Русские праздники
отзывыНемного оправившись от удара по кошельку и подкопив деньжат после покупки «Волшебной флейты» издательства «Дрофа-плюс», о которой я писала тут, я заказала еще одну шикарнейшую книгу этого издательства. Это книга «Русские праздники» (подарочное издание). Книга выходила в 2008 году (и стоила гораздо дороже, чем сейчас), потом пропадала из продажи и я уже и не надеялась ее купить. Но вот она появилась снова. Сейчас она стоит на Книга.ру по акции (с 1 по 10 апреля) 918 руб, а на Озоне - 1734 руб.
Эта книга подойдет в качестве подарка друзьям, родственникам, иностранцам, интересующимся русской культурой, а прежде всего себе и своим детям, которым хочется передать знания и любовь к своим корням, к русским традициям и культуре.
«Русские праздники» (подарочное издание, в футляре)
Автор: Елена Левкоевская
Иллюстратор: Вера Павлова
Издательство: Дрофа-Плюс, 2008 г.
Страниц: 144 стр.
Тираж: 2000 экз.
Переплет: Твердый, футляр
Бумага: Мелованная бумага
Вера Павлова, проиллюстрировавшая книгу, создала ее похожую на Палехскую шкатулку, выбрав фоном страниц с иллюстрациями черный цвет. Черный цвет не смотрится мрачно, а наоборот, торжественно, выгодно подчеркивает другие цвета. Обложка книги лаконичная, обтянутая тканью цвета неотбеленного льна, ленточка-ляссе из натурального льна. Обрез и форзацы насыщенного рубинового цвета, я часто открываю форзац, чтобы полюбоваться этим цветом. У книги очень красивый богатый футляр в черно-красной гамме с изображением скоморохов и чучела Масленицы. Иллюстрации и текст книги удачно дополняют друг друга и буквально пронизаны русским духом. Иллюстрации на черном фоне чередуются с текстом на бежевом фоне с эффектом состаривания и мелкими рисунками.
Прочитав книгу, поняла насколько мало я знаю о русских праздниках, даже о таких как Масленица, Пасха, Рождество, Новый год, Крещение.
Содержание:
Рождество Христово, Святки, Новый Год, Крещение, Сретение, Власьев день, Масленица, Прощеное воскресенье, Евдокия Плющиха, Сорок мучеников, Герасим Грачевник , Алексей Теплый, Благовещение, Великий пост, Вербное воскресенье, Страстная седмица, Пасха, Егорьев день, Засевки, Никола Вешний, Вознесение, Семик, «Похорошы кукушки», Троица и Духов день, Русальная неделя, Иван Купала, Петровки, Казанская, Тихвинская, Самсон-сеногной, Ильин день, Медовый Спас, Яблочный Спас, Хлебный Спас, Успение, Флор и Лавр, Семен-летопроводец, Рождество Пресвятой Богородицы, Воздвижение, Покров, Кузьминки, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Андреев день, Никола Зимний, Филипповский пост.
Рождество, Святки, Новый год. В книге вы узнаете почему в России Новый Год празднуют раньше Рождества, что никакого Деда Мороза не было, а был просто Мороз - символ холодного времени года, который задабривали кутьей (рождественским кушаньем из зерен, сваренных на меду) или блинами, киселем: «Мороз, мороз, ступай к нам кутью есть, а летом не приходи - не бей рожь и жито, а придешь - будем кнутом бить». Позабавила традиция за рождественским ужином узнавать, хороший ли будет летом урожай. Хозяин зачерпывал из горшка первую ложку кутьи и с силой подбрасывал вверх - если к потолку прилипнет много зерен - урожай будет хороший. Представила себе это в наше время в квартире с белым потолком, чтобы отец семейства прилепил кашу на потолок. Конечно, такая традиция отошла в былое, но интересно узнать, что такое было.
На Святки молодежь и дети ходили ряжеными, обходили все дворы, пели колядки и требовали угощения. В святочные вечера девушки гадали, но особенно на Рождество, в канун Нового года и Крещения.
Масленица. Вы знаете, что в течение Масленичной недели нельзя есть мясо? Я не знала, и для меня это стало настоящим открытием. Хоть Масленица издавна считалась «обжорой», разрешено есть молочные продукты: сыр, молоко, сметану и др., а мясо нельзя, потому что эта неделя перед Великим постом и называется она мясопустной. В Масленицу ели блины, резать блины нельзя, только рвать руками. В Масленицу катались с ледяных гор, и это было не только развлечением, но и особым ритуалом. Начинали катание девушки на донцах прялок - по длине пути судили, как далеко от родного дома она выйдет замуж. Потом наступал черед замужних женщин на скамейках, санях и донцах прялок, каждая старалась проехать как можно дальше, чем длиннее бег санок, тем длиннее лен в текущем году. После это катались все желающие. В масленицу все гуляли и веселились, «пробуждая» природу ото сна, не гуляли только больные и немощные.
Троица и Духов день. Да, живя в городе и праздника такого не замечаешь, деревенским жителям повезло больше. Помню школьницей я каждое лето жила у бабушки в деревне в Липецкой области, на Троицу мы девчонки бегали в ситцевых платьях и плели березовые венки, а деревенские нам помогали, не так-то просто это было сделать. А потом ходили весь день красивые. Эта традиция и описана в книге.
Иван Купала. Это еще один праздник, который я хорошо знаю, потому что он выпадает на летние каникулы и мы с сестрой жили в деревне у бабушки, когда были школьницами. По традиции этот день неженатой молодежи, в этот день молодежь гуляла: купались, обливали друг друга, прыгали через костры, желающие могли сходить за цветком папоротника, который в эту единственную ночь расцветал в лесу. Всю ночь молодежь гуляла и бесчинствовала: затыкали печную трубу, затаскивали на крыши жерди и бревна, загромождали улицу возами, лодками. Такие проделки старались сделать во дворе любимой девушки, и это было своеобразным ухаживанием. От себя добавлю, что эта традиция сохранилась до сих пор в деревнях. В Липецкой области ночь после дня Ивана Купала называется «Череда». Молодежь бесчинствует: так же как и раньше загораживают дорогу и даже «Московскую трассу», в эту ночь не рекомендую совершать путешествие, чего доброго в аварию попасть. Молодежь кидается тухлыми яйцами -«балтунами», яйцами не вылупившимися у курицы-насетки. Обливаются водой, для этого берут с собой ведро и черпают откуда попало, иногда из пруда с тиной, иногда из лужи, иногда из колодца. По дворам раскатывают бревна, утаскивают телеги на другой конец деревни, подпирают входную дверь так, чтобы хозяева не вышли, а утром им пришлось вылезать в окно. Гуляет и не спит не только молодежь, но и сторожа - это хозяева, которые караулят во дворе, например, с кнутом для скота и при необходимости могут пройтись вдоль спины нарушителя спокойствия. На следующий день все наводят порядки, ищут пропавшие вещи, стирают грязную одежду.
Ильин день считался пограничьем между летом и осенью, в этой даты сокращается день и становятся длиннее ночи. Илья-пророк считался повелителем дождя и с этим днем связывают начало дождливого сезона. С этого дня запрещается купаться в водоемах, вода становится холодной, потому что Илья в воду кинул кусочек льда. В бабушкиной деревне еще говорили, что Илья в воду написал.
Русские праздники: языческие и церковные переплелись с народным календарем. До сих пор в деревнях по многим праздникам ориентируются: когда сеять, когда собирать урожай, когда начинать собирать яблоки, когда качать мед, когда жениться и т.д.
Об этих и других праздниках более подробно вы узнаете из книги. Эта книга должна быть в каждой русской семье, ее хочется передавать из поколения в поколение. Эта книга заняла достойное место и в нашей домашней библиотеке.