Тайцзи
Древнейшие Символы и Знаки человечестваДостаю из черновиков.
Пару лет назад этот материал стал основой одного из моих комментариев на ББ. Надо же, когда-то я могла позволить себе писать такие длинные и продуманные комментарии))
Об этом древнем символе, изображение которого знакомо почти каждому человеку, причем не только восточному, но и западному, я хотела рассказать очень давно. Этот древнейший Знак китайской философии больше известен под названием, состоящим из двух тоже очень известных нам слов, - "Инь" и "Ян". Но мало кто знает, что настоящее название этого символа - "Тайцзи", что в переводе с китайского означает "Великий Предел".
Тайцзи является идним из основных понятий китайской философии. Впервые оно встречается в “Книге Перемен”, где означает начальный этап, причину возникновения и дальнейшее развитие всех вещей и явлений Бытия.
Задолго до н. э. китайцы глубоко проникли в тайны природы. Вначале она находилась в состоянии хаоса или “беспредельного великого предела”. Но самодвижение “великого предела” через свои связи "ян" и "инь" и пяти первоэлементов - “стихий” - приводит к возникновению и развитию всего многообразия жизни.
Главное значение этого древнекитайского символа - Единство и Взаимопроникновение Двух Начал (Женского - Инь и Мужского - Ян). Тайцзи – символ Равновесия и Гармонии.
Как вы думаете: какая половинка тайцзи “главнее” - ян или инь? )))
Этот знак содержит в себе символическое изображение двуединства всего сущего и взаимопроникновения Начал друг в друга. Одна часть означает Женское Начало, это пассивное - Инь. Другая - Ян - Мужское Начало, символ активности.
Здесь хочу к слову добавить, что Женское Начало называют пассивным лишь вследствие противоположения, т.к. всякое понятие в Космосе должно иметь противоположение. Оба творческих начала, и мужское, и женское, одинаково активны и одинаково пассивны. Каждое начало активно в своей сфере и пассивно в противоположной. В качестве примера - зарождение жизни и последующее рождение: мужчина даёт семя - он в этот момент активен, женщина пассивно его принимает, но дальше вступает в силу активность женщины, которая вынашивает новую жизнь и в итоге рождает её).
Круг в "Тайцзи" символизирует Единое Божество, Божественный Принцип. Диаметр разделяет Единое на Две равные половины - Два Начала. Всмотритесь, как гармонично, естественно, незаметно, плавно, не ущемляя друг друга, не повреждая целостности друг друга, проникают половинки на противоположную “территорию” - друг в друга. Также можно видеть в каждой из полярностей зародыш противоположной пары (маленький кружок противоположного цвета).
Итак, Тайцзи - это символ Равновесия и Гармонии. Он - одно из самых наглядных изображений единства противоположностей в мире Бытия.
Древняя Мудрость говорит, что Основа Мироздания - это Духоматерия, как Единое Целое, которые не могут существовать, независимо друг от друга. У духа и материи - разные задачи, но только соединяясь вместе, они могут быть максимально выполнимы! Это Два творческих Начала - Мужское и Женское, Дух и Материя, Свет и тьма. Материя и тьма - символ Женского начала, но вдумаемся в слово "материя" - оно само говорит за себя - Матерь, т.е. жизнь дающая, без которой невозможно зарождение жизни на Земле и в Космосе в целом. А понятие "тьмы" в данном случае не есть понятие "зла", как действий, совершаемых человеком, а как нечто пока непроявленное, как понятие хаоса, т.е. материала, из которого в дальнейшем будет строиться Космос. (В скобках добавлю, что люди извратили суть понятия "тьмы" в качестве противоположения Свету - осознанное зло не имеет с тьмой - синонимом материи - ничего общего.
Да, Тайцзи - одно из самых наглядных изображений единства противоположностей в мире Бытия.
Интересно, что думают о древних символах известные философы и учёные?
Нильс Бор, гениальный датский физик-философ, автор теории атома, ставшей основанием квантовой механики, взял тайцзи как философскую основу своего дворянского герба. Нобелевский лауреат Нильс Бор изучал символизм и философско-религиозные труды Древних Учителей не только без всяких предрассудков, но с великим уважением (в отличие от многих коллег). Он разделял их взгляды на мир и учился у них. В результате физик увидел, что современная наука идет, как писала Елена Блаватская, по следу Науки Древней, Сокровенной. Нильс Бор говорил: Мы можем найти параллель урокам теории атома в эпистемологических проблемах (теории познания), с которыми уже сталкивались такие мыслители, как Лао-цзы и Будда...” Цитирую моего любимого автора - исследователя Тайной Доктрины и Живой Этики - Ларису Дмитриеву:
«Более глубоко Бор познакомился с Древней Философией Востока уже в зрелом возрасте. Но то, что ученому, бесстрашно стремившемуся проникнуть в тайны Мироздания, открылось в трудах Древних Учителей (...), вдохновляло его до конца дней. Всё началось с посещения Н. Бором Китая в 1937 году. Им уже была разработана трактовка квантовой теории, а учёный вдруг обнаруживает в древнекитайской философии практически те же представления! Великий физик стоит поражённый перед древним мистическим символом тайцзи, который наглядно учит единству противоположений, из которых состоит Единая Жизнь. Бор узнаёт, что эти противоположения именуются "инь" и "ян". И тайцзи наглядно показывает каждому, как они взаимопроникают и взаимодополняют друг друга. Нильсу Бору за выдающиеся мировые заслуги в области науки и за вклад в развитие науки и культуры своей родины было пожаловано дворянство. Какой же символ выбрал для своего герба Нобелевский лауреат-атомщик? Тайцзи! Тем самым Нильс Бор открыто демонстрировал свое признание Древней Мудрости. И он был счастлив отдать, пусть таким своеобразным жестом, дань уважения Древней Науке западноевропейской наукой, представителем которой он был. Он преклонил колена перед Великими Посвященными древности».
"Тайцзи - символ древнекитайской доктрины единства полярностей в природе и человеке - во всех вещах и явлениях Бытия. Это символ даосизма - учения о “дао” – “пути” (всех вещей). Учитель Лао-цзе изложил основные положения своей доктрины в книге “Дао дэ цзин”. В ней говорится о том, что все сущее изменяется благодаря собственному “дао”, а потому в Мире Бытия нет и не может быть неизменных вещей. Они, хотя и состоят из пар противоположений, но каждая из них относительна и каждая может переходить в свою противоположность. Применительно к человеку даосизм учит, что когда происходит вмещение в сознание Мира в единстве пар его противоположений, когда происходит отвержение дуализма, тогда облегчается и отвержение себя. Мы видим, что не только идеи буддизма, но и идеи даосизма нашли отражение в Учении Христа". (Л.Дмитриева)
Мы не можем не признать красоту символа "Тайцзи" - она очевидна. Но узнать все его аспекты безнадежное дело. Древние Символы неисчерпаемы. Но если мы будем устремляться в их глубины из жизни в жизнь, то однажды, когда последний камень Великой Пирамиды в наших руках рассыпется в прах, тогда мы сможем, наконец, осознать, сколь... беспредельно Знание. (Дмитриева Л.П.)
Так какая половинка "Тайцзи" “главнее” - ян или инь? ))
П.С. Пост написан по материалам книг Ларисы Дмитриевой - журналиста, поэта, писателя, исследователя Тайной Доктрины Е.П.Блаватской и Живой Этики семьи Рерихов. С трудами этого удивительного автора можно ознакомиться тут.