ФЕСТИВАЛЬ ДЕТСКОЙ КНИГИ В РДГБ. Отчет №1
Мир вокруг БукландииУра! Всё пошло по плану, и у меня получилось провести два дня на Фестивале детской книги, организованном РГДБ (Российская государственная детская библиотека). Как и обещала, пишу отчёты. Их будет несколько, так как информации много, но до конца недели постараюсь управиться J
Начать хочу с благодарности организаторам. Впервые я была на фестивале весной, на Неделе детской книги, и сразу оценила его. Во-первых - в отличие от той же ММКВЯ (на НФ мне не довелось побывать, и в этом году опять не получится - живём в другом городе теперь) - это мероприятие посвящен именно детской (и подростковой) книге, и главные его участники - дети и подростки, то есть в рамках фестиваля проходит много встреч, мастер-классов, дискуссий, спектаклей именно для юных читателей. Дети везде - любого возраста. Они прыгают, визжат, кувыркаются, мастерят, внимают, участвуют в конкурсах и обсуждениях, а родители только стоят рядом и обеспечивают им этот fun. Что правильно!
Второе следствие узкой (и логичной) направленности - камерность фестиваля, то есть всё сосредоточено на двух этажах библиотеки, и не нужно бродить по огромным пространствам выставочных залов ВВЦ в поисках нужного издательства или мероприятия - всё рядом. Программу я смотрела, разумеется, в Сети, но она была выставлена на огромных щитах в залах библиотеки плюс на входе и в коридорах библиотекари раздавали бумажные варианты, чем я один раз воспользовалась, потеряв в недрах рюкзака свою домашнюю бумажку с нужными данными.
Следствие камерности - отличная возможность пообщаться с авторами, издателями, художниками и др. людьми книжного мира. Во-первых, нет потока «клиентов», особенно случайно забредших, ведь на Фестиваль едут целенаправленно родители с детьми и книжники вроде меня, во-вторых, двери комнаты закрываются - и в тишине и в спокойной обстановке можно нормально поговорить с героем встречи. То есть любой человек может и успеет задать все вопросы, если они есть.
В общем, я довольна, как слон! Низкий поклон сотрудникам библиотеки. Вы были очень вежливы, предупредительны, вас всегда можно было найти (большой желтый значок с эмблемой фестиваля) и всё узнать.
Народу было - тьма, издательств - тоже, даже РОСМЭН был (который так и не довёз мне в воскресенье «Котобоя» - р-р-р… Впрочем, денег уже не оставалось, просто книжку хотелось «вживую» полистать).
А теперь подробнее о дне первом.
Сразу обнаружился «минус» - интересующих меня мероприятий было так много, что пришлось очень сильно думать, чтобы выбрать «самое-самое». Я не люблю скакать галопом по Европам. Это оказалось правильным решением, и в результате я сначала оказалась на детской читательской конференции, на которой юные читатели обсуждали книги четырёх современных авторов, причем в присутствии последних.
Почему эта конференция? Потому что я пишу много отзывов на детскую и подростковую литературу, но это - взгляд взрослого человека. Текст и его качество я могу оценить, а вот актуальность, восприятие моё и юных читателей - это разные вещи, поэтому было интересно послушать мнение именно детей.
Последние к встрече готовились следующим образом: отдельным классам (как производился выбор, не знаю) было предложено прочитать конкретную книгу и написать на неё отзыв. На это давалось два дня. Авторы отзывов и были приглашены на конференцию.
Первой книгой был
Ведущая конференции сообщила, что на книгу пришло очень много отзывов, и все они были хорошие. Ребята сказали, что «Кит» «невраждебная, добрая и интересная книга». Одна восьмиклассница поведала: «Я посмотрела на книгу - и мне захотелось её прочитать, проглотила буквально за день.
У ребят была возможность задать автору вопросы. Одна девочка спросила, почему на острове должны вырасти деревья. Анастасия Строкина ответила, что на о. Врангеля, о котором идёт речь в книге, деревья не растут, это остров вулканического происхождения, а деревья - это очень хорошо (фото с концерта).
Зашла речь об иллюстрациях. Следует заметить, что Ирина Петелина обычно иллюстрирует классику, и это - то ли первая, то ли даже единственная книга современного автора, которую художница согласилась проиллюстрировать. Поскольку мы с Анастасией сидели рядом, я шёпотом поинтересовалась, должны ли автору нравиться рисунки, и что делает издательство, если не понравятся. В этом случае издательство ищет замену, рисунки должны понравиться. Мне кажется, правда, что это происходит только в случае сотрудничества с маленькими издательствами, в больших не всегда у писателя есть выбор (слышала не раз в личном общении).
Автор также заметила, что писала книгу для детей младше восьми лет, а оказывается, она нравится и детям постарше, и даже взрослым.
Перешли ко второй книге -
Ведущая сообщила, что на эту книгу пришло очень много отзывов, и отзывы были разные:
«Подходит для девочек-подростков. Мужчинам мало знакомы переживания первой любви»;
«Я подумал, что книга для девочек и она бессмысленна для меня, но решил перебороть свою гордость - и не пожалел. Это - книга о людях, а не о девочках»;
«Книгу следует прочитать не только подросткам, но и их родителям»;
«Да чему может научить эта книга?!»
Что говорили дети (подростки лет 14-15, по моим оценкам, было восемь человек):
«Я думала, что пятнадцать лет - это прекрасный возраст, а оказалось, что он ужасный. Хочется как можно больше побыть в детстве…»;
«Героиня - примерная школьница. Она знает английский, хорошо учится - но и о мальчиках думает, много думает… Она уважает бабушку, и из чувства уважения понимает необходимость своего приезда в город У., в чём-то идёт против себя»;
«Наши характеры с Полиной во многом совпадают. Я тоже сильная, и тоже верю в гороскопы, в то, что кто-то знает нашу судьбу. Приехать в У. для Полины - культурный шок, там живут совсем другие люди, и у нее не получатся подстроиться под эту жизнь, эту серость она пытается заполнить книгами»;
«В большом городе «я» растворяется в круговороте, а в маленьком от него не убежишь. Вернувшись домой, Полина говорит: «Просто я не делаю то, что мне не нравится», а это степень взрослости» (мнение молодого человека);
«Интересно, как устроено произведение: чередуется сюжет, рассказ Полины о своих чувствах и переживаниях и рассказ от третьего лица - и вот человек учится, складывается что-то целостное»;
«Концовка мне особенно понравилась - на то она и концовка. Всё, что с нами случается, не случайно, всё влияет на формирование личности. Но от книги у меня остался осадок. Сначала не понравилась тема (переходный возраст, первая любовь - не в моём характере)».
Автору, Анне Ремез, ребята задали вопрос, как характер главной героини соотносится с её характером. Анна ответила, что дневники - это её подлинные дневники, слегка отредактированные, и книга автобиографична на 50%. Она тоже очень много думала о мальчиках, о том, когда же придёт то самое, настоящее - но и не забывала другими вещами заниматься, что правильно.
Следующий вопрос от ребят был о том, почему поднята эта тема. Ответ Анны:
- Сейчас очень много книг на эту тему, но «Пятнадцать» была написана десять лет назад (а вышла только сейчас, так бывает), и тогда таких книг было мало, и хотелось сделать акцент на эмоциях, чувствах, сказать о том, что лучше не делать неправильный выбор.
- Почему город «У»?
- Уральск. Город Уральск
- Неужели город определяет человека?
- Во многом, да. Место, где мы живём, часто нас определяет, нам нужны источники развития, нужно искать возможности. Среда во многом формирует человека, поэтому так много людей приезжает в Москву из маленьких городов. Маленький город может оказаться приговором для человека слабой воли, для того, кто сдаётся.
Взять ту же Италию. Люди с детства видят прекрасное - статуи, архитектуру. Если ты с детства видишь грязь и бетонные дома, что у тебя будет в душе?
Автор заметила, что никто из участников дискуссии не упомянул курение марихуан, и поинтересовалась, вызывает ли эта тема сразу отторжение от книги, или хочется понять, что чувствуют эти люди и почему они это делают?
Ребята ответили, что чувства противоречивые, но к курению книга точно не призывает, с чем автор согласилась, ибо если бы отдельная книга могла чему-то научить, то все читающие люди были бы очень хорошими, ведь большинство книг рассказывают о хорошем, но - увы, этого не происходит, книги же нужно читать для удовольствия и развития души.
Третья книга для обсуждения - "Чистые враки" Александра Блинова. Автор меня сразу покорил - открытый, энергичный, совершенно не «понтовый», из тех людей, кто совершенно точно сам решает, где и с кем ему жить и дружить и чем ему заниматься, человек большой внутренней свободы и энергии, которой он сразу «заразил» всю аудиторию. Александр сразу заметил, что с той же Италией не всё так просто. Да, красивая страна, но жители очень подвержены депрессии, люди рано умирают. Современный изобразительный ряд, несмотря на красоту вокруг, очень слаб. По поводу места жительства автор книг про толстого мальчика сказал, что в провинции живут более глубокие и осмысленные люди, они более динамичны, чем люди большого города, у которых всё примерно одно и то же. Современные жители большого города ему в качестве персонажей не интересны (слушая его, я подумала о том, сколько моих знакомых уехало из Москвы, да и я сама… тоже.)
Александр попросил ребят не быть скучными и воспринимать мир как огромное счастье. Это пошлые слова («пошлый» в основном значении слова - «банальный, тривиальный» - прим. мои), но это на самом деле так. Надо любить людей, ведь мы живём так мало. Жаль, что такие вещи начинаешь понимать только с возрастом.
Читатели книги - шестиклассники (10-11 лет) - сообщили, что «книга привлекла названием», на что автор заметил, что было десять вариантов названия книги, и главный редактор «Самоката», Ирина Балахонова, сказала ему уже определяться побыстрее, и тогда автор разослал все десять вариантов своим друзьям, попросил их совета - и получил … совершенно разные ответы. Остановился всё же на «Чистых враках», так как это название короткое, ясное и эмоциональное, а название книги должно вызывать у читателя эмоции.
Ребята рассказали, что книга напоминает их собственную жизнь: с героем то и дело случаются забавные истории - и с ними тоже. Рассказ «Продлёнка», например: они тоже ходят в продлёнку, и личные списывальщики у них тоже есть, иногда это они сами, и им тоже хотелось бы гулять в парке, а не возле школы, где делать нечего.
Отвечая на вопросы ребят, Александр Блинов рассказал, что в детстве очень любил фантастику, часто ходил в планетарий и искренне верил, что скоро все действительно улетят в космос. Заметил, что все школьные шутки и приколы остались, как и -дцать лет назад, и это неплохо, ведь учебные заведения должны быть консервативны, они - столпы общества, которые должны в процессе школьного обучения дать ученикам жестко структурированное и как можно более широкое образование (messageбыл - «Учитесь!»)
Поговорили о понятии детской жестокости, о том, что тот же Пиноккио изначально - жестокий и бессердечный мальчик, бросивший своего отца, который на него разве что не молился, но жизнь учит его состраданию. Дети очень эгоистичны по природе, никакой врожденной нравственности в них нет, все высокие духовные качества вырабатываются не сразу, и нужно над этим действительно работать.
Nota bene! Готовится к выходу третья детская книга автора - «Крот, который хотел увидеть солнце». Я не успела спросить, в каком издательстве должна выйти книги. На следующий день автор читал отрывки детям, общался с ними (6+), но это было уже к вечеру, я уже была без сил, и пошла домой, но в Интернете поищу все встречи и интервью с Блиновым, автор очень заинтересовал как собеседник. Люблю таких людей. Эмоциональный донор.
Четвёртой - и последней книгой - была "Лето разноцветно-полосатое" Павла Калмыкова .
Рассказывают ребята-шестиклассники (две девочки и один мальчик):
«Эту книгу я читал с улыбкой на лице. Всем советую ее прочитать»;
«Особенно понравилось то, что ситуация начинается - и сразу же заканчивается»;
«Я советую всем вам прочитать эту книгу, так как даже в самый дождливый день она вызовет улыбку на лице».
Поскольку автор, в отличие от трех других, в зале не присутствовал (он живёт очень далеко - на Камчатке), на вопросы ребят он ответит по эл. почте. А вопросы были такими:
Почему школа для медведей и почему на Камчатке? (ребята, видимо, не знали, что автор там живёт и что там много медведей)
Как возникла идея написать эту книгу?
Почему отрицательный герой - росомаха?
Завтра постараюсь поделиться своими впечатлениями о встрече с Эдуардом Веркиным.