, как же я применяю знания из этой книги. Я решила начать с трех проблем:
- ребенок сам не кушает, бежит на горшок уже только после первой капли в трусы и не убирает игрушки.
В том, что дочь не ест самостоятельно - виновата я. Увы, по состоянию здоровья дочки, я не могу позволить такую роскошь как «пусть ест что хочет и сколько хочет». Мне надо, чтобы в день она съедала определенное количество свежих фруктов и овощей. Она с аппетитом ест, всю порцию, если ее кормлю я. Сама - ни за что. Горячо и повсеместно рекомендуемое голодание привело нас в тупик - а именно голодный злой ребенок и запор, чего я боюсь как огня. В ходе бесед я выяснила, что она не хочет запачкать щеки, а еще ей неудобно нагребать еду. Поэтому сделала прием пищи максимально комфортным на данном этапе: если суп - то пюре, если второе - то кубики как на оливье и не вилкой, а чайной ложечкой. Чтобы еда не убегала - вручила во вторую ручку детский нож. Также на столике должна лежать салфетка сухая и влажная. Так как самостоятельная еда требует многих душевных усилий, я кладу перед глазами, но так, чтобы дочка не могла достать, поощрение - желейную конфету. Я была очень против сладкого поощрения, но в результате дочка съедает конфет даже меньше, чем раньше «за просто так». В делах, требующих меньших моральных усилий, я использую поощрения типа «порисуем пенкой для бритья, почитаю про Кротика, разрешу размотать туалетную бумагу». Первую неделю дочка сопротивлялась нововведению как могла. На этом этапе меня здорово поддержала мысль о том, как я отучала от ГВ - потихоньку-помаленьку-всеполучится. На второй неделе дела пошли веселее. Сейчас, если я вижу, что дочка съела 2\3 и готова доесть, но уже устала сама орудовать ложкой - я помогаю. Свежее большое яблоко она по-прежнему ест «бессознательно», под мультик или чтение книги.
Горшок. До садика дочка уже год как пользовалась горшком с переменным успехом. Теперь наша леди считает себя очень крутой и мама ей не указ в таких делах. Бежит на горшок только когда уже почувствует первую каплю в трусах. Т.е. произошла некая деградация. Мне это порядком надоело. Я даже писала здесь на форуме, посоветовали, мол, этап развития, потерпите. Однажды она за день побила все рекорды - сухие трусы просто закончились. Я была очень раздражена, и тут дочка попросила достать большую миску из балкона. Я поставила ультиматум - достану в обмен на полный горшок и сухие трусы. Дочка весь вечер ходила около горшка, хныкала, что надо пописять, а еще не хочется. В момент Х она таки на него успела и получила свою миску. Из чего я сделала вывод - проблема не в физиологии и не в психологии, а в недостаточной мотивации.
Увы, пока настолько сильной и 100% работающей мотивации я не нашла. Не каждый день ребенку нужна заветная миска. Каждый день надо что-то изобретать. Конфеты (наша такса - 3 крошечных маршмелоу) хорошо работали на первой неделе. Когда дочка плотно поужинала, конфетами ее особо не соблазнишь. Но я не расстраиваюсь, ведь пишут же, что не менее 2-3 месяцев, а сухих трусов у нас стало в 2 раза больше, чем раньше.
Уборка игрушек. Лиза Черникова пишет, что приучила дочь доставать следующую игрушку только после того, как спрятала первую. Это категорически нам не подходит. т.к. любимая лягушка (надо вывалить на пол 40 любимых) хочет покататься на самокате (надо вывалить на пол весь Батат и построить самокат) и покушать (вывалить всю посудку), а потом кого-нибудь спасти (вывалить все Киндеры). Короче, по сюжету нужны все игрушки. И как их убирать, посреди сюжета что ли? Поэтому мы выбрали время для уборки - перед сном.
Далее я создала подходящие условия в комнате - убрала то, что используется редко, оставила минимум игрушек. На стеллаже оставила только 1 ряд коробок, чтобы было удобно доставать их самостоятельно.
Потом научила дочку сортировать игрушки в 3 ящика: маленькие типа Киндеров, средние и большие. Еще три коробки: это Лего, Батат и посудка. Сортировка по размеру для нас оказалась гораздо удобнее, чем по отдельным наборам.
Последний пункт был в книге, но научила ему не я, а бабуля без всяких книг. Нужно показать ребенку образец чистоты, на видном месте повесить фотографию убранной комнаты, чтобы ребенок мог сверяться с ней. Фото нам не понадобилось. Но однажды бабуля зашла в детскую, убрала с дочкой игрушки и говорит: «Видишь, ковер чистый, на нем ничего нет. Это называется порядок». Дочке это очень понравилось, тем более что она фанат мистера Кролика из «Утиной каши». Я и подумать не могла, что ребенок просто не знает, как выглядит Порядок. Теперь она, если забыла, в какую коробку положить вещи, запихивает их под кровать, на стол, по краям ковра - и самодовольно заявляет: «Ура! Порядок!»
Уф. Дописала. Кому надо, Петрановскую вышлю, а последняя книга здесь.
Девушки, если вдруг не получили какую-то книгу, пишите, не стесняйтесь. Если не хотите светить мейлом - обращайтесь в личку.