С Днём Культуры!
15 апреля - Всемирный День КультурыВолею судьбы в этом году Праздник Пасхи совпал во времени и "по звёздам" со Всемирным Днём Культуры, который нашему сообществу очень приятно отметить)))
Я напомню, что дата, в которую отмечается этот День, - 15 апреля - не случайна. Дело в том, что именно 15 апреля 77 лет назад (в 1935 году) в Вашингтоне, в Белом Доме представителями всех латино-американских стран (21 государством) во главе с президентом США Ф.Рузвельтом был подписан уникальный в истории человечества документ - Пакт Культуры, который стал первым в истории международным Договором о защите культурных ценностей.
Подписание Пакта Рериха в Белом Доме 15 апреля 1935 г.(в центре: Президент США Ф.Рузвельт)
Автором Пакта Культуры (Пакта Мира) стал всемирно известный философ, художник, многоплановый учёный, государственный деятель и величайший гуманист 20 века, наш соотечественник - Николай Константинович Рерих. Он же является и автором Знамени Мира, которое было создано по его эскизу и стало символом и олицетворением Пакта Культуры. Николай Рерих - это единственный человек за всю историю человечества, чьё личное мировоззрение легло в основу Международного Закона - закона об охране культурных ценностей, и сегодня этот документ чаще всего называют его именем - Пактом Рериха.
Николай Константинович Рерих.
Первоначально Пакт был ратифицирован 21 страной и одобрен 36 странами. После второй мировой войны Пакт вошёл в основу Договора, подписанного на Гаагском съезде большинством ведущих стран, в том числе и СССР, которые подтвердили свою приверженность его принципам. К 1 апреля 1968 года под Пактом Рериха подписалось уже 59 государств.
Подписание Пакта знаменательно тем, что оно стало величайшим вкладом всех цивилизованных государств в дело лучшего взаимопонимания между странами и народами. Это первый шаг - начало пути человечества - к объединению сознаний во имя высшей цели, во имя Культуры, являющейся единственной панацеей от прогрессирующего огрубления нравов, от омрачения сознания и разложения духа. Николай Рерих был убеждён, что полное взаимопонимание между народами и прочный мир может быть достигнут только посредством Культуры, являющейся вечной духовной ценностью, потому что "Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и Красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце. Если соберем все определения Культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной Красоты" (Рерих Н.К.). В статье "Друзьям Знамени Мира" Николай Константинович пишет:
"...никакие Указы не создадут Культуру и не защитят ее, если общественность будет безразлична и бездеятельна. Культура есть выражение всего народа. Защита и возвышение ее есть всенародная обязанность. Положение Культуры на Земле, за малыми исключениями, весьма неудовлетворительно. Варварские разрушения, непоправимые уничтожения, унижение человека происходили на глазах у всех. Кто-то негодовал, а кто-то не уделял внимания происходящему вандализму. Многие вообще не отличали Культуру от механической цивилизации.
В школах, в народных школах, понятие культуры не произносится, и кто-то предполагает, что это нечто от агрокультуры или спорта. Не говорится, что долгожданный Мир придет через Культуру. В семьях разговор о высокой Культуре считается скучным. В людских собраниях упоминание о Культуре граничит с неприличием. По-прежнему толпа требует: «Хлеба и зрелищ!» Да и как забыть о хлебе, когда изо всех углов угрожает голод. Но ведь давно сказано: «Не о хлебе едином жив будет человек»".
Главная цель Пакта Рериха - защищать ценности культуры, искусства и науки всего мира от разрушений и варварства, которые проявляются как во время войны, так, к сожалению, и в мирное время. Этот Международный Охранный Документ объявляет объектами неприкосновенности все сокровища искусства и культуры, а также просветительские и культурные институты. Все музеи, соборы, библиотеки, университеты, памятники, общественные и частные художественные и научные коллекции, памятники природы, красивейшие места планеты следует считать нейтральными объектами, и как таковые их должны защищать и уважать государства, присоединившиеся к договору.
Все народы живут среди своего культурного наследия, и каждому человеку необходимо относиться к этому с уважением. А как можно поднять оружие против тех, чью культуру мы уважаем? Только исключение войны из жизни общества, решение международных конфликтов мирными способами может сохранить памятники культуры от военных разрушений. И Рерих, как истинный гуманист, неразрывно связывал идею борьбы за сохрание культурных ценностей с идеей борьбы за мир во всём мире.
Отдельно надо сказать об отличительном символе Пакта Рериха - о Знамени Мира, которое должно было подниматься во время военных действий над всеми культурными центрами, символизируя нейтральную территорию.
Рерих Н.К. Знамя Мира. Пакт Культуры. 1931.
Николай Рерих говорил о том, что людям обязательно необходимо Знамя, которое бы, врезавшись в народное сознание, стало "совестью человечества" и напоминало бы ему о своих обязательствах друг перед другом, перед великими ценностями Культуры и перед проявлением человеческого гения, выраженного в творениях искусства, науки и просвещения. Он писал:
"...Задолго до Красного Креста были больницы и врачи, но потребовался призывный, объединяющий символ, и никто не будет отрицать, что Знамя Красного Креста сослужило всенародную пользу. Народу нужно Знамя, нужен ободряющий призыв, особенно теперь, в век народоправства. Вот и Знамя Мира напоминает народу о нужнейшем – о Мире, о Культуре. Даже самое малое предприятие имеет свой знак. Опытные деятели весьма дорожат своим знаком и чтут его как угловой камень предприятия.
Знамя не есть пустой звук, но есть зовущий благовест к совместному, бодрому сотрудничеству. О международности, о всенародности говорят. Ждут ее как панацею. Знамя Культуры пусть развевается над каждым культурным очагом. Оно повелительно скажет вандалам: «Не тронь – здесь всенародное достояние!» Только что на наших глазах погибли многие мировые сокровища. Гибнут они и в дни войны, и во время так называемого «мира» среди всяких столкновений..."
На Знамени Мира, созданном Николаем Рерихом, изображён очень древний символ, который встречается с древнейших времён в культурах многих народов планеты - это Знак Триединства:
Три малых круга, заключённых в Большой Круг - это доисторический всемирный символ Единства Жизни, известный практически всем народам ещё со времен неолита. Так, разворачивая движение за Пакт Культуры, пояснял Автор Пакта в своих речах, письмах и статьях.:
"...для Знамени всеобъединяющего был избран знак, прошедший через многие века - вернее, через тысячелетия. При этом повсюду знак употреблялся не просто в виде орнаментального украшения, но с особым значением. Если собрать вместе все отпечатки того же самого знака, то, быть может, он окажется самым распространенным и древнейшим среди символов человеческих. Никто не может утверждать, что этот знак принадлежит лишь одному верованию или основан на одном фольклоре. Бывает особенно ценно заглянуть в эволюцию человеческого сознания в самых разных его проявлениях..." (Рерих Н.К. "Знамя Мира")
Николай Константинович, всю жизнь занимаясь археологическими раскопками, в 1920-е годы организовал не имеющую себе равных пятилетнюю Транс-Гималайскую экспедицию, которая, проникнув в прошлое народов, доказала единство их культур, а значит, и единство человечества. Углубляясь в прошлое, он соединял его с настоящим и заставлял служить будущему. Великий Рерих, зная о единстве времён, поднял над миром Знамя Мира - Знамя не отдельного народа, а Знамя Мира, на котором запечатлён древнейший символ всего сущего, в том числе и единства Миров и времён.
"Просят собрать, где имеются знаки нашего Знамени Мира. Знак триединости оказался раскинутым по всему миру...
Чинтамани – древнейшее представление Индии о счастье мира – содержит в себе этот знак. В Храме Неба в Китае вы найдете то же изображение. Тибетские «Три Сокровища» говорят о том же. На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот же знак. Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны. Тот же знак - на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров. Гурда, знаменитые клинки кавказские несут на себе тот же знак. Разве не различаем его же на символах философских? Он же на изображениях Гесэр-хана и Ригден-Джапо. Он же и на Тамге Тамерлана. Он же был и на гербе Папском. Его же можно найти и на старинных картинах испанских, и на картине Тициана. Он же на старинной иконе Св. Николая в Баре. Тот же знак на старинном изображении Преподобного Сергия. Он же на изображениях Св. Троицы. Он же на гербе Самарканда. Знак и в Эфиопии, и на Коптских древностях. Он же - на скалах Монголии. Он же на тибетских перстнях. Конь счастья на Гималайских горных перевалах несет тот же знак, сияющий в пламени. Он же на нагрудных фибулах Лахула, Ладака и всех Гималайских нагорий. Он же и на Буддийских знаменах. Следуя в глубины неолита, мы находим в гончарных орнаментах тот же знак.
Вот почему для Знамени всеобъединяющего был избран знак, прошедший через многие века - вернее, через тысячелетия. При этом повсюду знак употреблялся не просто в виде орнаментального украшения, но с особым значением. Если собрать вместе все отпечатки того же самого знака, то, быть может, он окажется самым распространенным и древнейшим среди символов человеческих. Никто не может утверждать, что этот знак принадлежит лишь одному верованию или основан на одном фольклоре. Бывает особенно ценно заглянуть в эволюцию человеческого сознания в самых разных его проявлениях.
Там, где должны быть охраняемы все человеческие сокровища, - там должно быть такое изображение, которое откроет тайники всех сердец людских". (Рерих Н.К. "Знамя Мира")
В основе символа, изображённого на Знамени Мира - Знака Триединства (триединости) в виде трёх соприкасающихся малых кругов в Большом Круге лежит идея треугольника - Идея Высшего Триединства, основы Жизни. Некоторыми аспектами трёх кругов в Круге являются:
- единство Времени (прошлого, настоящего и будущего);
- единство Трёх Миров - Плотного, Тонкого и Огненного, в которых человек одновременно живёт и движется вперёд по дороге, идущей из Вечности и направленной в Вечность и разворачивающейся во всех направлениях в Беспредельности.
- это также отражение Идеи единства Материи, Духа и Разума;
- это отражение Манас-Буддхи-Атма, Космоса и человека.
- три малых соприкасающихся красных круга в Едином Круге - это три Огня и три качества, три состояния, три лика Огня на высших планах Бытия.Это - Единый, тройственный АУМ в Бесконечности.
“Отец – огнь. Сын – огнь. Дух – Огнь. Три равны, три нераздельны...”, - говорит Николай Рерих.
- три круга - это три Буквы, слагающие слово "АУМ".
АУМ - символ триединства высших энергий. Это - синтез психической энергии, которая является основанием жизни всех Трёх Миров. Это - три Звука, сливающиеся в пространстве в один бесконечный таинственный Звук Космического Океана, который звучит как ОМ. (Йоги иногда называют его "шум вод многих" и знают, что даже при правильном воспроизведении его голосом, этот звук превращается в могущественную силу.)
К слову... У Николая Рериха есть картина под названием "Мысль":
Второе название этой картины "АУМ". Люди, изучающие Учение Живой Этики (Агни Йогу) знают, что эти названия синонимы. Потому что именно Мысль и есть АУМ. Потому что именно Мысль является высшим качеством основной - Всеначальной - Энергии Космоса, высшим проявлением Психической Энергии. Мысль зачинает Миры, и каждый камешек на дороге создан Огненной Мыслью. Мысль - это наш проводник из прошлого в будущее, и от качества наших мыслей зависит качество нашего Будущего...
Приведу ещё немного смысловых значений Знака Триединства:
- Троица:
* в религиозном аспекте это Святая Троица древних индийцев (Тримурти, т. е. Три Лика Единого Бога) в неразрывном Единстве: Бог-Создатель (Брама), Бог-Охранитель (Вишну), Бог-Разрушитель старых форм для создания новых (Шива);
* в христианстве у Святой Троицы есть своя интерпретация: Бог-Отец, Бог-Дух, Бог-Сын;
- Хаос (материал для Творения Мира) -Теос (Божественный Творец) - Космос (само Творение);
- и, конечно, Наука, Искусство и Философия, объединенные кольцом Культуры....
Здесь нужно поставить многоточие... потому что Знак Триединства, отражаясь в самых различных народных традициях, за долгие века вобрал в себя множество смысловых аспектов.
Завершая этот пост, посвящённый ПАмятному Дню подписания Пакта Рериха, хочу сказать, что в наши дни Знамя Мира продолжает оставаться символом объединения, сотрудничества и согласия народов Земли во имя благородной идеи мира ради Будущего всего человечества. "Знамя Мира трепещет об охране сердца человеческого", - говорил Автор Пакта об охране Культуры, потому что будущее созидается именно в сердце - престоле духа.
С Праздником! С Днём Культуры!
Рерих Н.К. Мадонна Защитница (Святая Покровительница). 1933.
Рерих Н.К. Мадонна Орифламма.
Рерих Н.К. Святой Сергий.
Рерих Н.К. София Премудрость.
Рерих Н.К. Конь счастья (Знаки Чинтамани). 1933.
Рерих Н.К. Чинтамани. Сокровище Мира.
Рерих Н.К. Тибет. 1932.