Зона ближайшего развития. А где это?

Отличный текст. Только я ещё люблю перед ВМЕСТЕ, "ВМЕСТО". Сначала вместо ребёнка - здороваемся, одеваем его, собираем пирамидку и т.д. Потом вместе (делегируем часть дела), потом, по мере готовности "сам, но с родительским вниманием". А потом сам (бывают откаты). И эти периоды могут быть довольно долгие. Ещё важно понимать на какой стадии ребенок. Кто-то резко выходит в область "сам", потому что мозговая зрелость наступила, а кто-то застревает на предыдущих этапах и ещё с откатами. А в другой области уже давно "сам". Много нюансов.
13.10.2021
Аник, да, да, согласна полностью!! Ещё хорошо б не передержать на «вместо», тк в какой- то момент ребёнок понимает, что мог бы, но зачем? это как у меня сын приехал от бабушки, пошёл в сад, дома вечером кричит- Мама!!! Раздевай меня!!!! Я в ужасе- сынок, но ты же уже большой!! А в саду ты тоже так говоришь? Он- нет конечно!! В саду я говорю- Валентина Алексеевна, разденьте меня, пожалуйста!!!🤪
13.10.2021
Марина, это очень ржачно! Да, её легко пропустить, но есть "знаки".
14.10.2021
Теория хорошая, но не работает. У нас по крайней мере) Мы взахлеб собирали вместе пирамидки и сортеры. Нафиг ему они не нужны оказались,а потом перерос) в конструктор папа играет с ним уже очень давно, а дорос до него в 2,5) ну и человек приучен играть с кем то как результат всего этого)
12.10.2021
Мне тоже симпатична эта теория. Пусть все индивидуально, но очевидно же, что имея опыт некоторой совместной, обучающее игры с родителями, ребёнок освоить тот или иной навык быстрее, чем без этого опыта. Хотя многие придрались к "Петеньке и Васеньке" тоже справедливо. Корректно сравнивать только Петеньку в двух сценария, а этого невозможно. А выборки в тысячи детей на форуме не будет, оттого и споры)))
12.10.2021
OLZO, это были теоретические Васенька с Петенькой)))) с условно одинаковыми вводными данными. в Жизни понятное дело Маша с мамой и Маша сама🤷🏻‍♀️
12.10.2021
Марина(на орифлейм аллергия!!), вот одинаковость вводных данных, наверное, надо было подчеркнуть:) Многие бросились проводить между реальными, разными детьми
12.10.2021
Мама взахлёб собирающая пирамидку.... Было бы смешно, если бы не было так грустно.
12.10.2021
А я абсолютно согласна с автором! Моему сыну 1.3, племяннику 2 года. Были на дне рождения, колоссальная разница в развитии в пользу моего)))Он и книжки рассматривал, все в них показывал, называл, и сортер с пирамидкой собирал, и машинки катал, а племянник бегал и визжал, либо ныл, не говорит ничего. Сестре мужа 42, вздыхает, ох ему ничего не нравится. Что-то да понравится, если заниматься. У меня трое детей с разными характерами, но у всех развитием мы с мужем с рождения занимались, начиная с погремушек, шуршалок, пальчиковых игр и т.п. Книги с 6 мес, картонные, а то и раньше предлагали детям рассматривать. И, конечно, важна заинтересованность родителя))) Не беря в расчет тяжелую неврологию, все остальное-лень и отговорки взрослых. Я была горда за сына, да и за себя, что уж скрывать, получили массу комплиментов от родственников)))
12.10.2021
Alina Mishutina, какое у Вас пальтишко красивое,беленькое))и на ком же самоутверждаться,как не на золовке.Классика)))
12.10.2021
Missis K, да-да, обожаю свое пальтишко, сама его сшила, так что есть чем гордиться😁😁
12.10.2021
Alina Mishutina, после прочтения вашего коментария - как маме мне стало крайне не приятно. Давайте разберемся почему? Потому что белое пальтишко просвечивает. У меня есть просто такая знакомая как вы, у которой ребенок вместо того чтоб истерить был упертым к достижению цели и ну очень сообразительный мальчик, я искренне рада всем его умелкам. Но с моей они абсолютно разные, мы еще и 50% что он делает не умеем. И вот так она мне доказывает, что это я положила на ребенка и не занимаюсь. Ну ну. Я более чем занимаюсь. Вот только искренне плевать моему ребенку было до года на пирамидки, книжки, карточки, зверушек и так далее. Ей надо было ползать и крушить все вокруг. Хотя я была прямо уверена, что буду гуру развивашек, так как достаточно много деток на меня оставляли, тоже белое пальтишко носила и говорила, что это просто родители с детьми не занимаются, но сама ж в итоге в луже и оказалась и теперь понимаю, что дети - разные
12.10.2021
Natalis, я знаю, что все дети разные...и есть мамы, которые искренне занимаются со своими детками, но результат приходит позже, но есть и кто на это забивает. Я описала именно такой случай, хотя мы с мужем пытались поделиться опытом.
12.10.2021
Alina Mishutina, я ненавижу развивашки, вот совершенно. А подруга мучает ими ребёнка чуть ли не с рождения. Тем не менее мой в 2 свободно говорил, пел песни наизусть и тд,А сын подруги(разница в месяц) почти в 3 еле говорит. Просто потому, что у моего хорошая память и заслуга в этом исключительно генетики) зато второй мальчик собирает пазлы и рисует отлично , А мой пазлы только шикарно раскидывает по комнате и рисует на стенах. Дети просто разные) как и белые пальтишки)
12.10.2021
Alina Mishutina, да, конечно, лень, что же ещё. Поймите, не все могут сутки напролет сидеть и показывать ребенку как собирать пирамидки. Я вот сидела, да, многое показывала, читала, играла. В итоге что? Сын то развит, самостоятелен. А что осталось от меня? На себя я почти забила тогда. Итог - депрессия
12.10.2021
👍все так и есть. Ещё интересная тема про дофамин - гормон достижений. При правильном подходе у ребёнка появляется азарт собрать эту пирамидку, а потом выполнять действия ещё более сложные на собственной мотивации, потому что ему в голову капает этот дофамин и он от этого получает удовольствие. Это связано и с збр, так как предлагая задачу не по силам, мы эту мотивацию убиваем ("у меня никогда ничего не получается, не буду пытаться" даже когда ребёнок уже дорос до игрушки). Плюс у меня ребёнок не подсажен на быстрый дофамин, это тоже надо учитывать, потому что зачем напрягаться, собирая пирамидку, если можно получить быстро быстро удовольствие от лёгких источников. А вот ребёнку, который не подсажен на быстрый дофамин, приходится постоянно усложнять задачу, потому что просто собирать пирамидку уже не приносит удовольствия, а вот собирать мозайку для такого мозга это вау, поэтому ребёнок будет ещё и требовать игры. У нас так и происходит.
12.10.2021
ПижамаМама, а что Вы имеете ввиду под фразой «мой ребёнок не подсажен на быстрый дофамин»? Я без сарказма - просто не понимаю. Вы имеете ввиду игры с планшетом/телефоном/и мультики или интерактивные игрушки тоже считаются источниками быстрого дофамина?
12.10.2021
Анна, конечно, считаются, представьте себе игру на планшете типа майнкрафт. Кубик-дофамин, кубик - дофамин. Клац клац клац, сколько дофамина поступило? Или вставить мозайку в дырку двумя пальцами, сколько трудозатрат ради одной условной единицы дофамина? Если не нравится мозайка, хорошо - горка. Подняться по лестнице- тяжело. А все ради чего? Скатиться с горки ради одной единицы дофамина, потом опять... почему дети подсаженные на гаджеты не любят гулять? Потому что они знают простой способ получения дофамина, зачем же напрягаться
12.10.2021
ПижамаМама, интерактивные игрушки - это те, где песенки поют, если нажать на кнопки и огоньки загораются, например, я имела ввиду. Гаджеты и мультики в таком возрасте - это понятно, что они ни к чему, никогда не думала о них в разрезе стимуляции нейромедиаторов и гормонов, но малышне они у нас и так не достаются в руки, да у нас с мужем и планшетов-то нет 😂 живем как в каменном веке с одними телефонами 😀
12.10.2021
Анна, ещё наверное и книжки умные читаете😂
12.10.2021
ПижамаМама, ех, вот этим не грешим, с малолетней двойней нам бы выжить 😀
12.10.2021
Слишком однобоко.Согласна с тем,что детки повторюшки,как покажешь- так и будут делать.Но индивидуальные особенности характера никто не отменял(если ребенку игрушка не интересна,ты хоть обпоказывайся- ему НЕ интересно.У моих детей- всех троих- такая история с пресловутой пирамидкой.И тут дяденька Выготский подкладывает современной молодой тревожной мамке бооольшую свинью в виде чувства вины))Хотя ,конечно,в его время это было более актуально. Плюс,маме очень легко перейти грань между разумной игрой вместе и вечным аниматорством,когда без мамы ребенок просто не умеет играть- фантазия отключена. В общем,психологов то читать надо, но не до фанатизма))
12.10.2021
Missis K, соглачна полностью. Слишком много умных психологов сейчас читают, что маме легче уже свихнуться🤪 я с 7 месяцев эту чертову пирамидку собирала и разбирала, откладывала на время и снова собирала и разбирала и в итоге мой ребёнок до сих пор плевать на нек хотела... А вот сортеры я ни разу не показала как собирать, просто поставила новую игрушку перед ребенком, а она уже схватила и принялась за дело, пара ошибок и сама поняла что к чему. Както вот да, не совсем работает статья...
12.10.2021
Natalis, ну,во времена ,когда была написана книга,конечно,это было более актуально.Тогда мамы не работали аниматорами и никто от них этого не ждал,даже наоборот.потому,для тех времен информация весьма полезна.Но сейчас идею уже до абсурда развивают))
12.10.2021
Missis K, конечно однобоко- в один пост всю психологию не впихнешь😉и речь про взаимодействие с ребёнком в принципе, на примере пирамидок)) я очень часто последнее время сталкиваюсь с тем, что у детей круг представления об окружающем сужен. И нет понятия об элементарных вещах, предметах, что с ними делать…специалисты сидят, гадают- зпр? Слух? Зрение? Что не работает? Ан нет, все хорошо, просто не показали и не объяснили 🤷🏻‍♀️
12.10.2021
Марина(на орифлейм аллергия!!),ну это да,имеет место быть))просто и совсем не заниматься,и чрезмерно заниматься- одинаково плохо.
12.10.2021
Missis K, 👍 Согласна. Показал пару раз и всё. Иначе потом " я всегда с ним играю!!!" , " она не умеет играть сама"!!!! И тп.
12.10.2021
По мне, что сортер, что пирамидка, что кубики - бесполезная фигня. Нет, может в них есть смысл, но он не значим. Без этих игрушек можно прекрасно обойтись. Поэтому на кой часами с упоением собирать мне, взрослому человеку, пирамидку, я не знаю. А в дальнейшем дети прекрасно учатся играть, через наблюдения над жизнью. Вон посмотрели полчаса на строительство дороги, готовая игра. Сходили вместе в магазин - другая. Но вся фишка в том, что дорастают дети до игр в своём темпе. Ах да, ещё вспомнила. Сортер и пирамидки моему и даром были не нужны, он ходил с бадминтонной ракеткой по квартире и всюду ею тыкал. Учил кто-то? Нет. Там даже копирование какой-то "человеческой" деятельности не притянешь.
12.10.2021
Все так, все так! - сказала бы я, имея только дочь, но не скажу, тк есть ещё и сын. 10 минут разницы у детей, играем и занимаемся вместе: дочь с 10 месяцев собирает пирамидку, показывает животных, части тела, много что понимает на трёх языках (это не новомодное развитие у нас, просто мы с мужем с детьми на своих родных языках разговариваем, а няня на третьем) , любит карточки с животными смотреть, книжки носит, чтоб ей читали, да с ней уже можно разговаривать, и обуваться тоже пытается сама, а сын другой и пирамидку начал на три месяца позже собрать и вообще другой ребёнок. Ну разная у них зона развития и не из-за «ленивой мамы», а всё-таки из-за индивидуальных особенностей.
11.10.2021
Прям задумалась над Вашим постом: считаю, что Вы всё-таки не совсем правы, уж очень сильно все обобщили. Нет, ЗБР безусловно есть, но она сильно отличается от ребёнка к ребёнку и умение самостоятельно играть - это тоже индивидуальная особенность. Смотрите: есть дети легко схватывающие - раз показал и они «взахлёб играют», даже если Мама занята своими делами, а другие схватывают медленнее и тут не мама-аниматор нужна, а внимательное наблюдение, и создание развивающей среды соответствующей возрасту, и помощь в освоении навыка: показал пирамидку - не зашло, отложили и вернулись к ней через неделю-две, снова не зашло - снова отложили и снова вернулись, те предлагать не один раз, а несколько и чтоб была в доступе, чтоб когда голова включилась бы было бы с чем играть (пирамидка только как пример). Наблюдала так с врезными пазлами на дочери - начала предлагать с 9-месяцев, интереса не было совсем, потом мы ими кидались, потом психовали, что не получается вставить, потом научились переворачивать, научились и теперь пазлы заброшены, тк уже не интересно, а сын до сих пор не интересуется - покрутит-повертит и откладывает, но зато мастерски отворачивает крышки у бутылок, а у дочери не получается :) и тут правильно уже написали: показывать как делать, а не целыми днями сидеть и пирамидки/кубики «взахлёб» складывать, тк это у ребёнка основной вид деятельности игра, а у взрослого все-таки нет.
12.10.2021
Анна, так дети изначально разные))) характер/темперамент/тип нервной системы/интеллект в конце концов🤷🏻‍♀️И немного некорректно сравнивать сына и дочь- изначально разные возможности. Вы сравнивайте сына с вашими играми и сына без оных. возьму занятия- дети сидят-пыхтят, шнуруют, сдвгшка бегает кругами, день бегает- два бегает, на третий подошёл и все сделал. Долгий период вырабатывание+особенности нервной системы не дали ему возможность сделать вотпрямщас, но эта самая возможность у него была в принципе. А если б ее не было б? Так и бегал бы. Получая ярлыки- «неуправляемый», «полевое поведение» и тд
12.10.2021
Марина(на орифлейм аллергия!!), ну Вы же в своём посте не обозначили все условия и сравнили условно Петеньку и Васеньку, не обозначив другие условия. И сравнить, «что было бы если бы «вообще невозможно, откуда я могу знать, какой бы он был 😳
12.10.2021
Анна, дык для наглядности) но вообще да, можно было взять Петеньку с мамой и Петеньку все сам, все сам.
12.10.2021
Марина(на орифлейм аллергия!!), и тут соглашусь. Да, дети разные, но что ж, изначально не заниматься, типа, все равно, не сработает? Заниматься надо, все равно это приносит пользу, хотя бы как эмоциональное времяпровождение с родителем. У одной писательницы (не психология) прочитала фразу, что больше всего нужно детям от родителей?ответ-потратить время.
12.10.2021
Alina Mishutina, да, конечно. А тебя, Васенька, мы вечеркиваем😅😅😅😅шучу
12.10.2021
Ну не совсем, не совсем. Почему мой муж с упоением часами катал свои машинки и строил "базу"? Его мама в это время на кухне варила супы и, по его и ее словам, она никогда никаких машинок не катала. Почему моя подруга была для своего сына аниматором, и с увлечением играла в курочку "ко-ко-ко", и машинки катала, и пирамидки собирала. Но он настолько привык, что мама его развлекает, что не желал ни 5 минут самостоятельно чем-то позаниматься. Чтоб заработала фантазия, человеку должно стать немного скучно. Поэтому все не совсем просто. Да, надо показать малышу какие-то идеи, как играть. Но потом оставить его и одного надо, чтоб он мог сам придумать себе занятие.
11.10.2021
homa, потому что играть вместе и превращаться в аниматора это немного разные вещи. Помочь освоить умелку, показать как надо взаимодействовать, каждый раз оставляя больше пространства для самостоятельности. И вы не то немного сравниваете. В идеале сравнение идёт между одним и тем же ребёнком. Нам, к сожалению, не известно, что строил бы ваш муж, если б мама отвлеклась от супов🤷🏻‍♀️
12.10.2021
Оставшиеся комментарии доступны после регистрации
Зарегистрируйтесь и получите полный доступ ко всем функциям сайта.
Алисик 1,4 Как помочь дочке (и себе)?