Про жадность и щедрость.
Воспитание двойняшекМои мальчишки как и многие двойняшки регулярно воюют при разделе игрушек, книжек, карандашей и т. д. Я всегда объясняю им, что надо делиться и что игрушки Ваши общие и играем(рисуем, читаем) вместе. На улице тоже всегда стараемся делиться и меняться игрушками с другими детьми. Вот сегодня прочитала статью Марии Сурыгиной и растерялась... У моих детей все общее кроме одежды... не правильно.. А как же быть? Ниже привожу статью и прошу Ваших комментариев.
автор: Мария Сурыгина, семейный психолог
Щедрость, умение помогать другим - одно из наиболее востребованных социальных качеств личности наряду с чувством юмора, умением принимать критику и способностью контролировать сильные эмоции. И большинство родителей стремится своему ребенку привить щедрость.
Начинается это еще в песочнице - «поделись с Петей совочком, не жадничай». Обычно, правда, там же и заканчивается - когда родителям перестает быть стыдно, что их карапузик зажал машинку, и все другие родители это видят. Что ж, это вполне закономерно - все мы в воспитании детей наряду с осознанной позицией используем и неосознанные императивы, не до конца понимая, зачем и почему мы это делаем.
Щедрость, умение помогать другим - одно из наиболее востребованных социальных качеств личности наряду с чувством юмора, умением принимать критику и способностью контролировать сильные эмоции. И большинство родителей стремится своему ребенку привить щедрость.
Начинается это еще в песочнице - «поделись с Петей совочком, не жадничай». Обычно, правда, там же и заканчивается - когда родителям перестает быть стыдно, что их карапузик зажал машинку, и все другие родители это видят. Что ж, это вполне закономерно - все мы в воспитании детей наряду с осознанной позицией используем и неосознанные императивы, не до конца понимая, зачем и почему мы это делаем.
Суета вокруг малыша на тему «не жадничай» - отличный пример такой ситуации. За этим обычно стоит желание родителя, чтобы его ребенок был благожелательно принят социумом. Это основано на еще более значимом и фундаментальном желании воспитать в ребенке определенные качества личности, чтобы он не только был принят в социуме, чувствовал себя в нем комфортно и мог продвигаться вперед в любом выбранном направлении. То есть, чтобы человек умел отдавать не просто потому что «так надо» или «меня не поймут», а делиться легко, добровольно, получая от этого удовольствие.
Зачастую родители, когда учат отдавать совочки и формочки посторонним детям, совершенно упускают тот факт, что человеку необходимо уметь отказывать в помощи, просьбах, благотворительности без чувства вины.
Осознать истоки
Существует схема поведения, при помощи которой родители могут перевести неосознанный возглас «не жадничай!» в осознанное желание воспитать человека, умеющего делиться с радостью, но при этом не забывать о своих границах и уметь их держать без чувства вины.
Начинать всегда надо сначала, и в данном случае действует незыблемое правило - прежде чем научиться делиться, надо научиться обладать. Ведь поделиться можно только тем, что у тебя есть. Щедрым может быть только богатый и это касается в большей степени не материального мира, конечно же, а мира духовного, мира внутренних ценностей человека. Итак, пункт номер один - учим ребенка быть хозяином своих вещей.
Это значит, что у каждого ребенка в семье должны быть его собственные личные вещи, для которых должно быть свое место (ящики, коробки, мешки) с самого раннего возраста. Не обязательно и даже не нужно все вещи ребенка называть его личными. Часто родителям самим нужно, чтобы у ребенка была эта вещь в надлежащем состоянии. Например, дорогой робот, подаренный на день рождения или дорогие сережки, и, конечно, одежда и обувь - тут права собственности у родителя и ребенка совместные, и обычно не требуется обозначать это отдельно, устанавливать какие-то вербализированные правила.
Но наряду с этими вещами должны быть и те, которые принадлежат малышу. Игрушки для прогулок во дворе, где происходит большинство первых контактов с «жадностью», как раз из этой категории.
Нюансы владения
То, что вещь принадлежит ребенку, выражается не только в том, что он может играть ею, когда захочет и как захочет, дарить или выбрасывать ее, и не только в том, что без его разрешения родители не дают эту вещь никому даже на время. Принадлежность вещи ребенку выражается и в том, что он сам отвечает за то, чтобы в отношении этой вещи соблюдались правила, установленные для дома, семьи в целом (например, уборка или уход). А также в том, что ребенок отвечает перед самим собой за то, что этой вещи у него больше нет, если он ее выбросил, испортил или подарил.
То есть, если в семье установлены определенные рамки чистоты в комнатах или определена манера обращения с вещами, то ребенок сам с самого раннего возраста посильно принимает участие в том, чтобы свои вещи в эти рамки укладывать. Чем ребенок старше, тем более полно он выполняет общие обязательства семьи, но начинать надо с того, что ползающий на четвереньках малыш помогает взрослым убрать за собой игрушки хотя бы один раз в день. Да-да, мы учим ребенка делиться, обязывая его убирать свои игрушки. Чтобы он чувствовал и осознавал, что они у него именно свои. Не будем углубляться в то, как правильно вовлечь ребенка в хозяйство, наша тема сейчас - жадность и умение делиться.
Право на отказ
Прежде, чем научиться делиться, надо научиться обладать. Поскольку малышей практически всему учат взрослые, то и этому тоже должны ребенка научить вы. Не заставляйте его делиться и не давите на него, наоборот, если кто-то отнимает или просит у вашего малыша его игрушку, а тот отказывается ее отдать - вступите в разговор с другим ребенком от лица своего или помогите ему достаточно внятно сформулировать отказ. Поддержите выбор своего ребенка, даже если сейчас он выбрал никому ничего не давать. Можно лишь мягко и не навязчиво направлять своего малыша к тому, чтобы делиться: «Зая, мальчик просит у тебя на время твою машинку. Дадим ему или нет?» Очень важно, чтобы в вашем предложении прозвучала возможность отказа. «Если не хочешь - можешь не давать», «Давай поделимся? Или нет?».
Так вы учите ребенка тому, что он имеет моральное право отказывать. Конечно, можно предлагать меняться, но без нажима и торгов - 2-3 разных предложения, если ваш ребенок продолжает отказывать, спокойно примите его позицию, а также помогите объяснить ее другому малышу. Конечно, это должно работать и в обратную сторону - чужие игрушки брать с разрешения и отдавать, когда попросит хозяин.
Этап, когда ребенок не выпускает игрушки из рук и не готов ничего никому давать, нормален для детей от 1,5 до 3-х лет. В какой-то момент этого периода почти любой малыш испытывает всплеск «жадности»: это сенситивный период для понимания принципа частной собственности своих и чужих прав. В среднем этот всплеск длится от нескольких недель до пары месяцев.
Есть еще один момент: ребенок этого возраста очень нечетко осознает свои границы (ментальные, личностные и даже физические) и зачастую распространяет их на предметы, которые у него в руках или принадлежат ему. Предметы, которые он принес с собой. Поэтому у детей бывает такая болезненная реакция на попытку забрать у него что-либо. Это видно по мимике, позе, звукам, которые издает малыш, вцепившийся в вещь. В такой момент лучше отвлечь внимание ребенка, что бы он сфокусировался на чем-то другом, в идеале - на вас. Зная эту возрастную особенность, надо терпимо относиться к нежеланию ребенка кому-то что-то давать.
Естественная и неестественная жадность
В оправдание детей надо заметить, что многим детям свойственно испытывать тревожность при общении с незнакомыми людьми или принимая малознакомых людей на своей территории (а приезжающая в гости 1-2 раза в месяц двоюродная сестричка для малыша остается малознакомой). Эта тревожность естественным образом перекладывается на вещи - заботу об их сохранности.
Если следовать вышеизложенным принципам, а они не так уж сложны, согласитесь - научить ребенка обладать вещью, не давить на него при общении с другими детьми, помогать ему отказывать другим, учить его так же относиться к чужим вещам - то «жадность» легко проходит сама к 3-3,5 годам. Если этого не случилось, значит, естественный ход вещей был нарушен.
Возможно, было давление взрослых, которое помешало научиться обладать и делиться добровольно. Возможно, у ребенка по каким-то иным причинам повышена общая тревожность, и он успокаивает себя за счет вещей, поэтому ему очень трудно дать их кому-то даже на время. Или у ребенка было очень мало практики общения с другими детьми, где он бы мог применить и обкатать свои навыки. Если ваш ребенок активно «жадничает» после 3,5-4 лет, подумайте над тем, что могло помешать ему научиться делиться. Вам надо постараться изъять эту помеху или исправить последствия.
В этом случае родителю следует придерживаться основных принципов и стратегии, описанной для более раннего возраста, а также проявлять большую настойчивость и изобретательность в том, чтобы направить (именно направить, поддержать, помочь) малыша делиться игрушками, но не принуждать, стыдить или давить на ребенка.
Если это уже случилось
Вы можете ввести более четкие условия при общении с другими детьми, например, заранее перед прогулкой договариваться брать с собой только то, что не жалко дать другим поиграть. Или перед приходом гостей спросите ребенка, хочет ли он что-то из его игрушек убрать сейчас или оставить все, чтобы дети с ними играли.
При «приступах жадности» избегайте перехода протеста в агрессивно-демонстративную форму. Важно не допускать, предотвращать такие «сцены», поскольку они начинают иметь для ребенка самостоятельную ценность, и к проблеме жадности прибавляется еще одна - проблема общения с малышом. В идеале ваше участие в таких конфликтах - ваш же внутренний голос, а не третья сторона.
Помогите ребенку успокоиться, увидеть, что нет никакой угрозы, что вещь - это только вещь, не становитесь в этот момент еще одним человеком, против которого малышу надо бороться за право распорядиться своей игрушкой. Сделайте это не только самими словами, но и тоном голоса, и позой - присядьте рядом с ребенком, чуть сзади, говорите спокойно, или позовите его, чтобы он повернулся к вам, но так, чтобы вы не оказались напротив него рядом с другим ребенком. Встаньте на сторону ребенка, если направить его к тому, чтобы поделиться, не получилось.
А вдруг гости?
Если ребенок никак не соглашается делиться с гостем, и вместо игр в вашем доме все время конфликты - разведите малышей порознь, им необязательно играть вместе, тем более, если это не получается. Посадите своего ребенка рисовать, «читать», гостю тоже дайте какое-то спокойное самостоятельное занятие.
Нравоучительные беседы отложите на потом, на то время, когда все гости уже уйдут, перед сном или после еды. Будьте лаконичны, избегайте риторических вопросов. Просто поделитесь своими идеями и послушайте, что скажет ваш ребенок.
И, конечно, воспитывайте эти же качества в себе - умение обладать вещами, умение делиться ими с радостью и отказывать без вины. Ведь основное наше воспитательное действие - не наши слова, а то, кто мы есть
Оригинал тут:
http://letidor.livejournal.com/59060.html
Владимир Шебзухов
Щедрость и Жадность
Владимир Шебзухов
По Евгению Санину (Монах Варнава)
У Жадности просила Щедрость:
«Отвергнешь просьбу ты любую,
Но дай, не посчитай за дерзость,
Кастрюлю, самую большую!»
«Не дам!» - как отрубила, Жадность.
Тому не привыкать ушам.
Ещё услышим, не однажды,
От Жадности: «Не дам, не дам!»
Не стала спорить и перечить
(Не спорь и ты о том, дружок),
Но Щедрость принесла под вечер
Ей испечённый пирожок.
«А почему один всего лишь,
И мал, не знаешь, как и взять?
Ты, Щедрость, знать, себе позволишь
По болеe всё отдавать!»
«Везде просить кастрюли стала,
Уж, коль с тобою не срослось.
У всех, кого б ни угощала,
Кастрюль поменьше не нашлось!»
Осталась Жадность «с носом» так…
(Наелся ж, кто-то досыта!)
По Евгению Санину (Монах Варнава)
У Жадности просила Щедрость:
«Отвергнешь просьбу ты любую,
Но дай, не посчитай за дерзость,
Кастрюлю, самую большую!»
«Не дам!» - как отрубила, Жадность.
Тому не привыкать ушам.
Ещё услышим, не однажды,
От Жадности: «Не дам, не дам!»
Не стала спорить и перечить
(Не спорь и ты о том, дружок),
Но Щедрость принесла под вечер
Ей испечённый пирожок.
«А почему один всего лишь,
И мал, не знаешь, как и взять?
Ты, Щедрость, знать, себе позволишь
По болеe всё отдавать!»
«Везде просить кастрюли стала,
Уж, коль с тобою не срослось.
У всех, кого б ни угощала,
Кастрюль поменьше не нашлось!»
Осталась Жадность «с носом» так…
(Наелся ж, кто-то досыта!)
21.03.2018
Ответить
Twinsy
Познавательная статья, мне понравилось как автор раскрыла взаимосвязь обладать, чтобы отдавать. Я тоже своим объясняю,что надо делится, хотя бы между собой, но не помогает. Мой "младший" — настоящий узурпатор) четко следит чтобы "старший" не взял его игрушки/обувь/карандаши и т.д. Стараюсь покупать одинаковые модели, но разных цветов. Но даже при покупке одинаковых игрушек "младший" каким-то образов находит свою игруху среди двух одинаковых. На площадке стараюсь привить своим обмен игрухами, , но бывают разные неприятные моменты, типа неадекватных мам и невоспитанных детей, такое сразу пресекаю, а иногда мы сидим в песочнице держим все игрухи при себе, сами не играем и другим не даем. К детской жадности отношусь спокойно, в первую очередь потому что у меня будут орать сразу двое, а это серьезное испытание) Бывает в гостях неудобно, но думаю, перерастем
12.12.2014
Ответить
Виктория
Я читала в
нескольких источниках, что детская жадность в большинстве случаев является
нормой развития, потому что ребенок ассоциирует себя со своими игрушками,
личными вещами. Они — его продолжение. Естественно, что он не всегда готов
делиться ими. И имеет на это право. Ведь мы — взрослые — тоже не
всегда готовы отдать свои вещи кому-то?) Я не уверена насчет близнецов, но,
наверное, основные моменты не сильно отличаются. Про жадность читала вот тут
Когда мой
ребенок на площадке с другими детьми, я стараюсь не вмешиваться в его
взаимодействия с ними. Если кто-то отнимает у него игрушку и он не противится
этому, или же если он очень возмущается. В конце-концов, это его личная вещь,
если он захочет ею поделиться, то он обязательно это сделает. Он не обязан так
поступать только потому, что мама так велит. Когда же дело доходит до драки, то
мне очень помогали советы из вот этой статьи читать
Надеюсь,
советы окажутся полезными и Вам)
08.12.2014
Ответить
iren
Статья про одиночного ребенка. У нас разделение пошло с пеленок. Это мое ведро, это твое и т.д. Одежда — тоже. При этом одна предпочитает желто-синие тона, другая розово — красные. И не дай Бог перепутать!!! Такие же правила и к детям на улице предъявляют: вот наши игрушки, а у тебя свои. Мы к твои не берем, но и ты наши не бери. И уже с ними никто не связывается. Сейчас научились меняться, если есть настроение. Но буквально сегодня случилась драка из-за малинового карандаша! Хотя при этом полные коробки других карандашей, в том числе похожих оттенков. И так каждый день.
08.12.2014
Ответить
Colombo
Поскандалить из-за карандаша или любой другой ерунды мы тоже любим... это очень выматывает мамины нервы.
А с вещами вообще сложно.. Я даже поняла почему двойняшек одевают одинаково. Чтоб не ругались из-за одежды. Я была настроена одевать их по разному и с нескольких месяцев давала им самим вещи выбирать. По началу все шло гладко. Один малыш тянулся к синей кофточке, другой к зеленой. Пижаму один выбирал полосатую , другой с принтом. Потом идиллия закончилась. Они стали выбирать один комбинезон, одни ботинки и реветь до посинения если одели другое. Пришлось срочно поменять свои намерения и начать искать все одинаковое. Сейчас большая часть верхней одежды и обуви у нас одинаковая. Шапки могут быть разные, футболки, брючки.. то чего много, а вещи которые каждый день носим надо иметь одинаковые или будут скандалы бесконечные. С игрушками проще, они в разные любят играть. Если делят, то чаще из вредности.
А с вещами вообще сложно.. Я даже поняла почему двойняшек одевают одинаково. Чтоб не ругались из-за одежды. Я была настроена одевать их по разному и с нескольких месяцев давала им самим вещи выбирать. По началу все шло гладко. Один малыш тянулся к синей кофточке, другой к зеленой. Пижаму один выбирал полосатую , другой с принтом. Потом идиллия закончилась. Они стали выбирать один комбинезон, одни ботинки и реветь до посинения если одели другое. Пришлось срочно поменять свои намерения и начать искать все одинаковое. Сейчас большая часть верхней одежды и обуви у нас одинаковая. Шапки могут быть разные, футболки, брючки.. то чего много, а вещи которые каждый день носим надо иметь одинаковые или будут скандалы бесконечные. С игрушками проще, они в разные любят играть. Если делят, то чаще из вредности.
09.12.2014
Ответить
Настя
У моих есть только по одной игрушке своей, они с ними спят, успокаиваются и проч. Они могут подраться из-за любой вещи, но эти две игрухи неприкосновенные. Дети так решили, одежда общая, только обувь разная и комбезы. Игрушек у нас мало и почти все по две, цветами отличаются некоторые. Мне кажется статья для одного ребёнка написана.
05.12.2014
Ответить
Лия
У нас все игрушки по 2. Две коляски, две машинки, две одинаковые лошади, которые ездят в колясках, 2 мишки и зайца. И тп. У каждого свое. И как они их различают для меня загадка, но они видят. Лина у нас в основном делится, а вот Матвей жадина, он свое никому не дает, и если он несется к своей коляске или машине, то дети автоматически бросают и отходят, родители уже все знают и его вещи не дают брать. А вот с одеждой у нас как раз неразбериха. Есть отдельные вещи по половой принадлежности: костюмы и платья, остальное я стараюсь брать безполое, тк разница в росте 10 см позволяет сильно экономить на одежде.
05.12.2014
Ответить
Colombo
А у нас очень мало игрушек в 2 экз. Мои мальчишки разные пристрастия имеют. Часто делала так, одну куплю и смотрю стоит ли вторую покупать. Чаще всего не стоит. Или так, пока одна, обоим нужна, вторую купили и обоим не нужны стали. Вот прям чтоб сказать :"Это игрушка твоего брата, отдай ему" не про одну не могу сказать. Все общее. Вот после статьи и пришла мысль... Может надо уже им завести личные игрушки? Но Как? А про вещи. . Мы тоже немного экономим, разница в 4 см, но нога одинаковая.
05.12.2014
Ответить
Лия
А у нас изначально 2 машинки и 2 велика. 2 кукольные коляски. И разделение на мое- не мое пошло совсем не давно. Раньше они могли за одну игруху драться, даже если рядом лежит такая же. Сейчас я говорю возьми свою и играй. Мне так даже проще. И все игрушки всегда покупаю по 2. И дарить ,говорю. Даже если не интересно им иногда важно услышать что его. Видимо кризис 3х сказывается...
06.12.2014
Ответить
Ольга
У нас есть игрушки личные — зайка и собака, их вообще никому нельзя взять без разрешения! Есть игрушки — когда покупали разные — потому, что выбрали сами так в магазине, есть некоторые вещи личные — зубные щётки, флиски, куртки и ботинки, но при этом много и общего)
05.12.2014
Ответить
Colombo
Я со своими малышами еще в магазин выбирать игрушки ни разу не ходила. Как то сами покупаем или дарят. Чувствую мои выберут.. пол магазина.
Хотя я все чаще по интернету заказываю.. Недавно рюкзаки им заказывала.. дала выбрать по картинке. И ООО чудо.. они выбрали одинаковые, хотя я специально подзывала их по одному и они не могли видеть, что выбрал брат.
Хотя я все чаще по интернету заказываю.. Недавно рюкзаки им заказывала.. дала выбрать по картинке. И ООО чудо.. они выбрали одинаковые, хотя я специально подзывала их по одному и они не могли видеть, что выбрал брат.
05.12.2014
Ответить
Ольга
Я в магазине оговариваю — покупаем — эту или эту, на эту денег не хватит, а такую можно! У меня это получается, папе труднее, приходится мне вмешиваться)))Флиски были в спортмастере — распродажа — один выбрал зелёную другой красную — так и носят)
06.12.2014
Ответить
Радуга
Мне кажется, что это статья больше про отдельно взятых детей. С близнецами, думаю, есть нюансы. То есть, мне кажется, здесь рассматривается то, что есть вещи родителей, а есть — ребёнка. Я думаю, главное, чтоб ребёнок не воспринимал вещь, как казённую, которая ему не принадлежит, которой он может лишиться в любой момент. Не думаю, что надо насильственно вводить рамки сейчас, мол, это только твоя вещь, а это — твоя, если не получается этого сделать. Хотя, можно сделать так, чтоб какие-то игрушки были общие, а некоторые чьи-то. Если кто-то особую привязанность испытывает к какой-то вещи.
05.12.2014
Ответить
Colombo
Мне тоже думается, что с двумя ровесники чуть по другому... Эх, все то у нас по другому:))) Помню во время беременности читала много литературы полезной и меня все время терзали вопросы.. А как эти же советы применить на двоих.???? И только в одном месте нашла совет... мол, поищите сообщество где реальные мамы двойняшек пишут про свой опыт:)) Про насильственные рамки согласна полностью... просто задумалась... почему у моих сыновей нет личных игрушек? Может я что то упустила. ..?? А может это но. . .
06.12.2014
Ответить
Радуга
Мы с сестрой погодки, и разделение игрушек как-то само произошло, мол, это моя кукла, это твоя. Но если кому-то на ДР что-то дарили, то это была личная вещь. Просто тут и ДР в один день...
06.12.2014
Ответить
Валерия
Я думаю, что понятие чего-то "личного" может быть только у более старших детей. У моих в 2 года точно ничего личного нет, кроме одежды, и то это потому, что разнополые.Даже ботинки их так и тянет надеть не свои, а брата/сестры. Может в 4-5 лет и будет уже что-то личного каждого, а пока такого нет. Игрушки покупаем разные, но играют оба и в куклы и в машинки.Может только мои дети такие)
05.12.2014
Ответить
Colombo
Мои одежду тоже иногда норовят чужую одеть:) Но обычно это заканчивается ревом владельца и возвратом одежды хозяину. Но у нас не вся личная одежда, в основном это верхняя и обувь, но иногда они сами решают... эта футболка(штаны, носки и т. д.) мои и не дают брату одеть никогда. Это началось с года примерно... с тех пор больше одежды одинаковой покупаю, чтоб меньше дележки и слез при одевания было.Поэтому про личные вещи с более старшего возраста не соглашусь... У всех по разному видимо. Просто с игрушками я приучила, что все общее, а с вещами нет.
06.12.2014
Ответить
Юлия
Я давно пыталась воплотить эту мысль: когда дарила игрушки, то объясняла -это твоё, а это — твоё. Какие-то игрушки общие. Но чё-то, Ирин, у меня ничего не получилось( Тим отбирает всё, ему важен сам процесс — отобрать, чтобы это стало ЕГО. Как только Мила начинает во что-то играть, он кидается на это как коршун, потом отбирает и бросает. Она берёт что-то другое, и всё по-новой. Ничего не получается с этим сделать(((
05.12.2014
Ответить
Colombo
У нас тоже так бывает... правда оба этим грешат:( Что то брат очень хорошо играет... пойду и заберу.. А потом брошу игрушку. Но как правило оба хороши в этой ситуации.. часто прежде чем отобрать у брата делается попытка поиграть вместе, а вот после отказа забирается игрушка. Мне иногда прям грустно, что они вместе почти не играют, только если я с ними и организована общая игра.
06.12.2014
Ответить
Оставшиеся комментарии доступны после регистрации
Зарегистрируйтесь и получите полный доступ ко всем функциям сайта.