Беседа (моё интервью) с Ольгой Малышкиной, автором серии про кота Брыся - путешественника во времени
Мир вокруг Букландии
РК: Ольга, добрый день! Спасибо за то, что Вы смогли найти время и ответить на наши вопросы. Прежде всего, расскажите нам чуть подробнее о Ваших книгах. Как появился «Брысь» как историко-фантастическая серия книг о коте, путешествующем во времени и в пространстве? Почему российская история? Почему кот?
ОМ: Я начала «писательскую карьеру» ровно три года назад с рассказов о домашних питомцах, которых у нас в семье много, и так получилось, что, когда дошла очередь до кота Дали, мне уже хотелось попробовать что-то более серьёзное, чем рассказы, а потому я решила сделать его главным героем … романа. А поскольку я преподаватель не только по профессии, но и в душе, то роман просто был обречён стать познавательным.
Почему именно «историческим»? Наверное, повлияли невольно подслушанные и подсмотренные результаты многочисленных опросов подростков (и взрослых), которые выявили удручающее знание ими истории родной страны, которое, на мой взгляд, является основой воспитания патриотизма. Мне очень хочется, чтобы наши дети были патриотами, как бы высокопарно это не звучало. Это по поводу жанра - исторический роман. На выбор же места действия - Петербург - повлияла моя любовь к этому удивительному городу. А тут еще и коты эрмитажные в одну из наших поездок так удачно встретились: было раннее утро и семь эрмиков прямо на наших глазах вышли понежиться на солнышке. Эта сцена и стала отправной 😊 .
Первая фраза (вместе с кличкой кота - Брысь) тоже «родилась» целиком, оставалось только записать и... последовать за котом 😊 . Хотите - верьте, хотите - нет, но я никогда не знаю, куда меня заведут мои герои. Кстати, я от многих авторов это слышала, а теперь и сама знаю, что так бывает. Затем началась цепочка мистических совпадений: решила отправить моего Брыся в Зимний дворец по вентиляции - обнаружила на сайте эрмитажных котов историю кота Ван Дейка, который получил свою кличку именно потому, что был вытащен из... вентиляции в зале фламандской живописи. Но ещё более удивительным оказалось то, что на фото рядом с Ван Дейком был... МОЙ Брысь-Дали!!!
По ходу действия мой герой случайно поджёг Зимний и жизнь его оказалась связанной с августейшей фамилией, и тогда мне подумалось: почему бы не показать, какими были наши цари на самом деле, без того толстого идеологического налёта, которым они были покрыты долгие годы? Захотелось самой узнать о них не как о царях, а как о людях, и в результате открыла для себя так много, чего и не предполагала. Надеюсь, что и читатель тоже взглянет на многие вещи иначе.
Первоначально планировалась только трилогия, все части которой связывает дружба Брыся с Александром Николаевичем, сначала наследником престола, а затем императором Александром Вторым, но я не смогла остановиться 😊 . Да и читатели, круг которых к тому моменту образовался на proza.ru, просили продолжения. Части стали нанизываться одна на другую, но для разнообразия я стала менять жанры: части 1-4 - больше исторические, часть 5 (книга «Брысь, или Один за всех...») - больше приключенческая, чтобы увлечь серией про Брыся детей, которых слово «исторический» может отпугнуть, а полюбив Брыся и его команду, они и исторические части, возможно, захотят прочитать. Часть 6 («Брысь, или Приключения одного м.н.с.» - готовится к изданию) - опять история, но история не как собрание фактов, я постаралась передать атмосферу того времени, человеческие отношения и - что главное для меня - мысль о том, что хорошие люди всегда есть по обе стороны баррикад, независимо от социального положения и убеждений. Хороший - это тот, кто поможет в беде, хороший - тот, кто верен долгу и чести.
Часть 7 («Брысь, или Тайны Царского Села») является продолжением части 6, в ней рассказывается об очень сложном периоде в истории России - крушении самодержавия, а вместе с ним и привычных устоев, когда ломаются судьбы и характеры. Часть 8 - «Брысь, или Филадельфийский эксперимент» -своеобразный отдых от тяжёлой российской истории. Юмористическая фантастика, безусловно, с сохранением принципа познавательности. Часть 9 -мистический детектив: граф Брюс (точнее, его призрак), поиски магической книги, и всё это во время пожара Москвы в 1812 году, фигура Наполеона, появление первых аэростатов и др.
Куда отправимся дальше? Пока это секрет даже для меня. Знаю одно - расстаться с героями я не в силах. К тому же команда Брыся всё расширяется 😊 .
РК: Как происходил выбор исторических периодов и событий, о которых идёт речь в первой книге? «Цепочка» изначально собралась вокруг Александра II, или бусины на эту «цепочку» нанизывались в процессе написания? Кстати, почему Александр Второй, а не Пётр Великий или Екатерина Вторая - излюбленные персонажи исторических повестей и романов?
ОМ: На этот вопрос я отчасти ответила - автора за собой ведут герои. Фразы пошли «нанизываться» друг на друга с первого предложения, Брысь «ожил» -и сразу зажил самостоятельной жизнью, так что это не я, а он выбрал Александра Второго, и последовательность подачи событий от меня уже не зависела. Это что-то мистическое. Одну таинственную историю про Брыся-Ван Дейка и путешествие по вентиляционной системе я уже рассказала, а вот ещё одна: в части 3 есть эпизод с Гусаром, пуделем Николая Первого. По моему сюжету он оказался в нашем времени, когда забрался в вентиляционное отверстие, испугавшись громкого фейерверка в честь 15-летия наследника престола (будущего Александра Великого.). Брысь точно называет дату - 17 апреля 1833 года. Проходит время, я уже пишу часть 7, и вдруг, работая с документами, я читаю о том, что Гусар на самом деле исчезал на несколько дней из Зимнего дворца в СЕРЕДИНЕ АПРЕЛЯ 1833 ГОДА!
Вот ещё один пример. Чтобы погрузиться в атмосферу Зимнего дворца времён Николая Первого, я просматривала акварели Ухтомского и на одной из них, где было изображение Детской комнаты, обнаружила... своего Брыся! И таких моментов очень много. Как только повествование добирается до точки, где нужно поломать голову («Как выбраться героям из этой передряги?!»), решение подсказывает реальная история. Взять, например, малахитовую вазу, через которую Гусар вернулся в свое время! Я только задумалась над тем, как бы его переправить в допожарный Зимний, как на глаза попадается статья о Малахитовой гостиной, и выясняется, что эта ваза - ЕДИНСТВЕННЫЙ сохранившийся предмет из допожарной обстановки этой комнаты. Хочешь - не хочешь, а начинаешь верить в возможность путешествий во времени и пространстве.
РК: Как Вы работали над первой книгой в плане поиска исторического материала? Любимая собачка Николая Первого, царская семья в день восстания на Сенатской площади, несколько покушений на Александра Второго, вывоз немцами произведений искусства с оккупированных территорий и пр.?
ОМ: Я стараюсь полностью погрузиться в атмосферу времени: читаю воспоминания очевидцев событий, современников, личные письма, газеты, архивные документы. К счастью, в электронных библиотеках можно найти всё, что нужно. О декабристах, например, штудировала Уставы и программы всех обществ. Господа эти меня особенно поразили: сложно отказываться от привычных штампов, но пришлось. Брысь «выбрал» себе Трубецкого и, как я уже потом поняла, не зря: как бы я смогла сочувствовать, например, Рылееву, прочитав о том, как он призывал истребить всю царскую семью, всех четверых детишек? А уж их «крестьянская» программа!.. В общем, работать над историческим материалом безумно интересно, несмотря на то что набираются сотни страниц текста, из которых потом в книгу входит строчка-другая 😊.
РК: На портале proza.ru Вы рассказали, что прототипами героев книг являются ваши домашние любимцы. Расскажите, пожалуйста, о них: кто они, как появились в вашей семье и как «просочились» в детскую литературу?
ОМ: Как только мы с мужем двадцать пять лет назад обзавелись собственным жильём, так с тех пор и не можем пройти мимо «бесхозных» котов и собак. Слава Богу, что они нам все-таки не так часто попадались «под ноги» 😊 . Я расскажу только о тех, кто попал в роман. Брысь - в жизни котик Дали, которого подобрали в метро наши друзья. Видимо, кто-то продавал, не продал и бросил. Оставить его у себя они не могли, так как у них на тот момент был очень больной пёс, за которым требовался уход, и мы вызвались помочь подыскать котенку хозяина. Мы его тоже не планировали оставлять у себя дома, так как у нас уже жили собака (хаски Лаша, подаренная нам друзьями после смерти нашей любимой собаки) и кот Айвазовский, которого мы привезли из Крыма, нашли его там крошечным десятидневным котенком. Из-за Айвазовского и не хотели оставлять второго «найдёныша», уж слишком он был крут по характеру. Однако произошло чудо: наш котяра с первых же минут «приватизировал» котенка и стал для него настоящим любящим папой, так что искать другую семью не пришлось.
Мы проводим свои отпуска, как правило, в турпоходах, наши собаки и коты всегда путешествуют с нами, так что и Айвазовский, и Дали много путешествовали, жили в палатках, бродили по лесам, плавали на байдарках и лодках. От Дали Брысь «взял» внешность, а характер всё же больше от молодого Айвазовского. Мудрость «зрелого» Айвазовского досталась Савельичу -коту-философу.
Когда у нас в квартире одновременно поселились две собаки (собачку Нюшу подобрали щенком на улице) и два кота, мы решили уехать из Москвы за город, и уже в новом доме в семью добавились кот Бонд (нашла его в зимнем лесу, когда гуляла с собаками) и пёс Мартин. Мартин жил в нашем строящемся поселке. Сначала он был «чей-то», видимо, кого-то из рабочих, а потом стал ничей -выкопал себе ямку в земле и в ней поселился. А потом поселился у нас 😊 . В книге он тоже Мартин и «лопух», каким его считает Брысь 😊 .
О питомцах я могу бесконечно рассказывать 😊 .
РК: Давайте теперь поговорим о второй книге, в которой Брысь сотоварищи попадают в сюжет «Трёх мушкетёров». Это - одна из Ваших любимых книг?
ОМ:Да, в детстве «Три мушкетёра» были одной из любимых книг. Фильм Юнгвальд-Хилькевича пришёлся на юность.
РК: Вы изначально выбрали её в качестве основы для сюжета второй книги о Брысе, или был выбор?
ОМ: Да, изначально. Мне захотелось «лапами Брыся и его друзей» осуществить некоторые детские мечты по изменению сюжета романа 😊 . Это раз. Второе - после исторических частей хотелось попробовать другой жанр -приключенческий, тем самым попробовав привлечь к серии детей, которые не интересуются историей. Решение отправить Брыся и компанию на страницы какой-нибудь книги пришло с изобретением эликсира перемещений юным химиком Вовой Менделеевым, другом Саши, хозяина Брыся. «Три мушкетёра» показались идеальным вариантом, потому что если кто-то и не читал роман Дюма, то уж фильм смотрел наверняка, а потому будет рад новой встрече с отважной четвёркой мушкетеров - так же, как ей была когда-то рада я.
Познавательных моментов также набралось достаточно, и основной принцип серии сохранился.
РК: Спасибо. А теперь - по нашей традиции - о чтении и любимых книгах. Помните ли Вы свои первые детские книжки? Во сколько лет Вы научились читать и как это произошло?
ОМ: Мама уверяет, что я научилась читать очень рано, в четыре года. Я этого не помню 😊 . Помню только, что мне не разрешали брать книжки в постель, потому что останавливаться я не умела и могла читать до утра. Поскольку родители, зная эту мою привычку, могли ночью встать и проверить, я иногда мастерила из одеяла «спящую фигуру», а сама забиралась под кровать и читала с маленьким тусклым фонариком. Иногда меня там утром и находили, спящую на полу, а фонарик - с севшими батарейками.
Как и все дети, я обожала сказки, а книги любила перечитывать, даже «зачитывать до дыр». Моё детство прошло на Урале и, возможно, именно поэтому со мной под кроватью не раз и не два оказывались сказы Бажова 😊 . Еще очень любила Андерсена.
РК: Можете назвать Ваши любимые книги в младшем школьном возрасте? Старшем? О чём хотелось читать?
ОМ: В младшем школьном возрасте перечитала всего Жюля Верна и Дюма-отца, хотя сейчас понимаю, что как минимум Дюма не предназначен для детского возраста. Перечитала «Трёх мушкетеров», когда готовилась к написанию книги «Брысь, или Один за всех...» - абсолютно взрослая книга. В более старшем возрасте в голове уже была любовь, а потому очень кстати пришлась русская классика, которая осталась со мной уже на всю жизнь. «Анна Каренина» зачитана до дыр. Фантастику тоже любила - мы тогда грезили Космосом, а потому «Аэлита» Алексея Толстого тоже побывала в настольных книгах. Еще Станислав Лем, Стругацкие, Кафка. Перечислять очень долго.
РК: Есть один вопрос, который мы задаём всем авторам: как нужно преподавать литературу в школе, чтобы ребятам захотелось взять книгу в руки? Нравились ли Вам уроки литературы в школе, были ли они интересны?
ОМ: Моя мама - школьный учитель русского языка и литературы (накануне Дня учителя я рассказывала о ней подписчикам «Ребятишкиной книжки»), и её ученикам я завидовала, так как нам так интересно литературу не преподавали, поэтому даже на уроках литературы я читала под партой. Характер у меня был и есть бунтарский, «обязаловку» не люблю, наверное, именно это и мешало воспринимать трактовки учителя произведений, которые я уже сама прочитала и по которым уже сама «вынесла вердикты». А еще сочинения писать строго по правилам нужно было…
Та же ситуация была и в школе сына. В отличие от моих родителей, я очень переживала, что он не читает по ночам, а что это значит? То, что никакая книга из школьной программы его не увлекла. Каждый год, получая списки литературы для прочтения летом, я удивлялась: где Жюль Верн? где Марк Твен? И однажды я решила проигнорировать этот список и вручила сыну «Пятнадцатилетнего капитана». С того момента и началось: фонарик под одеялом, отказы пойти гулять, потому что «не дочитал» и пр. И вся русская классика пошла «на ура», потому что к началу её изучения сын уже не мог обходиться без книг, а я уже ему внушила, что наша классика -это самое-самое. Вывод: личность учителя играет огромную роль, его умение совмещать «обязаловку» программы со свободой, с творческим подходом.
РК: Два последних вопроса. 1) Если бы у Вас была возможность добавить три книги в школьную программу, какие это были бы книги? 2) Сейчас среди читающих людей популярен термин must read, то есть книга, обязательная для прочтения. Какие три книги из своего читательского опыта (детского или взрослого) Вы могли бы порекомендовать нашим подписчикам в качестве must read?
ОМ: Вопрос провокационный 😊 . Конечно, я бы добавила Брыся. С этой мечтой писала, и многие читатели её тоже высказали вслух, особенно те, кто прочел уже все части. Если серьёзно, я не могу что-то порекомендовать, поскольку не знаю современного списка литературы (сын закончил школу десять лет назад). Вдруг там что-то поменялось? Главное, что я бы посоветовала - не урезать русскую классику. Слышала, что ходят такие разговоры в Министерстве образования, хотят убрать «Войну и мир», Достоевского исключить совсем. Конечно, эти произведения не были написаны для школьников, но боюсь, тогда их совсем не будут знать.
РК: Ольга, спасибо Вам большое за интересную беседу. Ждём третью книгу про Брыся - и все остальные!
PS РК - это ресурс, от имени которого я брала интервью.
PPS Однажды разговорилась в контактах с одним известным автором, пишущим для старшеклассников, и как же мне было приятно услышать: "А я читаю Ваши отзывы в "Каравелле" (моя группа ВК, недавно я её закрыла - на два фронта не разорваться), и купила две книги по ним. очень понравились и мне, и сыну". Одной из этих книг был Брысь. Я на самом деле считаю эту книгу одной из лучших детских книг, написанных в последнее время, поэтому с удовольствием о ней рассказываю.
Серия книг про Брыся: