Статья о российской свободной школе
образование● Чего не хватает российскому школьному образованию?
Мир меняется с огромной скоростью - специалисты прогнозируют, что к 2020 году образование уйдет в интернет. Уже сейчас из любой точки мира, где есть вай-фай, можно послушать лекцию профессора любого университета мира. Текущая система образования, придуманная 100 - 150 лет назад, не соответствует ни требованиям времени, ни нуждам детей. Спросите в школе или в Министерстве образования, почему детей надо учить именно этим предметам, и вам никто не ответит - нет научного обоснования. Педсостав стремительно стареет - он не в состоянии освоить прогрессивные методы обучения, а дети демотивированы и не хотят заниматься.
Другая загвоздка в том, что учиться, самостоятельно достигать чего-то сейчас не модно. Модно быть успешным, а это немного другое. Еще лучше, если успех достался тебе по наследству - такие ценности сформированы в головах большинства современных детей под воздействием информационной среды.
● Как появился ваш Центр семейного обучения?
Все началось в 20-х числах января прошлого года. Моя дочь-третьеклассница, придя домой с занятий, сказала, что больше не хочет ходить в школу. Я согласился: «Не ходи». «А что, можно?» - в ее глазах было столько надежды, что я понял: надо что-то делать.
Я поговорил с родителями, дети которых твердили одно и то же: в школу им ходить скучно, они боятся экзаменов, контрольных и наказаний.
И тогда мы решили сделать свою школу. Проект назвали «Побег из курятника» по мотивам известного мультфильма - дети словно убегают из школы, чтобы учиться по-другому.
Все говорили, что мы сошли с ума. Мы и сами боялись, что ничего не получится, поэтому школьному руководству, чтобы иметь возможность вернуться, сказали, что уезжаем на месяц из страны, и попросили учебные планы, обещав по ним заниматься. 1 февраля заработала наша семейная школа в ДК «Калчуга», в которой начали учиться двенадцать детей.
Результат месячного эксперимента поразил - дети не захотели возвращаться в школу, и родители их поддержали. Мы «прикрепились» к центру, помогающему тем, кто учится и учит подобным образом, все сделали в соответствии с законодательством в части «Семейное образование». Мы самостоятельно выбирали скорость и темп обучения, однако за три последующих месяца обогнали программу обычных школ, сдав экзамены в апреле. Весь май почти не занимались - готовили спектакль для больных детей из РДКБ. Кстати, с точки зрения воспитания и образования этот месяц дал намного больше, чем прочие: дети выросли как личности, повзрослели.
● Какие педагоги преподают в вашей школе?
В прошлом году мы встретились с Андреем Всеволодовичем Курбатовым, ведущим научным сотрудником Института управления образованием Российской академии образования, автором более 40 научных трудов. Раньше он руководил Центром образования №1804 в Кожухово, а сейчас научный руководитель нашей школы и спорт-клуба Gymnasium. В России есть авторские школы, много педагогов-новаторов: Сергей Казарновский, Михаил Щетинин, Кен Робинсон, отец Петр. Мы с ними сотрудничаем, как и с Ассоциацией тьюторов России, Академией игропрактики, Центром разработки обучающих игр. Недавно к нам присоединился Александр Михайлович Лобок - практический психолог, профессор и автор модели вероятностного образования. Он давно в Лондоне преподает, и нам повезло, что он согласился с нами сотрудничать. Сейчас в школе 20 учителей на 18 детей.
● Как проходит школьный день?
В 10 утра мы все вместе - учителя, родители, дети - собираемся в столовой на завтрак, обсуждаем задачи на день.
Затем начинается групповые занятия в театральной мастерской - на актерских тренингах дают специальные упражнения, чтобы дети встряхнулись, проснулись окончательно. Потом вид деятельности меняется на спокойный - чтение вслух. Современные дети не очень любят читать книги, так что мы используем научно-популярные диафильмы. Их смотрят в темноте, поэтому те, кто не очень хорошо читает, меньше стесняются.
Наступает время учебы. У каждого есть индивидуальный план, объем материала, который нужно освоить за день. Для каждого разработана методология преподавания, составленная с учетом особенностей психики и памяти ребенка. Задача педагога и тьютора - помочь ребенку достичь цели.
После обеда - индивидуальные проекты или проекты в мини-группах. Мы считаем, что детям лучше учиться в разновозрастном коллективе - младшие тянутся за старшими, старшие помогают младшим.
● Школа выглядит необычно: в кабинетах минимум мебели, в актовом зале - записки с мечтами учеников, двери туалета и шкафов разрисованы снаружи.
Мы предложили детям оформить школу самостоятельно. Хотите рисовать? Двери, шкафы, стены - ваши полотна для творчества. Надоели рисунки - побелим и все пере рисуем. Школьный паркур-парк? Просчитайте смету, найдите информацию по материалам, сложите, умножьте, рассчитайте. Во всем этом масса практической учебной деятельности: ребенок понимает, зачем ему сложение, вычитание, теорема Пифагора.
Однажды у нас проходили показательные уроки, объединившие в себе несколько дисциплин. Например, кулинарный. Все получили рецепты разной сложности в соответствии с возрастом. Нужно было узнать историю блюда, старинные меры веса перевести в граммы, смешать, испечь и в конце поделить на равные доли. Кроме истории тут и география, и геометрия, и математика. Если напутал, можешь попробовать свою ошибку на вкус, понять, что сделал не так.
● А что за записки с желаниями, которые пишут ученики?
Их написали и ученики, и педагоги в первый день учебного года, который начался у нас 31 августа. Ученик младших классов Вася, например, пожелал, чтобы в школе появились завтраки. Мы подумали и решили: завтракам быть! На следующий день Вася удивлялся: «Я вчера пожелал, чтобы был завтрак, а сегодня все сбылось». Для него стало открытием, что в школе могут сбываться желания. А наш тьютор-англичанин Гленн пожелал, чтобы у всех в школе были английские манеры и чтобы все болели за «Арсенал». Боюсь, что исполнение этого желания займет чуть больше времени.
Необычные зарубежные школы
Dalton School
В основанной в 1919 году Хелен Паркхерст школе учебная программа подгоняется под каждого студента с учетом его интересов, требований и способностей. Учащиеся сами управляют своим обучением, решая, в каком темпе и на какую оценку хотят освоить материал. Они имеют право обращаться за помощью к кому угодно: к другим учащимся, к родителям, учителям, что помогает развивать социальные навыки студентов и чувство ответственности по отношению к другим. В школу Дальтона
зачисляют с детского сада по 12-й класс. В 2010 году Dalton School стала лучшей подготовительной школой Америки по версии Forbes.
Sammerhill Schоol
В учебном заведении в Саффолке, работающем с 1912 года, решения о повседневной жизни школы взрослые и дети принимают вместе - мнение ученика здесь имеет такой же вес, как и мнение директора. Философия школы «свобода, но не вседозволенность» означает, что ребенок может делать все, что хочет, но только если его действия не мешают другим людям. Ученики могут прогуливать уроки, к тому же в школе отсутствует система оценок. «Саммерхилл - это такое место, где имеющие способности и желание заниматься наукой станут учеными, а желающие мести улицы будут их мести. Мы, правда, до сих пор не вырастили ни одного дворника. Я пишу это без всякого снобизма, потому что мне приятнее школа, выпускающая счастливых дворников, чем та, из которой выходят ученые-невротики», - писал основатель школы Александр Нилл.
Think Global
Эта открывшаяся в 2010 году американская школа передвижная: примерно каждые полгода она переезжает в новую страну. Учебный год делится на две длинные сессии по несколько месяцев и одну короткую «перемену». Ученики изучают культурные особенности тех стран, где они оказываются, заодно изучая обязательные предметы, экзамены по которым принимают приглашенные специалисты.