Игра 6 недель. Неделя 6. Позирование.
секреты ремесла (композиция, сюжет, съемка)Первым делом я хочу обратить внимание на то, что это не правила, а набор небольших советов, которые могут помочь улучшить результат. Это работает только если вы снимаете просто классический портрет, открытки или аватарки, целью которых является отображение внешности человека. Как только в фотографии появляется сюжет, смысловое и/или эмоциональное наполнение, это все уже не имеет никакого значения!
Я не хочу захламлять текст, поэтому после каждого пункта по умолчанию стоят слова "если этого требует сюжет", "в рамках сюжета". Потому что именно сюжет диктует правила, по которым ваша фотография будет строиться :)
Итак, начнем :)
Фотография появилась и долго была продолжением дела художников. Сравнительно недавно она пошла своей дорогой, но до сих пор художники и фотографы делят на двоих принципы композиции, освещения и множество технических и выразительных приемов. Поэтому если вы хотите посмотреть, а что же такое классический портрет, смело обращайтесь к наследию художников.
картинка кликабельна.
Я бы хотела обратить внимание на некоторые нюансы в классическом портрете, которые могут применяться неуместно. Не хочу их называть ошибками, потому что в фотографии ни правил, ни, как следствие, ошибок быть просто не может)
Пожалуй, самый распространенный ракурс при съемке человека - это поворот головы в 3/4. Это интересный и весьма динамичный ракурс. Но когда нос сливается с линией щеки или его кончик слегка выступает или наоборот чуть-чуть недотягивает, этот ракурс смотрится менее выигрышным (рис.1). При этом хорошо следить, чтобы дальний глаз не прерывался линией щеки, не выглядел обрубленным.
Будьте осторожны и со светом - часто при этом ракурсе и анфасе можно получить длинную глубокую тень, которая сделает из вашей модельки буратино :)
Анфас - в целом статичный ракурс. Наклон головы в бок в этом ракурсе сразу читается как укор, скука или какое-то заискивание (рис.2).
При любом ракурсе слишком низкий наклон головы ведет ко взгляду исподлобья, часто к сморщиванию лба и "сплющиванию" подбородка вплоть до появления второго (рис.3). В свою очередь слишком откинутая голова придает высокомерный взгляд, а подбородок выглядит большим и тяжелым (рис.4). Стоит помнить, что любые наклоны головы могут привести к значительному искажению геометрии.
Если от модели требуется наклонить голову вбок, возможно, имеет смысл линию наклона подчеркнуть отвечающей линией плеч (наклон в противоположную сторону; дублирование наклона головы приводит к ощущению падения, рис.2) или еще какими-либо динамическими линиями. Опущенные взгляд и голова часто могут читаться как смирение или безысходность.
Глаза - центр композиции, а линия взгляда - это сильнейшая композиционная линия. Зритель всегда в фотографии видит в первую очередь человека и его глаза, и он всегда проследит за его взглядом, это композиция в действии)) поэтому если сюжетом не предполагается четкой линии взгляда, стоит следить, чтобы взгляд не был сфокусирован. Если грубо, такого взгляда можно добиться, попросив модель посмотреть не на это дерево, а сквозь него)
Загнанные в уголки глаза зрачки теряются, опять-таки создают линию взгляда и смотрятся негармонично, если нет поддерживающего этот взгляд сюжета. Поэтому следите, чтобы зрачки не "убегали".
При съемке многие модели волнуются, и это выражается в поджимании губ (рис.5). За сжатыми губами часто следует и неестественно зажатый подбородок. Стоит следить, чтобы губы были расслаблены, естественны. То же касается и улыбки. Сильное оголение нижнего ряда зубов читается как фальшивая улыбка (рис.6,7). Но не стоит это путать с естественно открытым ртом при динамическом сюжете. Т.е. например, если вы сфотографировали человека в прыжке с открытым ртом, тут никакой неестественности нет)
Руки - вторая по выразительности часть тела. Даже если лицо человека снято идеально, руки легко могут исказить или испортить замысел фотографии, ее настроение.
Очень часто встречаются фотографии, например, когда невеста со счастливым лицом вцепилась в букет, словно в топор, которым будет обороняться. Или в семейных фотографиях муж обнимает жену, только вместо руки читается когтистая лапа. Стоит следить за расслаблением рук моделей. Если модель что-то держит, из-за волнения от съемки она может не контролировать "силу хвата", отчего ее действия будут казаться грубыми и жесткими (рис.7). Кстати если вы проследите за расслаблением одной руки, совсем не факт, что вторая тоже будет расслаблена))
Слишком сильные сгибы конечностей образуют острые углы, которые смотрятся агрессивно. Я уж молчу про то, что треугольники в принципе в композиции весьма сложная и агрессивная фигура. К слову, сгибы конечностей под прямым углом тоже весьма сложные. Поэтому имеет смысл следить за кистями рук, локтями, плечами, торсом, коленями и даже лодыжками))
Еще одна частая ловушка - ракурс. Рука - очень подвижная часть тела со сгибом, отчего при некоторых ракурсах могут появляться сильные и невыигрышные перспективы, те самые "обрубки". То же актуально и для ног.
Касательно туловища, стоит следить за осанкой модели (тут все резко выпрямили спинки :) ). Слишком сильный разворот головы и спины часто смотрится очень неестественно и добавляет много складок. Сильно раскинутые руки и/или ноги могут "рассыпать" целостность фигуры и кадра. Забавно смотрятся "вырастающие" из "неправильных" мест руки) например, если модель закидывает руку за голову, следите, чтобы можно было проследить всю линию руки.
При сидении у человека сплющиваются бедра и ягодицы. Чтобы сохранить их плавные линии и округлость, можно попросить модель не сесть от души)), а слегка присесть.
а теперь, самое важное!)))
Для профилактики ошибок ракурса очень помогает наблюдать за людьми. Например, вы едете в общественном транспорте, выбираете себе модель и прям долго-долго ее рассматриваете (конечно, если она этого не замечает, а то могут возникнуть побочные эффекты :) ). Ваш мозг вживую видит ее как трехмерную фигуру. Т.е. когда вы просто смотрите на живого человека, мозг как бы дорисовывает невидимые глазу части тела. Попробуйте перенести человека в двухмерное пространство, представьте, как бы вы его срисовали, что вы как бы обводите карандашом его контур.
изучая таким образом людей, вы откроете для себя огромное количество естественных и гармоничных, а так же невыгодных поз и поворотов тела. При этом учитывайте вашу позицию, это ваша точка съемки. Представьте, что вы сядете на место соседа, в каком ракурсе тогда окажется наблюдаемый человек?
А заодно анализируйте свет.
Подобные регулярные наблюдения обучат вас лучше любого учителя.
___________
Задание.
Можно было бы дать задание "наотмашь" - сделать "правильный" классический портрет. И хорошо, если вы будете их делать.
Однако для настоящего обучения самым полезным заданием будет то, о чем я писала абзацем выше. Наблюдайте. Анализируйте. Продумывайте. Замечайте, как люди выражают свои эмоции, как их состояние выражается в поведении и мимике, наблюдайте за человеческой пластикой.
Наблюдение, анализ и понимание - самые мощные источники знаний, которые позволят вам точно реализовывать ваши задумки.
_____
В завершение хотела бы вернуться к самому началу. Все мы любим живые эмоции, живую обстановку, настоящий момент, и совершенно неважно, прерывает ли нос линию щеки и сплющена ли от сидения попа. Поэтому не стоит замыкаться на этих уловках. Более того, их наоборот можно использовать для раскрытия сюжета. Экспериментируйте, крутите ваших моделей, раскрепощайте их, вовлекайте в то, что вы снимаете и не ограничивайте себя никакими рамками)
С вашего позволения, я не ограничусь только этой статьей, и в скором времени размещу еще одну. Уже на более общую тему :)
спасибо за внимание!