Поговорите со мной о школьной системе
Образование и РаботаДевочки, есть у меня вопросы, касающиеся американской школьной системы в целом. Поговорите со мной, пожалуйста, об этом, поделитесь своим мнением. Под катом мое впечатление о нашей школе и возникшие вопросы о школьной системе. Нужно ваше мнение, ваш опыт и рекомендации.
Начну с того, что мы живем в городе, где школы считаются одними из самых лучших в штате. Как и многие выходцы из БСССР мы ценим важность хорошего образования, поэтому во многом в ущерб себе переехали в этот город, лишь бы дети учились в хороших школах. Пришло время, и старший сынок пошел в городскую preschool в сентябре прошлого года. Школа эта занимается так же детьми, требующими специального обучения, наравне с обычными детьми. На сколько я поняла, это довольно частая практика городских прискул тут. Мое первое впечатление было очень хорошим. Антоша ходит туда 4 дня в неделю на утренние сессии по 2,5-3 часа. За это время учителя на самом деле успевают сделать очень многое с детьми, и я вижу мал-помалу результат.
Кроме того, учитывая, что Антошин английский на 1-е сентября был в очень начальной стадии, его языковой барьер мешал и все еще мешает ему полноценно интегрироваться в рутину класса. Из-за этого школа в лице классного руководителя и директора по согласованию с нами-родителями провела с Антошей одно неформальное тестирование с occupational therapist и одно формальное со speech pathologist. Для меня желание школы разобраться, как и чем помочь ребенку, и нужна ли ему особая помощь, был признаком небезразличия. И это хорошо, на мой взгляд. Мы всегда имели право отказаться от любого тестирования, но то, что школа проводила с нами различные конференции по поводу развития Антоши, мне говорит о том, что им не все равно, что происходит с моим сыном, что они стараются помочь, хотят помочь ему интегрироваться.
Результаты тестирований нам показали, что Антоша просто никак не наберет словарную базу английского языка, а, так как его развитие по результатам тестирования соответствует более старшему возрасту, то ему не полагается никакое специальное обучение языку. Максимум, что школа может сделать - это иногда с ним будет заниматься OT, что тоже очень здорово!
Вот, это о хорошем. А теперь я хочу высказать то, что меня настораживает, и из-за чего я, собственно, хочу обсудить школьную систему в целом. Мне очень не нравится, что здесь моего ребенка пытаются подпилить под общий шаблон и стандарт. Чтобы быть более конкретной, я напишу пару примеров. У Антоши с сенсорикой все нормально, но есть острые углы, над которыми надо работать. Он очень, ну просто очень не любит и пугается определенных ситуаций. В школе это утренняя считалка палочкой. Он и дома не любит, когда на него показывают пальцем, а в школе боится pointer'а, которым считают детей по утрам под песенку. Мы с учителем это обсуждали еще по осени, она обещала изменить подход и не пользоваться поинтером. В марте выясняется, что они все еще его используют (или его заменитель) каждое утро, что каждое утро же и вызывает у Антоши стресс, если его считают этой палочкой. На вопрос: зачем они продолжают это делать, ответ школы: «мы должны научить ребенка следовать рутине, делать то, что нужно, а не то, что хочется».
Пример второй. Антоша иногда отказывается играть в предлагаемые ему паззлы в классе. После того, как я исследовала вопрос: какие именно игры там предлагаются, я поняла, что ему просто не интересно. Там паззлы максимум из 12-16 деталей, когда как он давно увлекается паззлами из 64 и более деталек. И он предпочитает тематические паззлы - о технике.
Со стороны школы мнение: «мы предлагаем ребенку разные материалы, чтобы он мог исследовать разное, а не только то, что ему интересно» (с этим я согласна, но вот дальше, что они говорят) «ему интересно про космос? Но он же не может со сверстниками это обсудить. Он должен уметь поддерживать просто детский диалог, общаться просто со сверстниками, они же не могут с ним о космосе говорить» (это в ответ на то, чем Антоша увлекается - он очень много всего изучил о космосе, просто потому что ему это интересно) «мы уже слышали от родителей, что детям у нас может быть скучно, но мы же не можем все время повышать и повышать планку знаний для них. Если ребенку в 4 года скучно, это как-то не правильно, он должен уметь играть в детские игры. Дети должны просто научиться следовать рутине и делать то, что от них сейчас требуется, даже если им это и не нравится, и не хочется».
Вот это заставляет меня задуматься о том, что школа на самом деле вовсе не подходит индивидуально к ребенку, а шлифует его под одну большую систему, в которой дети должны делать именно то, что написано в пособиях, и не больше. Если пособие говорит, что в 4 года ребенок должен играть в паззл или пирамидку из 12 деталей, то игрушку в 40 деталей он не получит, пока этого не порекомендует пособие, ведь от него вовсе не ожидается умение, способности и самое основное - желание - играть в более интересные игры. Если ребенок боится чего-то или не хочет чего-то делать, система будет прогибать и прогибать под себя, чтобы прогнуть окончательно, а не прогибаться самой. "Мы не ожидаем, что ребенок будет уметь читать в этом возрасте - ему это не нужно" - а Антоша научился читать, потому что ему было интересно самому, и что, теперь ему это не нужно, потому что так говорит пособие? Если система ожидает, что ребенок должен сейчас только учить буквы, то ему будут показывать по одной букве в неделю, не взирая на то, что ребенок уже давно читает сам. Потому что они не повышают планку, а держат ее на усредненно-низком уровне.
Я кое с чем согласна: да, до начала школы надо научиться делать то, что надо делать, а не только то, что хочется, иначе будут проблемы. Но… как быть с тем, что ребенок давно не вписывается в рамки 4-х летки, который описан в их пособии? Как быть с тем с его индивидуальными запросами и интересами? Особенно меня волнует вопрос дальше: если это действительно система, что дальше будет то же самое игнорирование индивидуальных особенностей и интересов. Он интересуется и знает намного больше, чем среднестатистический сверстник, а школа от этого просто отмахивается: «ему это не нужно». Да, ему нужно общение, безусловно! Да, ему нужно детство в песочнице с дружным возюканием игрушек туда-сюда. Но создается впечатление, что система имеет определенную модель поведения ребенка в возрасте N лет, и только под эту модель всех и подпиливают. Исходя из того, что тут школы считаются самыми лучшими в штате (или одними из лучших), я думаю, что мы столкнулись с ярким примером именно системы местного образования, а не только отдельно взятой прискул.
Теперь, собственно, мой вопрос: девочки, поделитесь со мной, пожалуйста, вашими впечатлениями от школьной системы США. Везде ли так? Или у вас другое мнение сложилось о школьной системе? Если вы столкнулись с такими же штампованными подходами к детям, то что рекомендуете? Дополнительные занятия? Видите ли, мне кажется, что, если это именно Система, то от нее никуда не деться, под нее придется подстраиваться, как и под медицинскую систему, которая прогнет под себя кого угодно. И придется принимать правила игры. Если это система, и, если в начальной школе будет то же самое, то, с одной стороны смысл в том, что нас сейчас уже под нее прогибают, какой-то есть: Антоша привыкнет и подстроится. Но меня очень расстраивает полное отсутствие «учитывания» индивидуальных способностей ребенка. Меня очень расстраивает, что его не поддерживают и не развивают в том, что ему нравится, что он уже может, что ему интересно, вместо этого навязывая то, что не интересно взамен. Да, школа по большому счету - это навязывание неинтересного. Но сейчас ему 4 года. Самое время развивать интересное. И на фоне этого давать остальное, чтобы привыкал к тому, что школа - это не всегда игрушки.
В школе стараются, я вижу это, они ищут подходы к нему, чтобы он меньше отрицаний в классе делал (кричит "no" на то, что ему не интересно или некомфортно), чтобы он слушал, вникал. Да, это не репетитор, где все внимание только одному ребенку. Но я вижу за всем этим махину большой системы, которая делает все только для одного: отшлифовать под себя, отбрасывая все по их мнению лишнее и не нужное.
Как вы поступаете в таких случаях, если сталкивались с подобным? Перевели в частные школы? Или там то же самое? Или занимаетесь где-то дополнительно? Или система эта только во благо ребенку на длительную перспективу? Может, вы знаете какие-то специальные образовательные программы для одаренных детей?
Просто мне кажется, что не желание «поднимать планку», как в школе директор говорит, тормозит ребенка. Ведь у него есть и желание, и стремление… Мне кажется, что, если ребенок тянется, то нет ничего плохого в повышении планок. Или я не права? Сама директор сказала, что не мы одни об этом ей говорим. Но, с другой стороны, я склонна прислушиваться и к ее мнению и рекомендациям тоже, так как опыт у нее много больше моего. Вот я и не могу однозначно оценить эту систему, хочется спросить вашего мнения, о вашем опыте. Поделитесь со мной, пожалуйста, вашими мыслями на этот счет.