Мнение экспертов
младшим школьникамЭксперты Всероссийского книжно-образовательного конкура «Книга года: выбирают дети» считают, что «Остров-Бродяга» - это удачная находка издательства «Нигма» и яркое открытие в детской литературе 2015 года!
«Остров-Бродяга» Людмилы Васильевой-Гангнус - одна из самых наших необычных книг, изданных в этом году. Эту сказку сложно описать и ее сложно с чем-либо сравнить. Поэтому во время подготовки книги к изданию мы отдали рукопись с иллюстрациями на литературный анализ и психолого-педагогическую экспертизу, которую провели организаторы книжного конкурса «Книга года: выбирают дети».
Рукопись дали почитать фокус-группе, состоящей из школьников начальных классов. К нашей радости, дети очень высоко ее оценили.
«Я думаю, что эту книгу обязательно надо напечатать, потому что она интересная, сказочная и познавательная», - вот выдержка из отзыва одного из наших юных экспертов.
По результатам заполненных школьниками анкет, а также на основе экспертного мнения специалистов, было составлено заключение. Его написала Елена Гращенкова, к. пед. н, руководитель книжного конкурса «Книга года: выбирают дети»:
«Сказка писательницы Людмилы Васильевой-Гангнус, иллюстрированная М.Л.Волхонской, «Остров-Бродяга» - авторская сказка для детей 8-11 лет.
«Остров-Бродяга» - это интересная сказочная история из шести глав с традиционными сказочно-фольклорными конструктами и новыми, авторскими сказочными персонажами и мотивами. Сверх этого в сказке есть игровые и информационно-просветительские элементы для читателя, органично встроенные в сказочный сюжет, и это удачная находка автора и иллюстратора с точки зрения психолого-педагогического потенциала воздействия книги на детей.
Эта сказка несомненно понравится детям, читается она легко и «на одном дыхании», потому что в ней есть музыкальная ритмичность текста и высокий ритм появления новых сказочных событий.
Чем привлекательна эта сказка для детей?
Прежде всего, детям понравится таинственность этой сказочной истории. Неожиданности и что-то новое поджидают читателя к концу каждой главы. Повороты сюжета предсказать практически невозможно, поэтому читатель находится постоянно в тонусе удивления и в ожидании перемен.
«Остров-Бродяга» - сказочно богатая сказка по количеству изобретённых автором художественных образов и мотивов. Фантазия автора, его игры с воображением и конструированием порадуют детей и могут вдохновить их на подобное творчество. Остановимся на этой сильной стороны книги подробнее.
Автор изобрел новые, не похожие на ранее известные сказочные образы и персонажи, яркие и легко запоминающиеся детям.
Бродячий остров. Сам сказочный остров-бродягу можно увидеть только раз в жизни. Это остров необитаемый и обитаемый одновременно. Он плавает по своему, только ему известному маршруту. Он умеет притворяться айсбергом, буксовать и гневаться. Он живой.
На острове есть вулкан Изобретатель, действительно, это вулкан, постоянно что-то изобретающий и производящий необычные предметы. Вулкан умеет чихать и пыхтеть от огорчения. Он умеет сокращаться до мини-вулкана и вырастать. Он изобрел особый зонт «с дыркой для созерцания».
На острове есть тучи, которые злятся и цветы, которые умеют смеяться и плакать.
Итак, Остров-Бродяга - живое, развивающееся существо, имеющее свой характер, настроение, планы. Остров преображается, на нем постоянно происходят перемены, когда «пересекаются слишком северные параллели».
Также есть изобретённые автором вещные образы: зонты с дырками для созерцания, паро-мыльно-летательный аппарат, метеорная туча, цунамно-тайфунное торнадо Маргарита, корабли с говорящими названиями «Угрюмый коршун», «Приятная неожиданность» и «Недвижимость».
Авторские персонажи-животные: Собака Акка, зебра Арбез, Свинья Янивс, крокодил Лидокорк, Дракоша, Тигр. Это особые зонтичные звери - хорошо запоминающиеся, яркие персонажи. К тому же, читателя привлекают к процессу изобретения этих героев.
У каждого персонажа-животного есть своя история рождения и развития. И есть общий секрет, точнее общая технология их рождения и превращения, которую нам раскрывает автор. Технология «зонтичных зверей-вывёртышей». Когда обычные звери (зебра, свинья, крокодил и собака), преображаются в новых животных, выворачиваясь наизнанку с определенными целями: чтобы не замерзнуть, от жары, от страха, от печали, от недоумения или чтобы мимикрировать. В общем, с целью адаптации к бурно меняющимся обстоятельствам в сказке.
В книге через парные иллюстрации точно показано действие технологии «вывёртывания», продемонстрировано, как происходит превращение животных «навыворот», что именно меняется на противоположное или антонимичное. Это интереснейший мыслительный процесс! Пошаговое преображение зверей, изображенное на больших подробных картинках хочется детально рассматривать, анализировать и сопоставлять.
Сотворение, изменение обычного в необычное, перемены и преображение - это ведущие мотивы движения и развития в сказке. Это очень психологично и философски ёмко.
Звери на острове вовсе не живут спокойной сказочно-прекрасной жизнью, а испытывают постоянные трудности и попадают в сложные жизненные ситуации.
Некоторые звери развиваются в течение повествования: имеют дурной характер, совершают плохие поступки, проходят испытания и изменяются, причем как в лучшую, так и в худшую сторону. Так упрямый и жадный Лидокорк превратился в сильного и находчивого Дракона, тихая зебра Абрез была дошла до стадии преображения в свою противоположность - в неугомонного Тигра.
Выворачивание в сказке - это своего рода игра, включающая воображение и мышление ребенка, логику, сопоставление, сравнение и аналогию. Это своеобразная интеллектуальная игра, но с моралью и ценностным посланием. По словам автора, цели и смысл выворачивания в следующем: «Выворачиваться наизнанку, чтобы разглядеть самих себя. Со всех сторон. И изнутри». То есть - познать самого себя: «Под собственной деликатностью вы вдруг обнаруживаете трусость и притворство. Под вашим дружелюбием - расчет. Под постоянством - лень и неуменье совершать поступки». Это уже «выворачивание» личности и проявлений её качеств и свойств от положительных характеристик до своих противоположностей. Этакое «единство и борьба противоположностей» или шкала моральных качеств. Это намёк читателю на необходимость самонаблюдения, самоанализа. Полезно узнать себя в разных проявлениях и поведении. Для этого нужно быть внимательным к себе, быть активным и созидательным.
Вообще, ценностные идеи в этой сказке сильны, доступны пониманию детей младшего школьного возраста, гуманны и очень современны.
Есть идеи развития и рефлексии (выворачивание для самопознания, деятельное преобразование мира).
Есть сильные идеи адаптации к меняющейся среде и обстоятельствам.
Идеи коллективности, конформизма и права личного выбора.
Есть экологические идеи: «Пуля, выпущенная из ружья браконьера, несет всем нам беду», «Некоторых (зверей) истребили, даже предварительно не записав в замечательную Красную книгу. Отчего такое происходит? Почему мы с вами так спокойны?.. Когда рядом убивают! Птиц! Зверей! Цветы! Деревья! Горы! Реки! Даже целые океаны!..».
Пятая и шестая глава сказки посвящена теме вежливости, благодарности-неблагодарности и последствиям невоспитанного поведения. Звери от скуки принимают скоропалительное решение «отчаливать всем вместе» с Острова-бродяги. И улетают, даже не попрощавшись и не оглянувшись на свой остров. И за это невежливое поведение они попадают в большие неприятности.
Есть идея оптимизма, благополучного конца и созидательности.
Хорошо, что в авторской сказке в целом добро побеждает зло, никто из героев окончательно не погибает, только «ужасные бациллы морской свинки повымирали, не оставив после себя потомства».
Отдельно хотелось бы остановиться на языке автора. Сказочный текст написан необычным языком, с ярко выраженной авторской речевой стилистикой и синтаксисом. Детям язык сказки очень понравится.
Дети с удовольствием запомнят зачины и припевы, придуманные автором. Повторяющиеся в разных вариантах зачины:
«Кто был на сказочных островах, тот знает, что это такое. Тому ж, кто не бывал, рассказывать нет смысла … А кто не был …», «Кто видел <…>, тот знает <…>».
Стихотворные припевы, выполняющие роль резонёрского комментария или резюме:
«И! Затянули песню. И!!! Вздрогнул океан. И!!! Пробудился остров»;
«И Лидокорк покачнулся. И!! Лидокорк пошатнулся. И!!! Лидокорк свалился».
Создают приятную ритмику текста и регулярно встречающиеся параллельные синтаксические конструкции:
«Кое-кто вымер. По разным причинам. По уважительным»;
«Был банный день. Суббота. Вулкан пыхтел, пуская пар и пузыри. Мыльные»;
«Вела беседу. О климатических непостоянствах»;
«Для этого пришлось мастерить аппарат. Летательный»;
«Он бы до Луны долетел, когда б не туча. Метеорная»;
«Коль случайно встретите её <пулю>, постарайтесь остановить. По возможности».
Одна из главных особенностей сказки - в ней много современной реальности, языка цивилизации, современных слов и выражений (элегантный, эпидемия, энциклопедия, вращательная скорость, созерцание, дымные города с горами из сваленного мусора, браконьеры и др.), и даже естественнонаучных и технических терминов. Такая сказка детей не только развлекает и воспитывает, но еще и информирует, образовывает.
Что же научно-нового для себя могут узнать дети из этой сказки?
Во-первых, это термины «мореходного дела», географические понятия. За 40 страничек сказки дети узнают (вспомнят) более 50 понятий:
тропики, муссоны, цунами, торнадо, айсберг, вулкан, жерло, фауна, пустыня Гоби, пампасы, Антарктида, Южный полюс, триста шестьдесят градусов, параллель, геодезист, рельеф, базальт, земная мантия, ядро земли, бациллы, гавань, гондола, шлюпка, киль, флагшток, камбуз, палуба, лебёдка, хронометр, психрометр, барометр, секстан, астролябию и курвиметр. И другие.
Это замечательно! Для некоторых читателей это станет замечательным поводом вспомнить или узнать термин.
Отдельный пласт лексики - неологизмы автора. Это яркие, остроумные, выдуманные или искусственно образованные слова и словосочетания: Натишайший океан, метеорная туча (вместо метеоритного облака), закрыть остров (вместо открыть остров), зонтичные звери и др. Они запоминаются и заражают детей словотворчеством.
Сильной стороной сказки является её юмор. Автор дает много поводов улыбнуться читателю и даже посмеяться. Причем юмор в сказке интеллектуальный, здесь засмеется только умный ребенок или взрослый. Либо ребенку нужно сделать отдельное усилие, чтобы понять шутки автора и его улыбчивые эпитеты и смехотворящие метафоры. Что тоже полезно.
Чему сказка «Остров-Бродяга» учит?
Учит наблюдать и размышлять. В сказке есть образцы построения рассуждения для детей. Например, адмирал Самкук увидел айсберг, как и полагается на три четверти плавающий в воде. Но адмирал заметил неладное, засомневался, начал наблюдать и рассуждать, формулировать аргументы:
«Первое. Слишком похожа на вулкан гора, застывшая посредине айсберга.
Второе. Слишком похожа на собаку птица, сидящая на вулканическом склоне».
По всем признакам это оказался остров-бродяга, загримированный под айсберг.
Позже доклад Самкука о закрытии Острова-бродяги так же будет разобран по двум положениям - «во-первых» и «во-вторых».
Учит быть внимательным и уметь переключать внимание. В сказке есть встроенные внесюжетные элементы информационно-просветительского характера, оформленные как «Примечания». Это отдельные изображения бумажного свитка с текстом справочного характера, иногда со схемами. Такие примечания возникают как остановки посреди бурно развивающихся событий, когда почти с научной точки зрения объясняются дальнейшие сказочные действия или задаются моральные вопросы. Такие короткие информационные справки, несомненно, привлекает внимание детей, поддерживает интерес и хорошо запоминаются.
Учит быть догадливым, уметь анализировать и сопоставлять. В сказке есть интеллектуальные задачки. Например, автор, предлагает детям справку о физическом законе, по которому судно с опущенным якорем в условиях бури и шторма начинает вращаться и становится своеобразным буром, сверлящим морскую толщу. Далее автор задает детям исследовательский вопрос: каким образом судно «Приятная неожиданность» могло без повреждений достичь океанического дна и «в конце концов очутилось посреди пустыни Гоби?»
В сказке есть игровые элементы. Например, автор предлагает пересчитать и запомнить зонтичных зверей и их альтер-эго по пальцам, а иллюстратор, изобразив левую и правую ладонь, наглядно показывает, как это можно сделать.
Оформление книги. Иллюстрации сказки жанрово соответствуют тексту. Замечательно, что соответствующие рисунки находятся точно на страницах, изображаемых в тексте событий. Размер рисунков на страницах и их количество в книге оптимально. Цветопись рисунков гармонична настроению сказки - есть загадочность, динамичность, изменчивость, юмор. Персонажи на иллюстрациях похожи на их текстовые портреты. Иллюстрации в этой сказке можно «читать» так же, как текст - история будет понятна. А это означает, что писатель и иллюстратор «поют одну песню», помогают друг другу и читателю, прежде всего, в словесной или художественно-изобразительной форме узнать историю и понять идеи сказки. В современной детской книге акварельные «живые» иллюстрации весьма редки, что делает «Остров-Бродягу» оригинальной и дополнительно привлекательной книгой. Рисунки детализированы, в них используются слова и подписи, это занимательно, поддерживает интерес и внимательность. Стилистика рисунков не взрослая, но и не лже-детская, изображения и их динамика соответствует вкусам и особенностям восприятия детей младшего школьного возраста.
В целом, иллюстрации и оформление страниц гармонично тексту, жанру сказки. Это красивая книга».
Ищите книгу «Остров-Бродяга» в книжных магазинах. Будем ждать ваши отзывы!