10 читающих подростков, или встреча с Эдуардом Веркиным (РГДБ, 29 октября)
Мир вокруг БукландииДЕСЯТЬ ЧИТАЮЩИХ ПОДРОСТКОВ, ИЛИ ВСТРЕЧА С ЭДУАРДОМ ВЕРКИНЫМ
Продолжаю рассказ о прошедшем на выходных Фестивале детской книги в РГДБ. Следующим обязательным для меня пунктом программы была двухчасовая встреча с автором «Облачного полка» Эдуардом Веркиным. Основными участниками встречи были подростки 14-18 лет, было их человек двадцать пять, активное участие в беседе принимало около десяти, и это - те, кто знаком с творчеством автора не понаслышке. Слушая их вопросы и ответы Эдуарда, я сожалела о том, что в моём читательском багаже имеется только «Облачный полк». Впрочем, всё впереди.
В качестве «подготовки» к встрече ребятам было предложено прочитать книгу «Звездолёт с перебитым крылом» и написать на неё отзыв, поэтому многие вопросы и, соответственно, ответы были по этому роману. Я же буду писать просто о том, что запомнилось и показалось интересным. Сначала, конечно, по этой книге.
Сначала ведущая прочитала несколько отрывков из отзывов, в которых многие писали о том, что хотели бы жить в том детстве и испытывать те же ощущения (эх, не читала, но как я поняла из дискуссии, речь идёт о т. н. «советском детстве» - без компьютеров, мобильных телефонов, планшетов и т. п.), на что автор заметил, что он и сам бы хотел (пошутил), но вот конкретно такую реакцию читателей не хотел бы получить, книга мрачная. Добавил, что на самом деле - по его наблюдениям - мало что изменилось, и если убрать планшет (у Эдуарда двое сыновей - шести и двенадцати лет), то начинается то же самое: луки, стрелы и пр.
Далее о книге ребята говорили:
«Сначала я не понимала, что происходит, но на меня произвело неизгладимое впечатления часть, в которой речь идёт о том, что люди словами могут изменить мир»;
«Я начал читать вообще с Ваших книг ужасов, а теперь узнал, что Вы и в других жанрах пишете - прикольно!»
«Книга очень интересная, заставила размышлять о нынешней жизни…» (это отрывок из очень серьезного отзыва шестиклассника, автор посоветовал автору принять участие в конкурсе «Книгуру», в котором победителей определяют подростки, а не взрослые).
Почему «Звездолёт с перебитым крылом»? Кто-то перепел известную песню Цоя («И билет на самолёт с серебристым крылом») как с «перебитым крылом».
У книги будет продолжение, это - первая часть из трёх.
Ведущая задала вопрос, важно ли ребятам, чтобы книги обязательно заканчивались хорошо, на что те сначала дружным гулом голосов, а потом устами одного подростка ответили, что это совсем необязательно, скорее наоборот: приторно-сладкие концовки книг не интересны. Главное в книге - это захватывающий сюжет.
Автору задали вопрос по книге «Место снов» (могу ошибиться): «Отождествляете ли Вы себя с Зиминым?» «Отчасти. Так или иначе герой - это автор, мимо не проскользнуть, но герой всегда интереснее автора, так и должно быть».
Задали вопрос по поводу продолжения серии «Хроника Страны Мечты» (если ошибаюсь, поправьте). Ответ: «Я начал сочинять эту серию в 2002-2003 гг. в приподнятом душевном состоянии, которое за десять лет исчезло. Шестая книга - да, будет, но хотелось бы поймать настроение того периода. Того дыхания, что было».
Следующий вопрос: «Вы не думали над экранизацией книги «Сто лет спустя»? И тут выяснилось, что в зале присутствует… продюсер этого фильма, довольно молодая девушка, которая и рассказала о том, что сначала они (кто они - не знаю) хотели снять буктрейлер на три минуты, в съёмках захотели принять участие очень много людей, и в результате написался… короткий метр. Это любительский проект, в нём снимаются актёры-непрофессионалы, снимается он с перерывами уже год, но свет в конце туннеля уже виден. Автор сообщил, что пару отрывков видел, и ему понравилось. Тут же задали аналогичный вопрос про «Хроники», на что Веркин ответил, что так, как снимают у нас, это делать не нужно (поскольку книгу я не читала, могу только предположить, что речь идёт об уровне спецэффектов, мне так показалось).
И наконец - вопросы по «Облачному полку». Как родилась книга? «Книга родилась на том, что я благополучно забыл. Конец 80-х - это советское время, но оно заканчивалось, и всё словно «отскакивало». А потом я наткнулся на тему. Над книгой - в отличие от других книг, которые даются с трудом - работалось очень легко, написал быстро, но всё время приходилось держать себя в руках, чтобы «попасть в стиль» человека, который всё это видел своими глазами».
Я задала вопрос про соотношение реального и вымышленного в книге, особенно в эпизоде с замёрзшим немецким почтальоном. Партизанский отряд реален, он существовал. По поводу почтальона автор рассказал, что подготовка к будущему Нюрнбергскому процессу началась уже в 1943 году, когда начали собирать материалы, документы и воспоминания людей, в том числе детей, переживших оккупацию, и документы эти читать невозможно. Письма в книге - это уже отредактированный, то есть смягчённый вариант.
Кто-то из ребят сообщил, что в классе его знакомого книгу изучали на уроках литературы как часть обязательной программы (молодец, учитель!)
Вопрос ведущей: «Важен ли для Вас читатель и как Вы его себе представляете?» (сразу видно, что это вопрос взрослого, к тому же организатора ))) Ответ: «Нет, давно бросил это дело. Нет такой задачи, к тому же читатели все очень разные, кто-то и «Анну Каренину» в двенадцать лет читает…»
Вопрос о книге «Т-34»: «Бывает ли такое сейчас?» Ответ: «Изначально это был не танк, а памятник героям, но врать не буду - мы ничего не делали, в моей жизни такого не было. Но периодически мне попадаются на глаза такие истории в Сети».
Вопрос: «Вы пишете в разных жанрах - чем вызваны такие «перепады»? Ответ: «Видимо, от личного чтения. Я читал всё - и «Детские годы Багрова-внука» Аксакова, и Стивена Кинга - и всё не без удовольствия».
Вопрос: «Тестируете ли Вы свои книги на читателях?» Ответ: «Нет, это не моё. Могут ведь посоветовать что-то, а я подумаю - и изменю, допишу, и думай потом, кто же автор книги». Сказано, разумеется, наполовину в шутку. Автор добавил, что глас читателя, разумеется, должен звучать, но прислушиваться к нему писатель не должен. Тут же задали вопрос о том, нравится ли ему встречаться с читателями. Ответ: «Да, когда это встреча именно с читателями, как сейчас, потому что такое количество читателей на один квадратный метр редко бывает». (Думаю, Эдуард имеет в виду не очень подготовленные встречи на больших мероприятия вроде ММКВЯ, на которые заходят люди, часто не знающие ни автора, ни его книг - так, поглазеть. Видела такое часто.)
Вопрос: «Ваши любимые книги?» Ответ: «В детстве очень любил «Приключения Гекльберри Финна, читал много раз. Позже и «Мёртвые души», рассказы Чехова, Платонов, фантастика, те же Стругацкие. У Стивена Кинга нравятся реалистичные вещи - их мало, но они хороши. Из современных нравится Ольга Славина».
Я задала вопрос, читает ли автор книги в электронном виде. Ответ: «Нет, я «бумажник». Есть два ридера, которые лежат без дела, книга в них для меня - просто буквы и слова на экране, не воспринимается». Самое интересное, что почти все подростки дружным гулом голосов подтвердили то же самое - кто-то читает только в бумаге, большинство бумагу предпочитает.
Ещё из интересного: в дискуссии автор заметил, что, на его взгляд, основная прелесть литературы заключается в том, что читатель многое додумывает за писателя сам.
Один четырнадцатилетний парнишка спросил, почему некоторые его книги маркируются знаком «16+». Это создает проблемы при покупке, так как продавец требует паспорт (в «Читай-городе» такое было). Причина такой маркировки автору неизвестна, так как вроде ничего «такого» в его книгах нет.
В заключение - о моих личных впечатлениях от встречи. Мне было интересно, автор очень отличается от того же Блинова, о котором я рассказывала в понедельник, Веркин флегматичен, нетороплив, с чувством юмора и иронией, в том числе самоиронией. Буду дальше знакомиться с его творчеством, интерес только усилился. И очень благоприятное впечатление произвели ребята: умные, знающие, эрудированные - и очень доброжелательные, открытые. Почему молодёжь всё время ругают? По-моему, с неё всё в порядке.
На этой оптимистичной нотке, пожалуй, закончу. Приятного чтения!
Книги Эдуарда Веркина: