Возраст и книги
обсуждение прочитанногоПереношу запись из дневника. Дополнила еще размышлениями на тему книг и детского возраста.
Сначала негласные правила для выбора книги согласно возрасту:
1. Если в книге указан возраст главных героев, то нужно ориентироваться именно на него (+-2 года, обдумывать покупку, бывают разные ситуации). Можно ориентироваться на самого младшего героя, например, истории про Петсона и Финдуса согласно самому младшему главному герою - Финдусу (это 4 года). Некоторые берут серию как гляделку, но на мой взгляд гляделка она и есть гляделка, а ПиФ это совсем отдельная серия книг, которые прекрасны вместе с текстом.
2. Рассчитываем процент текста и картинок. Лет до 4-5 100% попадание будет 80% картинка - 20% текста. Постепенно ребенок учится представлять. При этом предлагать книгу с ч/б иллюстрациями, с малым количеством иллюстраций или совсем без них можно и раньше. Просто сказки и истории там должны быть простыми, короткими и знакомыми-жизненными для ребенка.
3. Обязательно прочитайте развороты. Есть такие книги, которые кажутся малышовыми, но на самом деле они для взрослых детей.
Например, Путешествие голубой стрелы, Путешествие кролика Эдварда, Серёжик - горе, смерть, болезнь, потеря. Многих подкупают иллюстрации и книга предлагается детям дошкольникам, но эти книги для школьников. Тоже самое касается книг на политические темы - Чипполино, Петрушка, Буратино. Сказки Перро и Гримм - Красная шапочка, Спящая красавица, Золушка и т.п. - предлагать стоит после 4 лет. Андерсен - школьникам. Русские народные сказки тоже имеют свое разграничение по возрасту, я уже показывала две хрестоматии для воспитателей детского сада - по содержанию видно разграничение
http://www.babyblog.ru/community/post/kids_books/3144589
http://www.babyblog.ru/community/post/kids_books/3140365
Лучше его придерживаться. 2-3 года - сказки о животных, бытовые сказки. Волшебные сказки после 3,5-4 лет. После 5-6 лет можно читать любые сказки, но с учетом страхов ребенка.
Теперь про современные книги. Значки 0+, 6+ дают подсказку. Дело даже не цензуре, а именно в подсказке. Если на книге (не на энциклопедии или пособии по игре) 6+ или 12+, а ребенку нет и 3, то стои задуматься о необходимости книги на детской полке.
Отдельно отмечу1. Книги с красивыми иллюстрациями... На самом деле красивая иллюстрация у Ингпена или Сабуды (лично я его боюсь, как и Лакомба) может понравиться взрослому, но совсем не понравится ребёнку. Нужно научиться (на 6 чувстве) разделять взрослого иллюстратора и детского, понять, что именно нравится ребёнку, откинув всю моду и все хвалебные отзывы. Ну, вот нравится ребёнку Сутеев, и хорошо! Именно он на все возраста. Маврина прекрасно воспринимается уже после 4 лет (а то и раньше). Не стоит гнаться за изюминкой. К слову в содержании хрестоматий указаны иллюстраторы.
2. И философские темы... Элмер безусловно философская книга, размышления на тему того, что хорошо когда ты не такой как все. И много деталей можно добавить к этим размышлениям, но точно не в 1-3 года. Позже. Сказки Козлова после 4. Вообще все сказки, которые вроде бы ни о чем и обо всем, которые заставляют взрослых задуматься о чем-то таков возвышенном, начать анализировать, лучше читать чуть позже, чем раньше. Это как если я начну с вами говорить о проблемах разработки мобильных приложений или о нагрузочном тестировании клиент-серверных приложений - слов будет много, но мало что понятно. Или вы считаете что чем чаще я с вами буду говорить на эти темы одними и теми же словами, тем лучше вы будете их воспринимать? Можно обсудить и тему философии, я в ней несильна, но думаю что чем чаще буду читать один и тот же текст - умнее в этой области не стану. Тут же вытекает еще один важный смысл этих книг - они настраивают на разговор между читающим и слушающим. Дети обычно со скольки лет хорошо говорят и строят диалоги? Если мне будут читать книги по философии, потом объяснять, отвечать на вопросы, безусловно польза будет
3. Игровые книги. Если я не полезу в книгу с дыркой или не начну скакать и ловить медведя, то книга будет лежать невостребованная. Нужно оценить себя - буду я скакать и дуть в книжку или не буду. Хотя вот дуть в книгу я дула, орала, смеялась, сын все равно книгу не оценил
Ещё про выбор.
Довольно много книг можно скачать в интернете, найти развороты, распечатать, показать ребёнку. Уже в три года ребёнку можно попробовать дать право выбирать книгу самостоятельно, даже через экран монитора или распечатанный лист бумаги. Сын выбирает книги по последней странице, там часто представлены еще книги серии. В заказе обычно 2-3 книги, которые он просил просто так или через экран монитора. Рекомендую записаться в библиотеку уже с 2 лет. Да, чаще всего фонд там старый, но многие книги переиздают, можно оценить необходимость покупки. И что-то из новинок там тоже может проскакивать.
Самое главное не гнать коней, не спешить, лучше взять книгу на полгода позже, чем на год раньше
Еще не нужно ориентироваться на других. Если вдруг соседский мальчик уже в три года слушает Руслана и Людмилу, то совсем не значит, что моему тоже надо срочно догонять. Тоже самое касается дневников чтения на ББ. Даже если ребёнок слушает, не значит понимает и принимает текст. А доводы "потом перечитает" вообще откинуть и забыть. На рынке столько книг для одного возраста, что не хватит ни денег, ни полок, чтобы всё купить. По секрету, ребёнку это и не нужно ;)
Теперь мысли про адаптацию сказок, про пересказ.
С одной стороны, у русских народных сказок порой столько разных вариантов пересказа, что диву даешься. В хрестоматии для 2-3 лет Волк и козлята в урезанном варианте, когда козлята просто не пустили волка в дом, а уже в 3-4 года полная версия сказки с камнями в пузе и утоплением в колодце. С другой стороны, можно порассуждать... Зачем нужен вариант первый? Для того, что предостеречь ребенка не открывать дверь посторонним, но так как ребенок мал, то большую сказку он не поймет или не дослушает, зато короткий вариант точно дослушает и что-то усвоит. Теперь берем адаптацию, например, Золушки. И отвечаем на вопрос в чем прок? Что ребенку 2-3-4 лет нужно усвоить в Золушке в этом возрасте? И так нужно делать с каждой адаптацией, которую встретите на пути. С учетом того, что волшебство как понятие ребенок принимает только после 3 лет (смотря как у него с фантазией, а у вас с терпением объяснить про то, чего нет, про магию)! Вот игра в невидимое вроде понятна, невидимый чай, невидимый мяч, но а что такое фея? даже если она из тыквы понарошку сделала карету, то как золушка в тыкву влезла? А как крысы стали людьми? Или сказка про Красную шапочку. Все ли знают истинный смысл этой сказки? Или только адаптированный вариант из детства? Мне кажется истинный смысл стоит рассказывать девочкам лет так в 10-14, и лучше чтобы они не читали адаптированный вариант, дабы не путать.
Есть и оборотная сторона медали, когда вроде бы еще нужные книги улетают на чердак или в раздел продажа. Например, потешки и книги с малым количеством текста. Во-первых, потешки некоторым детям учить проще чем стихи. Во-вторых, потешка или лепеталка сближает, она ведь для общения мамы и ребенка, думаете в 5 лет дети не любят дурачиться, обниматься или играть в ладушки? Я думаю всё не настолько серьезно В-третьих, забываем про первое чтение. Если в книге крупные буквы, мало текста на странице, белый или светлый фон, хороший шрифт, то она прекрасна для первого чтения!
Потому я не спешу убирать даже детские картонки с потешками, мы к ним часто возвращаемся. Не так давно купила сборник стихов Яблочки-пятки - тютюшкаемся, обнимаемся:
Эй, живот-животок,
Где пупок-завиток?
Спрятался под майку,
Ну-ка вылезайка!
Неужто ребенок в 3 года не засмеется от такого стишка и щекотки? :)
Я не призываю покупать эту книгу, а привожу как пример.
***
Всё это выборка из разных источников, которые я перечитала за полгода жизни среди детских книг (источники указывать не буду, это адский труд). Просто размышления, до выводов еще далеко.
У нас ситуация как раз была такая, что читали много на возраст старше, но теперь я пытаюсь выровнять ситуацию, приблизить к 3-4 годам.
***
как пример не самого удачного списка лит-ры этот
и список активистов раннего развития этот
и обсуждение списка для 0-3
Карлсон как пройденный этап
Зарубежные рекомендации по чтению с детьми
PS сразу напишу, что на комментарии вида "мы читаем" и "все дети разные" отвечать не буду. прошу понять и простить. но буду рада конструктивной критике комментариям с развернутым ответом, ссылками или литературой по теме детский возраст и книги (можно на иностранном языке)