раннее речевое развитие ребенка
Все то, что должна знать мамаПродолжаю тему
С момента рождения человека окружает множество звуков: шум машин, дождя, шелест листьев, музыка, речь людей. Но новорожденный ребенок не способен еще их различить и оценить их красоту и разнообразие. Все это происходит по истечении времени. Но для того, чтобы это произошло, малыш должен научиться напрягать свой слух, улавливать и различать звуки, то есть у него должно сформироваться непроизвольное внимание. Умение сосредоточиться на словах взрослого - это необходимое условие развития слушания, а затем и разговорной речи.
По мере роста и развития ребенка будет увеличиваться объем слухового внимания, его устойчивость, начнет развиваться его произвольность. К 2-3 годам малыш уже сможет слушать небольшие стихи, сказки (
Занятия по развитию слухового внимания можно начинать уже в 1,5 месяца. Предлагаю программу развития слухового внимания по месяцам.
Развитие слухового внимания в 1,5 месяца.
В этом возрасте очень полезна для малыша будет игра "Где колокольчик?". Она развивает слуховое восприятие, умение определять направление звука, что очень важно для полноценного развития речи.
Ход игры: позвоните в колокольчик и дождитесь поворота головы малыша на звук. Измените расположение звоночка.
Развитие слухового внимания в 2 месяца.
С 2-2,5 месяцев для занятий используйте звучащие игрушки, которые помогут привлечь внимание малыша. С этой целью акцентируйте его внимание пением, разговором, произнесением отдельных слов. Постепенно он начинает отыскивать источник звука, устремляя взгляд в соответствующую сторону, а в дальнейшем выделять голос матери, реагировать на интонации.
Развитие слухового внимания в 4-5 месяцев.
Наденьте любимому чаду на запястье манжетку с пришитым колокольчиком и осторожно потрясите рукой ребенка, чтобы он посмотрел на нее и заметил колокольчик. Затем наденьте эту манжетку на другую руку и снова потрясите, на этот раз немного сильнее. Данное упражнение поможет малышу лучше узнать части своего тела и развить координацию глаз и рук.
Развитие слухового внимания в 6-7 месяцев.
С 6-7 месяцев хорошо играть в игру "Где звучит игрушка?". Для игры понадобится бубен. Покажите малышу бубен. Затем постучите по нему рукой, напевая: "Ля-ля-ля". Потом возьмите за руку малыша, побуждая его постучать по бубну, продолжая нараспев четко произносить: "Ля-ля-ля", таким образом привлекая внимание ребенка к звукоподражанию. Игра повторяется 3-4 раза.
Аналогично игра может проводиться с другими звучащими игрушками: погремушкой (тук-тук), колокольчиком (динь-динь), барабаном (та-та-та).
Вариант игрового упражнения "Где звучит игрушка?".
Покажите малышу погремушку. Прочтите стихотворение Н. Френкель "Погремушки":
- Динь-дон, дили, дили,
- Погремушки нам купили.
- У Марины, у Танюшки
- И у Вовы погремушки.
- И звенит со всех сторон:
- Дили, дили, дили, дон.
Затем воспроизводите погремушкой звук, побуждая малыша повторить: "Дон-дон".
Далее старайтесь использовать игровые приемы на развитие слухового внимания ежедневно.
1. Обращайте внимание на "домашние звуки". Спрашивайте: "Что там шумит?" (миксер, капает вода из крана, работает холодильник, стиральная машина...), "Кто разговаривает?", "Кто смеется?" и так далее.
2. Предложите малышу послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, из кухни, с улицы.
3. Привлекайте внимание крохи: "Слышишь, как идет (стучит, капает, шумит) дождь (дует ветер, едет машина, летит самолет и т.п.)?
4. Покажите своему малышу различные музыкальные инструменты (
5. Покажите 4-5 предметов (например: металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка и т.п.). С помощью карандаша вызовите звучание каждого предмета, воспроизводите его многократно, пока малышка не уловит характер звука. Начинать упражнение необходимо с 2-х контрастных звучаний при зрительной опоре: о металл, о дерево. Позже добавляются 3-й и 4-й варианты звучания. Затем только на слух (ребенок отворачивается) предлагается определить, что звучит. Упражнение проводится до достижения стойкой дифференциации звучаний.
6. Выставите перед ребенком хорошо знакомые предметы: карандаш, ножницы, стакан с водой, пустая деревянная шкатулка и т.п. Без зрительной опоры предложите определить, что он услышит, и рассказать о Ваших действиях. Малыш отворачивается, а Вы переливаете воду из одной чашки в другую, режете бумагу, мнете ее, рвете, стучите ножницами о чашку (вариантов много). Если упражнение вызывает трудности, проводите его со зрительной опорой.
7. В одинаковые непрозрачные баночки поместите сыпучие продукты с частицами различной величины: манная и гречневая крупа, горох, соль, фасоль, сахарный песок и т.п. Предложите ребенку сначала внимательно послушать и запомнить звучание каждого продукта в баночке при встряхивании. Потом по очереди встряхивайте баночки и просите каждый раз отгадать, что в баночке. Количество банок ограничивается вначале тремя, после чего медленно увеличивается при постоянном сравнении акустических восприятий.
8. Учите ребенка различать одинаковые звукокомплексы по высоте, силе, тембру. Предложите громко (тихо), показать, как лает собака, мычит корова, мяукает кошка, кукарекает петух и т.д.
9. Это упражнение направлено на изменение звукокомплекса по высоте и силе. Предложите сказать крохе: "Мяу" громко (кот рядом и просит есть), тихо, если кот за дверью; высоким голосом (котенок маленький); низким голосом (старый кот).
10. Для занятий можно использовать металлофон, губную гармошку, барабан. Произведите какую-нибудь простую мелодию (отстучите ритм на барабане). Пусть ребенок послушает. Затем предложите ему сочинить свою музыку. Малыш может проявить свою изобретательность, ритмические и творческие способности.
11. Перед выполнением этого упражнения сначала прочтите ребенку русскую народную сказку "Три медведя". Затем, меняя высоту голоса, попросите ребенка отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Реплики одни и те же:
"Кто сидел на моем стуле?"
"Кто ел из моей чашки?"
"Кто спал в моей постели?"
"Кто же был в нашем доме?"
Произносятся поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах. Если малыш затрудняется назвать персонаж по имени, предложите ему соответствующее изображение на картинке. Когда кроха научится различать реплики по высоте звучания, следует попросить его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.
12. Упражнение "Положим куклу спать" (проводится с игрушками).
На звук "а" укладываем куклу спать:
Кукла-куколка, бай-бай,
Спи спокойно, засыпай:
А-а, а-а, а-а... (попросите ребенка повторить звук)
На звук "У" укладываем спать бычка:
На кроватке спит бычок,
Он улегся на бочок.
У-у, у-у, у-у...
На звук "И" укладываем мышку спать:
Захотела мышка спать
И полезла под кровать:
И-и, и-и, и-и...
13. Различение звуков "МУ", "МЯУ".
Показать ребенку картинку, на которой нарисована кошка. Назвать слово ("кошка") и дать образец звукоподражания. Попросить ребенка повторить. Затем показать картинку с изображением коровы и дать образец звукоподражания. Попросить ребенка повторить.
- Покажи, где кошка (корова)? Как говорит кошка (корова)?
Можно использовать сопряженное проговаривание звукоподражаний. - Кто кричит: "Му" ("Мяу")?
Важным условием для правильного речевого развития является развитие ритмических способностей ребенка. И совершенно верно высказывание швейцарского композитора и педагога Эмиля Жак-Далъкроза о том, что "музыкально-ритмическое воспитание оказывает огромное влияние на развитие воли, характера и интеллекта человека".
РИТМ (как определяет словарь) - это временная организация движения, связанная прежде всего с музыкой, но присущая также поэзии и танцу. В переносном смысле понятие ритма применяется к другим видам искусства и к явлениям природы, где данный термин характеризует обычно регулярность и периодичность временных и пространственных величин.
По мнению К.В. Тарасовой (исследователя музыкальных способностей ребенка), чувство ритма имеет три основных компонента:
темп - способность к восприятию и воспроизведению темпа следования опорных звуков;
метр - способность к восприятию и воспроизведению акцентированных и не акцентированных звуков;
ритмический рисунок - способность к восприятию и воспроизведению отношений длительности звуков, пауз.
Развитие ритмических способностей наряду с развитием слухового внимания также имеет большое значение для становления речи.
Небольшое отступление к неврологии.
У каждого полушария человеческого мозга свои функции. Левое полушарие несет ответственность за логическое мышление, правое полушарие отвечает за интуицию, восприятие цвета, звуков, образов. Впечатления и мимолетные образы, которое "уловило" правое полушарие, в левом анализируются, выстраиваются в четком порядке и позволяют прогнозировать те или иные события.
Ритм помогает объединить работу двух полушарий. Он упорядочивает не только слуховые или зрительные впечатления, но и развивает координацию движений, помогает малышу понять свое тело. Многочисленные исследования неврологов и нейропсихологов, логопедов доказывают, что если у ребенка несовершенно чувство ритма, то это приводит к темповой задержке становления речи, к нарушению ее интонационной выразительности.
Уже в ранних проявлениях лепета обнаруживается ритмическая повторяемость слогов, затем чередование разных слогов. Ученые отмечают тесную взаимосвязь между лепетом и ритмичными движениями младенца: малыш ритмично взмахивает руками, стучит погремушкой и при этом выкрикивает слоги лепета в ритм движений. Как только движения прекращаются, малыш умолкает.
Формирование чувства ритма идет параллельно с формированием эмоциональной, двигательной, речевой и познавательной сферами. Ритмические способности формируются при взаимодействии зрения, слуха, движений. Умение правильно воспроизводить различные ритмические рисунки способствуют в дальнейшем правильному воспроизведению ритмического рисунка слов и их слоговой структуры.
Предлагаю задания, которые помогут развить чувство ритма у вашего малыша.
1. Работу по формированию чувства ритма желательно начинать с первых месяцев жизни. Сначала это должен быть массаж с пением или использованием потешек, пестушек. Более подробный материал вы найдете первой части данного цикла статей
2. В 1,5-2 месяца начинайте танцевать под музыку (или напевайте сами) с малышом. Возьмите кроху на руки, включите музыку (напевайте) и покачивайте малыша, наклоняйте, подбрасывайте в такт музыке, кружитесь с ним по комнате. Можно двигать ручкой малыша, трясти погремушкой, делать ритмичные движения платком. Со второго месяца жизни вашего малыша к массажу добавьте гимнастику с пением.
3. С 4-5 месяца жизни уже можно вводить метрическую пульсацию, выстукивание "в такт" фонограмме или пению с помощью взрослого различными видами звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы), а также на шумовых и детских музыкальных инструментах.
5. В конце первого года жизни - начале второго давайте малышу слушать музыку,
5. Поощряйте движения под музыку. Как можно чаще предоставляйте ему возможность самостоятельно извлекать звуки из различных предметов, аккомпанируя себе. Ребенок танцует и поет о том, что видит вокруг, слышит, придумывает собственные песни и мелодии.
6. Учите своего малыша воспроизводить тот или иной ритмический рисунок хлопками, постукиванием.
7. Большинство малышей любят играть с
8. Предлагайте малышу музыкальные игры, роль которых в речевом развитии ребенка трудно переоценить. Все без исключения малыши обожают шумовые музыкальные инструменты, ритуальные игры типа
9. Подбирайте рифмующиеся слова. С ребенком с 2 лет можно поиграть в игру "Подскажи словечко". Для этого используйте хорошо знакомые ему четверостишия. Вы начинаете строчку, ребенок добавляет слово.
Например:
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке ... (лапу)
* * *
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался ... (зайка)
* * *
Стихи А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака очень хорошо подойдут к этой игре.
Если используете стихотворения незнакомые или малознакомые ребенку, то сначала прочитайте все стихотворение малышу. Затем прочтите еще раз, одновременно отстукивая ритм ручкой или ножкой ребенка. И потом еще раз читайте, выделяя паузой рифмующиеся слова, как бы ожидая от ребенка продолжения.
10. Предлагайте ребенку послушать тиканье часов (будильник, наручные часы). Замечательно, если есть возможность послушать стенные или напольные часы с боем.
11. Если в доме есть фонендоскоп, то предложите малышу послушать удары сердца его собственного, мамы, папы и других членов семьи.
12. С 3-х лет малышей можно водить на концерты классической музыки. Начинайте с детских абонементов. Для жителей Москвы могу порекомендовать Московский Международный Дом музыки на Павелецкой. Замечательные музыкальные занятия и встречи проводятся также по абонементам для детей в Музее музыкальной культуры им. Глинки. Концертный зал им. Чайковского предлагает для малышей цикл программ "Сказки с оркестром". Камерный зал Московской филармонии - абонемент "Учимся слушать музыку".