Где живет порядок? День 1. Про слонов и котлеты.
образ жизнихех, ну приступим. Много и долго будем говорить про тайм-менеджмент, конечно же. Это целая наука, со своими учеными, формулами и выводами. Так глубоко мы копаться, не станем, а вот кое-какими принципами воспользуемся.
И первым делом хотела бы обратить ваше внимане вот на что - наше мероприятие - это не панацея и не волшебная пилюлька. "прослушать курс лекций" недостаточно. Ваши дела и заботы от вас никуда не денутся. Да, я знаю, как их оптимизировать, но ДЕЛАТЬ ИХ ВСЕРНА НАДО! через лень и не хочу, надо и все тут. И потому прямо сразу же и введем первый принцип - не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра сегодня.
Понимаете, если мы не будем день за днем выполнять свои обязательные дела, часто неприятные и жутко нудные, то дела от этого не испарятся. Ну не придет тетечка "решаю все вопросы" и не сделает ничего за нас. А несделанное накапливается в огромную кучу, которая требует массу времени и сил, и мы всё дальше и дальше откладываем ее. Поэтому если вы можете сделать сегодня и сейчас - берите и делайте!
К слову сказать большие кучи дел - одна из основных причин беспорядка. Не только дома, а и вообще в нашей жизни. Если мы ставим перед собой слишком объемную задачу, если мы допустили скапливания нерешенных вопросов и недоделанных дел - это и есть большая куча - она гнетет нас своим размерами. Для того, чтобы с ней разобраться, кажется, нужно оч много времени, нужно много сил, надо же как-то собраться, подготовиться, взять себя в руки. Кроме того, например, большая куча под названием "генеральная уборка" представляется довольно трудоемкой, а результатом мы будем наслаждаться от силы день, а если у вас есть дети, то минут 15:))) а сил на генеральную уборку будет затрачено стоооолько, что после нее ни о каком времени для жизни речи уже не идет. Но "генеральная уборка" - это только один из примеров. Представьте, что у вас скопилась огромная куча неглаженного белья или вы раз за разом откладываете развивающие занятия с ребенком, время идет, с места ничего не сдвигается, прочих дел накапливается все больше, решать их всерна надо, а вас все больше и больше пугают масштабы. И тогда вы либо еще дальше закрываетесь, решив "пусть как-нить само рассосется", или, собравшись с духом, наконец решаете. Опять сил потрачено много, другие дела тоже остаются, а времени для жизни не осталось. Поэтому наша главная задача - не создавать свои огромные кучи, не допускать скапливания дел, не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня.
______________________
Что делать, если куча уже есть? конечно, решать. Только не разом:) Давайте, как и классический тайм-менеджмент, объемные трудоемкие задачи будем называть "слонами". Довольно сложно проглотить слона целиком. А если "порубить слона на котлеты" (с) и есть по парочке котлет за раз, то и слон не кажется уже таким большим:) Девочки, дробление задач на составляющие, распределение своих дел на небольшие пункты - это второй принцип организации времени. Точнее даже будет сказать принцип оптимальной организации времени. Мне проще и удобнее называть его - разделяй и властвуй.
Чего мы этим добьемся? ну во-первых, как я уже говорила трудоемкие задачи ну ооооч часто пугают нас своими масштабами, для них нам надо собраться, подготовиться, выделить время. а если "нарубить котлет", то их можно есть на ходу и между делом. Во-вторых, трудоемкие кучи отнимают у нас массу сил, вот мы решаем-делаем, упахиваемся (простите мне жаргонизмы), и когда задача решена,у нас ни ног, ни рук, ни головы, не говоря уже о времени для жизни. Ну просто сил нет заниматься любимыми вещами, уделять время себе. Просто ЛЕЕЕЕНЬ на себя! С другой стороны небольшое дело занимает совсем немного времени, требует немного сил, выполненный пунктик добавляет нам уверенности в себе, и так или иначе задача всерна потихоньку решается, а это в сто тыщ раз лучше, чем отложенная огромная куча, к которой не подступиться.
Знаете, принцип "разделяй и властвуй" часто отрицается. Я знаю довольно распространенное мнение "я либо делаю, либо не делаю, а так по кускам.. одно расстройство". наверное суть этого мнения кроется в характере человека. Но немалую долю занимают еще и наши привычки. Привыкли вытащить все, развести генеральную уборку, потом понаслаждаться чистотой и с чувством выполненного долга "позволить себе часок перед сериалом". Можно, конечно, и не пользоваться возможность разделения слонов на котлеты, но можно попробовать раз, второй, и если уж это ну совсеееем не подходит, продолжать подходить к вопросам скопом, набегом и нахрапом:) А потом, если уж объективно, снова и снова думать - не успела, не сделала, устала, нет времени на себя. Выбор это личный. Я предлагаю попробовать. Ни от кого не убудет, зато точно будете знать, что это вам не подходит:)
И если вы решили попробовать, опять же надо же с чего-то начинать? а если не получилось, то ведь не факт, что это от того, что не подходит, быть может взялись не с того конца дробить нашего слоника?
____________________________
давайте пока разберемся, с какой стороны подступаться к кучам/слонам. Для начала надо знать "врага" в лицо. Поэтому первым шагом должно стать признание самой себе в том, что слон существует, решать его лень, нудно, некогда и вообще неохота, но решать НАДО! слон не испарится, тетечка "решаю все вопросы" не придет. Слоны у нас всех разные, если вы знаете Марлу, то генеральной уборки у вас не существует, зато вполне может существовать вариант "неглаженная куча"/"переоформить документы"/"заниматься с ребенком по методике РОмана"/"убрать елку, зимние вещи"/"навести порядок в кухонных шкафах" и т.д. и т.п. Девочки, куча/слон - это многоступенчатая трудоемкая задача, которая требует много вашего времени, много усилий на ее разгребание. Генеральными уборками, чессказать, давно не занимаюсь, ну примерно она выглядит наверное так - разобрать вещи по своим местам, протереть пыль, помыть полы, пропылесосить, освежить окна с внутренней стороны, протереть зеркала и подоконники, отканифолить унитаз и ванну и наверное много всего еще. По опыту своих подруг я знаю, что к генеральным уборкам подключаются все члены семьи и все вместе занимаются этим чуть ли не по полдня. Т.е. задача однозначно трудоемкая. если вам кажется, что "заниматься с ребенком по методике рОмана" - это не куча - вы ошибаетесь. Иначе давно бы этим занялись. Сначала надо изучить методику, купить или сделать материалы, подготовить обучающую базу, выделить время у себя, поймать в это время ребенка и наконец заниматься. Так вот подготовительный процесс в виде - изучить, купить, подготовить и т.д - это и есть многоступенчатость и трудоемкость задачи.
Или вот смотрите еще куча "убрать зимние вещи (ну елка тоже, да:))) и на календарь я смотрела:)) и за окошко тоже)". Это ж не просто встал да убрал, иначе вы давно бы сделали это. По всей видимости вещи надо сдать в чистку, а это собрать пакет, попасть по времени работы чистки, потом забрать и только потоооом можно убирать. Если перестирать - так еще того хлеще - сколько и так постоянно стирки, а тут еще пуховики и куртки, это ж дополнительное время. Потом в шкафу же надо как-то тоже разобраться, не просто так пихнуть и все, надо же, чтобы красиво:)))
про себя расскажу, у меня была куча под названием "купить фотоаппарат". И если вам опять же кажется, что я себе этого слона придумала, вы ошибаетесь. Дело в том, что в фотоаппаратах я понимаю оч мало, и перед тем, как совершить сам факт покупки, мне нужно было изучить теоретическую базу по параметрам, повыбирать, посравнивать, определиться с моделью, потом провести маркетинговое исследование цен, потом выбраться в магазин пощупать и только потом я смогу совершить сам факт купли - т.е. обменяю деньги на товар. Все это я пишу потому, что кучи - они оч коварны, они прячутся за одним предложением, а на деле требуеют массу усилий, требуют массу времени.
ТАк вот первым шагом должно стать признание у самих себя этих куч, больших трудоемких и многоступенчатых задач с одной стороны, либо дел, которые вы постоянно откладываете на потом. "потом" уже наступило, девочки. Пока вы откладываете, дела не решаются, а только продолжают вас тяготить. Признали, обозвали своих слонов и расписали все ступени для реализации, раздробили на котлеты (блин, как-то кровожадно даже звучит:))) но это только образность мышления. не более:))). Можете разбить на самые мелкие котлетки, можете на крупные. Суть тут в том, что расправляться с кучами мы будем последовательно, т.е. котлета должна быть такой, чтобы ее можно было решить за раз, не упахиваясь и не затрачивая слишком много времени, дабы оставить бесценное время для себя, для хобби, для жизни.
________________________
и тут, девы, пришло время слонов разграничить на два типа. Первый тип слонов проще для решения. Это дела, которые вы откладываете и откладывается (по своим причинам). Но это дела разовые. Вот моя покупка фотоаппарата - мне просто один раз надо последовательно съесть с десяток котлет, и больше слона у меня не будет. Второй тип слонов требует постоянной работы - это такие дела, как например поддержание чистоты дома, поддержание порядка в шкафу. Общими словами эти слоны называются - разобрать шкаф, погенералить, убрать в детской и т.д. и т.п.:))) Постоянные слоны требуют гораздо больше усилий и гораздо больше проработки. И если вы знаете Марлу, то вы понимаете о чем я говорю, но я расскажу для всех, конечно:)
Расскажу о том, что домохозяйкам необходимо поддерживать дом постоянно в таком состоянии, что "если вам неожиданно позвонили в дверь, готовы ли вы открыть?" (с) И генеральная уборка раз в неделю не решает вопросов постоянно раскиданных вещей или невкуснопахнущей уборной. Т.е. решает, конечно, раз в неделю, а хочется же и для неожиданных гостей быть в форме, да?
И не только уборка, и не только быт должны быть в таком состоянии. Если мы попробуем упорядочить всю нашу жизнь, все-все жизненные дела воспринимать как слонов и котлеты, то одна съеденная котлетка это гораздо лучше, чем огромный намЕчтанный слон.
_____________________
А еще, девочки, мало научиться котлетированию. Необходимо понимать, насколько оно эффективно у вас работает. Один из методов, который в частности и предлагает Великая Марла - по чу-чуть постоянно в течение всего дня. Выстраивается целая система, 2 минуты тут, 5 минут здесь, 10 минут на то, 15 минут на это. И так в течение всего дня. Важно научиться правильно организовывать эти минуты и дробить все свое пространство в нужном ритме.
однако, это не всем подходит. Если в вашей жизни есть работа, то у вас нет всего дня. У вас есть утро, есть вечер и выходные. И тогда вся система разваливается. Получается, что то, что свободные от работы домохозяйки плавно размазывают по всему дню вам, как работающему человеку. надо уместить в утро, вечер и снова в выходные. А т.к. утром, перед работой, мало кто из нас способен на подвиги по организации быта и жизни, то все сваливается в вечер, а это снова куча. Ну и выходные еще, а это снова генеральная уборка)
Но это не подходит не только из-за работы. ДАже если вы свободная домохозяйка, то такая система дробления дня на мелкие составляющие, часто приводит к тому, что мы копошимся весь день, постоянно что-то делаем и перебираем, но порядка от этого не прибавляется. Особенно если у вас небольшое помещение. Т.е. где-то там по задумке Марлы Силли ваш дом становится чище, и это отчасти верно, но видимого порядка нет. Девочки, если у вас такой случай, я думаю, что дело тут в том, что вы нерационально потребляете свои котлетки. Правда, я не знаю, многие ли из вас вообще дробят слонов на котлеты, многие ли знакомы с Марлой, и у многих ли из вас выходит такая ситуация. Я могла бы продолжить лекцию о рационализации, но дождусь от вас комментариев, а нужно ли:)
______________________________
Сегодня мы поговорили про два основных принципа организации времени. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. Не надо лениться, девочки, если надо, значит действительно надо. Делайте хоть что-то, и это в любом случае будет лучше, чем ничего. Пусть не идеально, пусть не все сразу, но делайте! Не пытайтесь решить все разом, это отнимает слишком много сил, и времени для жизни уже не остается. Не допускайте скапливания дел, не создавайте слонов. Делите слонов на котлеты и ешьте их уподобоваримыми порциями. Разделяй и властвуй - второй принцип оптимизации. Он может показаться вам завиральным, вам может показаться, что он вам не подходит, но пока вы не попробуете, вы не узнаете об этом совершенно точно. Пробуйте. девочки! все обязательно получится!
И сегодня мы затронули тему эффективного котлетирования:) жду от вас комментариев, имеет ли смысл продолжать, ну и вопросы конкретные, конечнО, оч приветствуются. Давайте разбираться вместе в сложившейся ситуации и пробовать, пробовать, пробовать!!!
_____________________
И на сегодня будет у нас с вами такое задание
мы знакомимся со своими словами. Вытаскиваем наружу то, что давно пора было бы сделать, то, что мы откладываем под разными предлогами, то, чем мы не успеваем заняться. Называйте своих слонов хоть одним словом, хоть одним предложением и приступайте к изготовлению котлет. Раз котлета, два котлета, помните, что котлеты должны быть такого размера, чтобы их можно было съесть за раз и это не требовало бы от вас слишком много сил и энергии.
если ваши слоны называются - поддержание постоянного порядка, уборка детской и т.д. - просто разбейте их на котлеты. Можете делать хоть что-то, можете не делать ничего. Слоны эти сложные и требуют более пристального внимания, чем просто сказать о них в трех словах.
Если вы умеете дробить слонов, но порядка в вашей жизни недостаточно, оцените эффективность.
Сегодня обсуждаем слонов, знакомимся с ними и приступаем к изготовлению котлет.