Урок "смирения"
в свете Живой ЭтикиЯ думаю, что почти каждому человеку хотя бы один раз в жизни пришлось услышать в свой адрес слова о том, что неплохо бы начать воспитывать в себе такое качество, как смирение. Но понимаем ли мы глубину сути этого понятия? Или чаще всего твердим, как попугаи, о смирении, вообще не понимая, что это такое? Чем дольше я живу, тем больше убеждаюсь в том, что так и есть: в сознании большинства людей это понятие означает не более чем "кротость" и "покорность", а это, как известно, очень по-православному, но ...не совсем по-христиански. Да-да, это не оговорка.
Случайно забредшего в это сообщество "прохожего" подобное начало, конечно, может возмутить, в результате чего он либо поспешит покинуть сию территорию, либо выскажет здесь "пару ласковых"))) Поэтому не задерживаю вас, случайные прохожие - лучше выберите второй вариант! Но того, кто соскучился по размышлениям в свете Живой Этики, милости прошу дочитать пост до конца, т.к., уверяю вас, вам будет над чем задуматься.
Рерих Н.К. Перекрёсток путей Христа и Будды. 1925
“Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую” - практически всегда мы вспоминаем эти слова Христа, как только речь заходит о том, что Его Учение - это Учение о смирении, всепрощении и непротивлении злу. Мы вспоминем также эпизоды из Евангелий, повествующие о том, как после ареста Христос смиренно, без какого-либо сопротивления, отдал Себя в руки врагов, молча и не выказывая враждебности, переносил побои, издевательства и оскорбления. Далее мы вспоминем, как смиренно избитый и истекающий кровью Христос шёл к месту Своего распятия, из последних сил неся свой крест.
А теперь неплохо было бы обратиться к "Толковому словарю" в поисках значения слова "смирение". В "Толковом словаре" Ушакова читаем 3 предложенных варианта:
1. Действие по глаг. смирить-смирять. 2. Сознание своих недостатков, слабостей, сочетающееся с отсутствием гордости, высокомерия. 3. Кротость, покорность.
В других словарях, например, в словаре Ожегова можно прочитать и такое значение:
- отсутствие гордости, готовность подчиняться чужой воле.
"Смирение" по Далю:
- смирение - сознание слабостей своих и недостатков, чувство сокрушения и унижения; скромность (В. Даль).
Синонимы "смирения" по Далю:
- смирный, тихий, кроткий, спокойный и ровный нравом; не сердитый, добрый; не дикий, ручной.
Ещё встречается такой вариант трактовки:
- смирение - отсутствие гордости, высокомерия; сознание своего ничтожества, своей слабости; кротость, покорность.
А теперь давайте размышлять, в каком из значений применимо понятие "смирения" к Христу?
Даже страшно представить Христа, Сказавшего "Я Победил мир", Величайшего Духа, сознающим свои слабости, недостатки и (Господи, прости!) нижтожество, испытывающим чувство сокрушения и тем более готовым подчиняться чужой воле, когда даже сам дьявол не смог Его искусить! Конечно, от таких тяжких язв духа, как гордыня и высокомерие, Христос избавился ещё задолго до ... сотворения мира - пусть не шокирует читателя эта фраза - читайте Тайную Доктрину, и всё поймёте. А вот, с кротостью и покорностью Христа я готова поспорить.
Можно ли к Христу, который был суровым воином, принесшим, по Его же словам, "не мир, но меч" ("Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч" - Ев. от Матфея, 10:34), приложить слова “кротость” и “покорность”?
Разве Христос в тот момент, когда стегал хлыстом торговцев, выгоняя их из храма, был кротким и покорным??
Говоря о Христе и о смирении, надо вспомнить ещё одно значение слова “смирение”, отличное от слов “кротость” и “покорность”, а именно: “смирить, смирять”.
Если применим значение слова "смирение" в смысле “смирить”, то найдём, что у каждого человека есть широкий спектр того, что предстоит сурово смирить в себе, другими словами - отвергнуть. Помните главную "формулу" Христа, заключающуюся в словах "Отвергнись от себя и следуй за Мной"?
Дело в том, что “Отвергнуть себя” и означает “Смирить себя”, т.е. смирить свою низшую природу. А для этого, согласитесь, надо иметь качества не кроткой овечки, а качества сильного, умелого, сурового и бесстрашного воина.
Смиренный человек - это великий воин, который выстоял и победил в тяжелейшей и продолжительной схватке с собственными несовершенствами и стал совершенным - христоподобным!!
Смиренный Христос с позиции Агни Йоги - это Символ несломимой воли, Символ абсолютного Равновесия, являющегося самой могущественной силой, которой обладают только те Великие Души, которые, как Христос, уже могут сказать: “вот идет князь мира сего и во Мне не имеет ничего”, ибо “Я победил мир”.
Тот Евангельский эпизод, в котором Христос, шаг за шагом, без какого-либо сопротивления, приближается к последней черте Своего земного пути, является свидетельством именно неуязвимости внутреннего мира совершенного, или божественного, Человека. Внешние обстоятельства уже не интересовали такого Великого Духа. Каким бы страшным не было всё происходившее вокруг Него во внешнем мире, оно было абсолютно бессильно против Него, не имея никакой власти над Ним.
Цитирую исследователя Евангельских заветов и притч Христа Ларису Дмитриеву:
"Почему Христос вроде бы покорно дал Себя схватить и затем убить? Вот вопрос, который доводит до растерянности многие умы. Но кто-кто, а уж Христос знал: пока мыслеобраз только создается человеком или же коллективной мыслью народа, его еще можно изменить – человек еще способен управлять им. Но как только мыслеобраз сложился, он – самостоятельная, автономная сущность. И теперь уже не человек, а эта пространственная сущность будет управлять толпой.
Как только Христос увидел, что коллективный мыслеобраз иудеев уже стал самостоятельным, Он знал, что теперь толпу поведет та мысль, которая сильнее других. Он видел: причина уже созрела и вошла в зрелую карму, а потому Он уже ничем не мог помочь не Себе – народу, народ уже выбрал свою будущую судьбу. И тогда Ему ничего не осталось, как отдать себя внешнего этой коллективной мысли, этой злой коллективной воле. Он скорбел за тех, кто не соображал, что делает, куда увлекает их безумие.
Абсолютное спокойствие Христа – как бы безразличие к тому, что происходит вокруг Него и что сделают с его внешней оболочкой (“одеждами”) – было воспринято последователями-толкователями не как могущество равновесия, а как смирение в смысле покорности судьбе, кротости.
Но Христос был над судьбой! Он – ее Владыка, Владыка Кармы, “Змей Мудрости”.
Ещё цитата:
"Приверженцы точки зрения, что Учение Христа - это Учение о несопротивлении злу, почему-то всегда забывают, как собственным примером Христос учил не только бесконечному прощению за зло, причиненное нам, не только любви к врагам и благословению проклинающих нас, но одновременно собственным примером учил яростному сопротивлению злу во всех его проявлениях. Тем самым Христос показывал пример вмещения пар противоположений в жизни. ... без вмещения
нельзя даже приближаться ни к одному сокровенному закону. Ни один Учитель, если в том была необходимость, не останавливался перед насильственным действием. Стоит лишь слегка напрячь воображение, чтобы представить себе тот разгром, который учинил в храме разгневанный Христос, опрокидывая столы меновщиков и стегая хлыстом торговцев. (А ведь торговцы, заметим, даже не нападали на Него – мирно продавали, как веками продавали здесь их отцы и деды).
Стоит только вообразить, что могло бы случиться с теми, кто пришел арестовать Христа, если бы Он СДЕЛАЛ то, что МОГ сделать, но не ЖЕЛАЛ. Разве мы не помним, что Учитель сказал Петру, извлекшему меч и ударившему им раба первосвященника: “или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он предоставит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?” (Матфей, 26:53.)
Великие Учителя, имеющие общее имя – Владыки Сострадания – говорят, что пока не нарушено состояние равновесия внутри, победителем остается дух, хотя бы все идущее против торжествовало кажущуюся победу.
Все Первоучителя были воинами Света и учили сопротивляться злу. Кришна сражался и учил сражаться своего ученика Арджуну. Даже около Будды лежит меч. И Христос не случайно сказал: “Не мир пришел Я принести, но меч”. А как ответил Конфуций ученику, спросившему: “Всегда ли за зло надо платить добром?” Конфуций сказал: “Если за зло всегда платить добром, то что же у нас останется, чтобы заплатить за добро? За добро надо платить добром. А за зло – по справедливости”. А разве святой Сергий Радонежский не благословил на битву с татаро-монголами своих лучших учеников?
Если злу не сопротивляться, говорят все Учителя Шамбалы, волны зла затопят человечество. А потому Георгий Победоносец изображен на боевом коне с копьем, поражающим дракона –
символом зла. Этот символ много древнее, чем христианство..."
И ещё мне хочется вернуться к знаменитым словам Христа “Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую”. Как понимать их в свете Агни Йоги? Я вновь предоставляю слово исследователю Ларисе Дмитриевой:
"Слова Христа “Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую” – это формула о воспитании иммунитета духа.
Мы уже поняли: наш главный противник – не вне, не тот, кто ударил. Главный и единственный враг – внутри нас. Формулу Христа можно перевести так: “Не противься внешнему злу, если зло не укрощено в тебе самом. Это бесполезно!”. Это так же бесполезно, как пытаться лечить страдания, вызываемые, к примеру, завистью или ревностью, втиранием в грудь болеутоляющих мазей или таблеткой анальгина.
Сокровенный смысл слов Христа в том, чтобы научиться развивать внутри себя энергию воли и обрушивать ее на борьбу с собой, а не устремлять на внешние объекты. Но сами по себе внешние объекты (ситуации) необходимы: они постоянно, на каждом шагу устраивают нам проверки-экзамены, чтобы мы знали, насколько успешно идет наша внутренняя работа по очищению наших авгиевых конюшен и по усмирению астрала.
Расслабляться нельзя даже тогда, когда победа над укрощаемой привычкой, отрицательной чертой характера или страстью, казалось бы уже достигнута. Именно после победы следует нам быть очень бдительными и держать копье наготове – наш дракон может лишь притвориться мертвым. Вот когда он начнет разлагаться, тогда можно и праздновать очередную победу. Мне думается, что каждому такая метафора понятна: как только мы решим, что сегодня стали чуточку лучше, чем вчера, так жизнь немедленно сложит такие условия, которые проверят нас, не осталось ли хотя бы частички того, что уже по всем показателям вроде бы истреблено?!
Не будет зла внутри – внешнее зло не притянется. Но испытания духа будут всегда!.."
Закончить этот пост я хочу её же словами из философско-поэтического эскиза к картине Николая Рериха "Бэда-Проповедник":
"...Не уповай добро на Бога!
Но рясу несопротивленья злу
смени на звонкую кольчугу!
И как из ножен золотых
ты вытащи из сердца...
меч! И закали в борьбе!
Земле
сейчас,
как никогда,
нужны герои!
Идет Армагеддон —
со злом последний бой,
как Страшный Суд.
Ты с кем?
Прислушайся! Разве не слышен зов?!
Кто же зовет тебя?
Добро иль зло?..”
Рерих Н.К. Бэда-Проповедник. 1945.
На сайте