Эпизод четвертый. Кадрирование.
уроки фотографии. ЭпизодыОдин из способов формирования или переработки изображения.
Два вида будем разделять. Кадрирование при съемке и кадрирование при обработке. В основном разговор и пойдет о "вторичном" кадрировании. Это неплохая возможность отложить решение об окончательном виде снимка.
Существенный минус - кадрирование после съемки уменьшает размер изображения.
ВАЖНО
Большинство изображений выигрывают, если получаются целостными, без дополнительного кадрирования в ФШ.
Опасно думать, что дополнительное кадрирование - панацея от недостатков композиции или повод быть небрежным при съемке.
Ну а теперь - картинки :)
Но сначала вопрос? В какой момент происходит кадрирование?
Верно :) В момент съемки. И даже если Вы этого не знали - я именно сейчас об этом и буду рассказывать. Когда мы фотографируем, у нас всегда есть выбор хотя бы в том, какую применить ориентацию снимка - вертикальную или горизонтальную. Ниже - две фотографии, сделанных с разницей во времени пару минут. Набережная Тель-Авива, вечер.
Кстати - горизонт на обоих кадрах - по нижней трети (очень неплохо помнить вот о чем: если есть доминирующая, ярко выраженная линия - желательно её размещать либо по нижней, либо по верхней трети снимка. И это уместно как для вертикалей, так и для горизонталей))
Расположение горизонта по нижней трети дает нам приоритет неба, возникает ощущение пространства. Когда будете снимать в солнечный, безоблачный день - помните, что пустое небо и выглядит "пустым" - не несущим никакой информации.
Вопрос на засыпку. На снимке ниже приоритет неба или земли?
Не будем долго рассуждать - здесь ключевое пространство сосредоточено в нижеих двух третях. Это и будет считаться приоритетом земли, хотя линии и не строго горизонтальны - они довольно ощутимо делат кадр на три части.
Еще один довольно ощутимый приоритет земли, линия горизонта - по верхней трети:
Старайтесь анализировать сочетание доминирующих линий - это в дальнейшем очень пригодится при выполнении задания "линии в кадре" :)
Это - центральная симметрия :) Непонятно - у чего приоритет, зато половинки кадра вполне себе симметричны. Так допустимо снимать симметричные здания, природу с отражениями - список продолжайте сами :)
А теперь посмотрите еще раз на предыдущие снимки. При их съемке я выбирала разную ориентацию кадра, разные приоритеты. Дополнительного кадрирования мне не потребовалось.
Но что делать, если сразу как-то "не так" получилось, как хотелось бы?
Вот Фотография Ольги Павлюкевич, студентки фотошколы:
Оля уже получила свою оценку за кадрирование этого снимка, теперь моя очередь над ним поколдовать....
Мы посмотрим пять вариантов - две горизонтали, две вертикали, и одну неожиданность.
Итак, горизонталь, приоритет неба.
Мостик слегка "косит"? :) Его выравнивать нельзя - по вертикалям он достаточно прямой. Поясню - иногда имеет смысл ориентироваться не по линии горизонта, а по вертикальным прямым на снимке - здесь их много, они нам помогают почувствовать точнее линию горизонта.
Мне кажется - неплохо получилось, правда? Велосипедист, спешащий навстречу солнцу... Элегическое настроение.
Пробуем дальше.
Горизонтальная ориентаци, приоритет земли.... Ощущение оторванности от земли, подчеркиваем то, что мостик высоко над землей... Но лучший ли это вариант? Попробуем разобраться с вертикалями.
И у эти вариантов есть свое очарование.... Пустоват кадр с приоритетом неба - очень жаль утерянную при таком кадрировании графику веток деревьев, которые были справа на исходнике.
А что, если......
Как хотите - а по мне это лучший вариант :) Идея - автора снимка, Ольги - я только дошлифовала. А еще мне очень понравился её собственный коммент - "А чего это он так спокойно едет???" - теперь он едет действительно, неспокойно, в кадре появилась динамика, мы сохранили чудесную графичность веток справа и солнечное сияние слева.
А, каково? Неожиданно? :)
Оговоримся - далеко не все типы и виды ориентации и приоритетов применимы на фотографии. Но все же мне хотелось бы, чтобы вы научились чувствовать возможные способы кадрирования.
В любом случае - кадрирование - это ВСЕГДА часть авторского решения. Итак....
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Берем собственный исходный снимок и кадрируем не менее, чем ТРЕМЯ любыми вариантами, соблюдая пропорции 2:3 или 3:4, помня про ПТТ и учитывать те знания (пусть пока немногие) что уже получены. ОБЯЗАТЕЛЬНО указываем вариант, который наиболее удачен. Называем Эпизод четвертый.Кадрирование и размещаем в категории "Домашние задания"
С уважением и пожеланиями успеха
Ваша фотоМаруся